«Олимпия» Мане – почему публика плевалась в знаменитую картину мастера?

Искусство

Современные ценители искусства по-разному относятся к картине Эдуарда Мане «Олимпия». Одни пребывают в восторге от яркости красок и переходов света и тени, другие же заявляют, что ничего особенного в этой работе мастера не видят. Тем не менее сегодня это признанный шедевр мирового искусства.

На нём, как и на многих известных картинах, изображена обнажённая женщина – в наше время этим не удивишь никого. Однако во время своего первого появления на публике «Олимпия» произвела ошеломляющее действие. Неужели прежде никто не видел изображений обнажённых дам? Видели, ещё как! Однако именно это творение Мане вызвало настоящий скандал в обществе. Чем же картина Мане так поразила первых зрителей?

Написание шедевра

Картина Мане «Олимпия» – достаточно крупное произведение (одна только его длина достигает почти двух метров). Она стала одной из самых известных работ мастера. Правда, изначально популярность картины была связана со скандалом, разразившимся вокруг неё.

Эдуард Мане написал «Олимпию» в 1863 году. Непосредственно о процессе работы живописца над этим творением известно мало. До наших дней сохранились два эскиза. В качестве натурщицы здесь выступала излюбленная модель Мане Викторина Мёран. Тем не менее исследователи не исключают, что автор придал ей черты любовницы Наполеона III Маргариты Белланже.

Вдохновением для написания «Олимпии» стала другая работа – картина прославленного Тициана «Венера Урбинская». Прежде Мане делал копию этой работы, а потому знал её досконально. Кроме того, живописец был почитателем таланта своего учителя Джорджоне, у которого тоже имеется подобное изображение – «Венера спящая».

Эдуард Мане «Олимпия», 1863 год Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
Эдуард Мане «Олимпия», 1863 год
Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

Громкий скандал

В 1865 году «Олимпия» предстала перед публикой в Парижском салоне. Народ был потрясён – уже в первый день демонстрации «Олимпии» разразился скандал. Но почему? Неужели раньше люди не видели изображения обнажённых натурщиц? Конечно, видели – достаточно взглянуть на вышеупомянутую работу Тициана.

Кроме того, за два года до появления «Олимпии» на выставке выставлялась картина Александра Кабанеля «Рождение Венеры». От этого произведения публика была в восторге – прекрасное обнажённое тело главной героини полотна завораживало. Вероятно, именно поэтому вскоре её приобрёл Наполеон III.

Но почему тогда люди плевались (в буквальном смысле этого слова) в картину Мане? Дело в том, что живописец жил в эпоху пуританских нравов, когда любование обнажённой женской натурой считалось чем-то крайне неприличным. Но почему же тогда публике нравились работы других мастеров – ведь там тоже были дамы в стиле «ню»?

Если вы не поленитесь и ещё раз перечитаете названия работ прочих художников, о которых я упомянула в своём рассказе, то наверняка быстро всё поймёте. Изображать обнажённую красавицу было допустимо, если на картине речь шла не о земной женщине, но о ком-то нереальном, то есть богине.

Чем более «ненастоящей» была главная героиня – тем лучше. Она могла быть персонажем древних преданий, как та же Венера на полотнах Кабанеля, или же таинственной и недосягаемой, как одалиска на полотне Энгра. Нередко художники намеренно приукрашивали своих героинь, придавая им нереальные черты или особенности. Да и в целом их образы мало походили на тех женщин, которых парижане видели каждый день.

Александр Кабанель «Рождение Венеры», 1863 год Местонахождение Музей Орсе, Париж, Франция
Александр Кабанель «Рождение Венеры», 1863 год
Местонахождение Музей Орсе, Париж, Франция

Земная женщина Мане

А теперь взгляните на «Олимпию» Мане. Вместе того, чтобы изобразить прекрасную и недосягаемую богиню, он предложил публике образ обыкновенной земной женщины. Это обыкновенная проститутка, которая уверенно смотрит на зрителя с полотна.

Рядом – её служанка, принесшая букет от одного из клиентов. На кровати – чёрная кошка, выгнувшая спину. Зверьку явно не понравилось, что служанка приблизилась к постели хозяйки. Согласитесь, такую картину можно было бы наблюдать в любом французском публичном доме, и ничего божественного или нереального здесь не было. Именно это и возмутило пуритан-лицемеров.

Кроме того, Мане не стремился приукрасить внешность своей героини. Он хотел показать её такой, какая она есть. Нет, уродиной изображённую даму нельзя назвать, да и фигура у неё имеет вполне нормальные пропорции.

Однако парижане заявляли, что большего кошмара никогда не видели. Они разглядели, что у «Олимпии» коротковаты ноги, а также очень худые бёдра. Её лицо называли безобразным. Всё это, конечно, не так, но публика действительно не хотела видеть настоящую женщину вместо совершенной богини.

Олимпия уверенно смотрит на зрителя с полотна
Олимпия уверенно смотрит на зрителя с полотна

Вызов художника

Несмотря на разразившийся скандал, Мане продолжал следовать собственной линии в творчестве. Он не боялся бросать вызов публике и, как оказалось, действовал так не напрасно. Со временем людям пришлось отказаться от лживых пуританских взглядов и суметь оценить истинную красоту того, что окружает человека.

Принципы, заложенные Мане, стали основой работ дальнейших поколений художников. Мастера изображали обыкновенных танцовщиц, купальщиц, куртизанок, причём не стараясь придать их внешности идеальные черты. Публика начала постепенно отходить от мира богинь и таинственных роковых дам, принимая образ живой земной женщины, имеющей и достоинства, и недостатки.

Служанка принесла Олимпии букет, а чёрный кот недоволен ею и выгнул спину
Служанка принесла Олимпии букет, а чёрный кот недоволен ею и выгнул спину

Сегодня мы можем с осуждением относиться к критикам, заявлявшим, что «Олимпия» Мане является сущим уродством. Но неужели современные люди столь разительно отличаются от тех «пуритан» прошлого? Как мне кажется, публика практически не изменилась. Конечно, сегодня никто не станет плеваться в сторону обнажённого женского тела на картине или фотографии. Но давайте вспомним о крайне популярных фильтрах в приложениях. Ведь они помогают создать некий совершенный идеальный и часто нереальный образ, не имеющий ни одного изъяна, но вместе с тем совершенно «мёртвый». Так не лучше ли полюбить себя и мир такими, какие они есть?

На обложке: Картина Эдуарда Мане «Олимпия» в музее / foto-basa.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий