Он был инопланетянином и еретиком – тайны знаменитого Иеронима Босха

Искусство

Причудливые фигуры, некая карикатурность образов, символы и обилие всевозможных «загадок», которыми нас щедро осыпает автор. Всё это можно увидеть на знаменитых картинах Иеронима Босха. Многим из нас эти творения кажутся странными, а вот искусствоведы до сих пор бьются над тайнами, которые скрыл в своих произведениях Босх.

Неслучайно Иеронима Босха называют самым загадочным художником всех времён. И это неслучайно – в своих творениях он говорит с нами не только языком понятных всем символов, но и с помощью фольклора, а также старинных преданий. Взглянув даже на одну картину Босха, несложно догадаться, что сам автор был крайне неординарной и интересной личностью. Что же известно о голландском мастере? И как в его голове рождались столь причудливые образы, ошеломляющие нас сегодня? И почему историки до сих пор высказывают самые разные версии о том, кем же на самом деле был известный художник?

Сын живописца

Ерун Антонисон ван Акен – именно так звучит настоящее имя художника, полученное при рождении. Он появился на свет в середине XV века, причём точную дату историкам установить так и не удалось. По сути, будущее юного Еруна было предопределено – его семья принадлежала к творческой среде, причём практически все мужчины-представители рода занимались живописью.

С ранних лет мальчик видел, как отец и дед расписывают фрески и создают свои творения. Он наблюдал, с какой кропотливой тщательностью мастера подбирают оттенки, стараясь максимально точно воспроизводить увиденное. Впрочем, уже тогда Еруна посещали мысли о том, что далеко не всегда призванием живописца является отражение реальности. Он мечтал создавать картины, на которых показывал бы собственные миры, рождённые его воображением.

Это не были простые иллюзии – с помощью таких художественных фантазий он стремился «поговорить» со зрителем, призвать его к чему-либо, открыть для него нечто важное. Уже тогда Ерун понимал, насколько большое влияние имеет живопись, насколько сильными могут быть впечатления людей от художественных творений.

Неизвестный автор «Портрет Иеронима Босха», 1585 год Местонахождение: Художественный музей Мид, Амхерст, США
Неизвестный автор «Портрет Иеронима Босха», 1585 год
Местонахождение: Художественный музей Мид, Амхерст, США

В мастерской

Детство будущего живописца прошло в отцовской мастерской, где мальчик обожал проводить всё свободное время. Это был мир созидания и безграничного полёта фантазии. Здесь же Ерун получил первые навыки рисования, начал изучать особенности техники. Что интересно, в ту пору у него уже начал формироваться собственный неповторимый стиль (согласитесь, картины Босха нельзя перепутать ни с одной работой иного живописца). После смерти отца юноша унаследовал его мастерскую и решил продолжить семейное дело, тоже выбрав путь искусства.

Первые работы живописца, сохранившиеся до нашего времени, были созданы в 1480-е годы. Уже тогда он ставил под ними подпись: «Хиеронимус Босх». Со временем имя несколько преобразилось, превратившись в Иеронима. Вероятно, свой псевдоним Босх приобрёл, когда на его родине сменилась власть. После гибели короля Карла Смелого Бургундские Нидерланды оказались под контролем Габсбургов. Новую фамилию художник взял по сокращённому названию города, где родился – Ден Босх.

От сокращённого названия родного города Хертогенбоса художник взял себе псевдоним - Босх / commons.m.wikimedia.org
От сокращённого названия родного города Хертогенбоса художник взял себе псевдоним – Босх / commons.m.wikimedia.org

Выгодный брак

В тот же период, около 1480 года, Иероним женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене. Биографы мастера предполагают, что её он мог знать с детства и, вероятно, она разделяла увлечение Босха живописью. Судя по её фамилии, Алейт принадлежала к достаточно знатному семейству, а это уже свидетельствует о том, что положение Иеронима в обществе было достаточно высоким.

Неизвестно, как сам живописец относился к своей избраннице. Не исключено, что для него этот союз стал исключительно браком по расчёту. Известно, что у пары не было детей, но благодаря приданому своей супруги Босх стал влиятельным бюргером и очень быстро сумел обустроить свою мастерскую. Впрочем, укреплению авторитета Иеронима способствовало не только состояние семейства Алейт, но и таланты художника, который становился всё более известным в Нидерландах.

Неизвестный автор (приписывается Жаку Ле Букку) «Портрет Иероним Босха», около 1550 год Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция
Неизвестный автор (приписывается Жаку Ле Букку) «Портрет Иероним Босха», около 1550 год
Местонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция

Общество еретиков

Не менее важным периодом в жизни живописца стало вступление в Братство Богоматери. Его членом он стал в 1486 году, причём в архивных документах имя Босха упоминалось по меньшей мере три раза. Ему нередко поручали оформление праздничных шествий, создание картин на религиозную тематику, участие в обрядовых таинствах общества. Поскольку само Братство состояло как из священнослужителей, так и мирян, не являясь некой «закрытой» группой, имя Босха очень скоро стало известным во всей стране.

К слову, Иероним здесь, что называется, «совмещал приятное с полезным». Он живо интересовался библейскими сюжетами, притчами и легендами о сотворении мира, а потому получил возможность заниматься любимым делом, получая за это значительное вознаграждение.

Как считает современный исследователь творчества Босха Френгер, Братство Богоматери принадлежало к еретическим сектам того времени, причём распространило своё влияние по всей Европе. При этом многие идеи этого объединения были созвучны современным принципам, несмотря на изрядное количество столетий, разделяющих нас и эпоху Босха. В частности, здесь пропагандировались свобода отношений и стремление жить вопреки установленным обществом границам и рамкам.

Члены Братство желали прийти к тому состоянию, в котором пребывал Адам до своего грехопадения. С одной стороны, это было желание очиститься от всех грехов. С другой же, среди членов общества было немало сторонников свободной любви. Как бы то ни было, но самому Босху был близок этот дух дерзости и идейности, в который он погрузился.

Список новых членов Братства Богоматери, в том числе Иеронима Босха, 1486-1487 годы Местонахождение: Брабантский исторический архив, Хертогенбос, Нидерланды
Список новых членов Братства Богоматери, в том числе Иеронима Босха, 1486-1487 годы
Местонахождение: Брабантский исторический архив, Хертогенбос, Нидерланды

Удивительный художник

Но всё-таки в первую очередь Иероним Босх запомнился как великолепный живописец, удивительный мастер, имеющий неподражаемый стиль, а не как член определённого братства. Согласитесь, картины его и сегодня поражают воображение. При этом, как очень точно отмечают многие ценители живописи, его творчество обладает удивительной притягательной силой. Вероятно, благодаря той самой «чертовщине», которую мы видим на полотнах Босха, Карел ван Мандер очень точно высказался об этом:

«Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!»

И действительно, образы, созданные безграничным вдохновением живописца, способны удивить даже самого искушённого зрителя. Что интересно, со временем у исследователей поменялось отношение к полотнам голландского мастера. Если поначалу считалось, что «бесовство» на его картинах было создано лишь на потеху публике, то сегодня мнение кардинально изменилось. Босх не стремился лишь подшутить над зрителем. В своих карикатурных, комичных, подчас совершенно нелепых образах он закладывал глубокий смысл, разгадать который в полной мере не удалось даже в наши дни.

Возможно, Босх был своего рода сюрреалистом своего времени Иероним Босх «Стог сена», около 1515 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Возможно, Босх был своего рода сюрреалистом своего времени
Иероним Босх «Стог сена», около 1515 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Сложные творения

Немало нынешних учёных пришли к выводу, что в творчестве Босха скрыты гораздо более глубокий смысл и сложные символы, нежели считали в прежние столетия. Это вовсе не карикатурные изображения, созданные лишь для увеселения публики. Что интересно, искусствоведы в своих мнениях разделились на несколько «групп». Приверженцы одной из теорий считают, что Иероним Босх был своего рода сюрреалистом своего времени. Ему нравилось намеренно искажать реальность, как спустя много веков делал Сальвадор Дали.

Другие же возражают, заявляя, что в творчестве голландского живописца отражаются «эзотерические практики Средневековья». Согласитесь, звучит мудрёно, однако именно такие странные ритуалы и явления порой можно увидеть на полотнах Босха. Ничем иным, кроме как некими магическими обрядами, их нельзя объяснить. Здесь даже присутствуют алхимия и чёрная магия – пусть в исключительно художественном воплощении.

Ну а третья «группа» склоняется к тому, что Босх был приверженцем различных религиозных ересей. Не исключено, что эта версия наиболее близка к истине. Если же так, то этот голландец должен был отличаться большой смелостью. Не стоит забывать, что в те времена в европейских странах свирепствовала инквизиция, а потому за малейшее подозрение в ереси можно было попасть на костёр.

Иероним Босх «Блаженные и проклятые», около 1505-1515 годов Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Иероним Босх «Блаженные и проклятые», около 1505-1515 годов
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия

О смертных грехах

Если рассматривать творчество Иеронима Босха, то можно заметить, что в его ранних работах значительное место отводится сатире. Автор явно не был лишён чувства юмора, а потому старался высмеять человеческие пороки и грехи в неповторимой, лишь ему свойственной манере. Самыми известными работами раннего периода творчества мастера стали «Брак в Кане Галилейской», «Семь смертных грехов и Четыре последних вещи» и «Извлечение камня глупости».

Стоит отметить, что эти картины художника очаровывали ещё современников автора. Так, к примеру, «Семь смертных грехов…» украсили опочивальню короля Филиппа Второго. Монарх считал, что благодаря этому произведению он каждый день перед сном получает возможность рассуждать о греховности рода человеческого.

Интересно, что в центре композиции картины «Семь смертных грехов…» находится Всевидящее око – глаз, который взирает на всё происходящее. В зрачке мы видим изображённую фигуру Христа, который воплощает всё чистое, светлое и благопристойное. Он окружён золотыми лучами, а ниже мы можем прочесть надпись:

«Берегись, берегись, Бог видит всё».

Семь самых худших прегрешений человечества здесь показаны в понятной и доступной для зрителя форме. На картине можно увидеть пороки, которые свойственны людям: гнев, гордыню, сладострастие (похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Здесь же можно заметить ещё одну надпись, взятую из Ветхого Завета:

«И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности».

По сути, «Семь смертных грехов…» – картина сатирическая, направленная на высмеивание пороков людских. Но, с другой стороны, в ней скрыт трагизм осознания того, что пороки в конце концов погубят человеческий род. Кстати, по углам картины изображены те самые «четыре последних вещи»: Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные Врата. Каждый из живущих окажется перед ними.

Иероним Босх «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», 1480-е годы Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Иероним Босх «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», 1480-е годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Насмешка над глупцами

Кстати, Босх нередко высмеивал наивных и глупых людей, которые попадаются на «удочку» шарлатанов и всевозможных мошенников. Это можно увидеть на картине «Удаление камней глупости». Здесь Босх обращается к символам, изображая цветы вместо камней. В Средние века выражение «камень в голове» отождествлялось с людской глупостью.

На картине «Извлечение камня глупости» мы видим шарлатанов, которые, заявив, что собираются избавить «пациента» от камней глупости, обворовывают его, забирая ценные цветы. Кстати, перевёрнутая воронка, лежащая на столе – не просто элемент интерьера, а символ мошенничества. Надо сказать, что у Босха вообще не бывает лишних предметов – каждый из них имеет своё значение.

Иероним Босх «Извлечение камня глупости», около 1488 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Иероним Босх «Извлечение камня глупости», около 1488 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

«Корабль дураков»

Высмеивая пороки людей, Иероним Босх не стремился обелять одну категорию людей и направлять свой сатирический удар в направлении других. Напротив, он уверенно показывает нам, что грехам и порочным склонностям подвержены самые разные люди – представители различных сословий и родов деятельности.

Его сатира не обходила даже церковников, насмешки над которыми в ту пору могли дорого стоить художнику. Но Босх этого не боялся, что мы и видим на картине «Корабль дураков». Здесь подвыпившие монашка и монах горланят песни, отправляясь в плавание вместе с другими безумцами. Что ждёт в бурном океане утлое судёнышко, находящееся под управлением шута? Ответ очевиден, причём тем самым «кораблём дураков» Босх считает весь наш мир, который, утопая в пороках, движется навстречу собственной гибели.

Представление о «корабле дураков» не было создано Иеронимом Босхом – об этом говорили ещё в пору раннего Средневековья. Однако именно живописец ярко показал нам представителей разных социальных слоёв, оказавшихся на одном судне. Почему? Да просто потому, что каждый из этих странных пассажиров действительно является глупцом. На этой картине Босх подчёркивает эфемерность и хрупкость корабля, некую бессмысленность всего происходящего на нём и самого плавания.

Посмотрите на фигуры людей на «Корабле дураков». Они кажутся плоскими и уродливыми, а сами лица напоминают отвратительные маски. Многие пассажиры занимаются откровенно глупыми делами, а другие неистовствуют, отчего в любой момент судёнышко может перевернуться. Автор явно осуждает человеческие пороки, но особенно строг к представителям духовенства, которые сами легко поддаются греховным радостям.

Иероним Босх «Корабль дураков», 1495-1500 годы Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Иероним Босх «Корабль дураков», 1495-1500 годы
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Диковинный «Сад наслаждений»

Одной из самых загадочных картин голландского мастера можно по праву назвать «Сад земных наслаждений». В 1593 году картину приобрёл испанский король Филипп Второй, который был большим поклонником творчества голландца. С 1868 года произведение находится в Музее Прадо.

Что примечательно, творение Босха состоит из двух сторон. На внешней части изображена земля на третий день от сотворения мира. Она напоминает прозрачную сферу, наполовину заполненную водой. Заметно, как из темноты морей выступают едва видные очертания суши. Где-то вдалеке, во мгле Вселенной, можно увидеть Творца, который осматривает свою создание.

А вот с обратной стороны мы видим уже цветущий и живой мир. В центральной части триптиха – «мир любви», населённый множеством различных животных, птиц, обнажёнными мужчинами и женщинами. Здесь пары беззастенчиво предаются чувствам прямо в водоёмах или скрываются в глубине диковинных тоннелей. Неподалёку от фонтана жизни можно увидеть Бога, который представляет Еву изумлённому Адаму.

Но, как часто бывает у Босха, эта идиллическая картина содержит некое предзнаменование грядущего зла. Рядом с водоёмом – кот, сжимающий в зубах мышь. Он символизирует коварство или даже самого дьявола, который уже сумел пробраться в этот райский сад. Совсем скоро он примет новое обличье и соблазнит Еву чудесным яблоком.

Стоит признать, что изображение Рая заметно уступает яркости Ада, который Босх написал с особенным тщанием. Здесь мы видим истекающих кровью невинных жертв, муки грешников и ликование самых тёмных сил, которые есть в мире. Да, Босху действительно доставляло удовольствие изображение подобных сцен, но лишь потому, что так он предупреждал людей о грядущих карах.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годы Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годы
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

«Страшный суд» Босха

Среди сохранившихся до наших дней полотен Иеронима Босха самым масштабным является «Страшный суд». В центре мы видим изображение самого Страшного суда. Праведникам достаётся красота голубого небосвода, грешники же получают стрелы и копья, которые летят в них.

На левой створке триптиха автор показал нам сцену изгнания Евы и Адама из Рая – с этого момента и начинается греховный путь человечества. А вот справа – жуткая картина Ада, где Босх снова превзошёл самого себя. Стоит заметить, что художнику явно нравился формат триптиха, который он выбирал для ряда своих произведений. Он позволял ему не только показывать контрасты, но и давал возможность рассказывать историю с помощью изображённых сцен. Благодаря такому варианту картину выходила масштабной, полной и завершённой.

Собираясь создавать очередное полотно, Иероним Босх рисовал много эскизов и этюдов. Это существенно отличало его технику от принципов других художников той поры. Немало его зарисовок в дальнейшем стали полноценными полотнами и весьма известными картинами. Кстати, Босх далеко не всегда ставил подпись под своими творениями – таких картин всего семь.

Иероним Босх «Страшный суд», 1501 год Местонахождение: Академия изобразительных искусств, Вена, Австрия
Иероним Босх «Страшный суд», 1501 год
Местонахождение: Академия изобразительных искусств, Вена, Австрия

Босх – инопланетянин?

О том, кем же был Иероним Босх, высказываются самые разные версии. Некоторые учёные заявляют, что он был еретиком, другие же называют его ревностным католиком. Его приравнивают к сюрреалистам, но иные заявляют, что Босх, напротив, писал то, что видел своими глазами. Согласитесь, звучит странно, если учесть, что на полотнах мастера встречается и учёная саранча, и древесные чудища, и животные, словно бы пришедшие к нам из диковинных сказок.

Но сторонники теории о Босхе-реалисте говорят: «Да, он всё видел сам, поскольку являлся инопланетянином». Всё это кажется невероятным, но даже серьёзные специалисты допускают, что Босх вполне мог быть свидетелем прибытия НЛО на нашу землю – и об этом тоже говорят его произведения. Так ли было на самом деле, остаётся только гадать.

Кто-то считает Босха инопланетянином, поскольку он видел то, чего не видели другие люди Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе», около 1504-1505 годов Местонахождение: Художественный музей, Берлин, Германия
Кто-то считает Босха инопланетянином, поскольку он видел то, чего не видели другие люди
Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе», около 1504-1505 годов
Местонахождение: Художественный музей, Берлин, Германия

Смерть мастера

Жизнь Иеронима Босха продолжает таить немало загадок, однако не менее таинственной кажется и его смерть. Вернее – то, что произошло спустя много веков после кончины голландского живописца. Он умер в 1516 году, причём причины были самыми естественными – в ту пору художник уже достиг преклонного возраста и страдал от многих болезней. Он был похоронен в храме святого Иоанна, капеллу которого некогда оформлял.

Спустя века гробница знаменитого живописца была вскрыта, однако вместо тела и истлевших останков в ней был обнаружен лишь небольшой камень. Когда его положили на стекло микроскопа, он начал нагреваться и излучать свечение. Что это было, до сих пор так и не выяснили. Равно как и то, куда подевался прах Босха.

Памятник Иерониму Босху в его родном городе Хертогенбосе / commons.wikimedia.org
Памятник Иерониму Босху в его родном городе Хертогенбосе / commons.wikimedia.org

Ещё при жизни он стал известным живописцем, окружив себя множеством тайн. Намеренно ли это делал Босх? Как мне кажется, нет, однако он был крайне сложной и многогранной личностью, которая невольно вызывала интерес людей – как современников, так и тех, кто жил спустя много столетий после Иеронима Босха. Его странные, затейливые картины со множеством персонажей и сегодня не перестают привлекать зрителей. В них скрыто немало тайн, символов и загадок, которые по-прежнему задаёт нам удивительный голландский «инопланетянин» Босх.

На обложке: Фрагмент гравюры Корнелиса Корта «Портрет Иеронима Босха», около 1572 года. Местонахождение: Институт истории искусств, Гаага, Нидерланды

МУСАГЕТ
Добавить комментарий