«Обыкновенное чудо» с Эрастом Гариным – фильм, который остался в тени захаровской комедии

Искусство

У пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» намного более длинная история, чем одна комедия, снятая Марком Захаровым.

Изначально пьеса была поставлена в театре, затем с разницей в 14 лет появились две экранизации. Зрители отлично знают фильм 1978 г., хотя первая экранизация Эраста Гарина по режиссуре и актерскому исполнению ни в чем не уступает захаровской комедии.

Первая постановка

Евгений Шварц закончил пьесу в трех действиях в 1954 г. Писал долго, почти 10 лет, как сам говорил «с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком». Пьеса во многом автобиографична. Отношения Волшебника и Хозяйки Шварц списал с собственной семейной жизни. Евгений Львович так же нежно заботился о своей молодой супруге. Прототипом Принцессы стала его дочь, которую он, как и Король в пьесе, любил совершенно самозабвенно.

В 1956 г. пьеса уже была поставлена на сцене Театра-студии киноактера. За работу взялись Эраст Гарин и его супруга Хеся Локшина. Они же написали спектакль. Роль Медведя исполнял молодой Вячеслав Тихонов.

Произведение, несмотря на многие комичные моменты, было больше философским. Драматург Леонид Малюгин после посещения одного из спектаклей написал письмо Шварцу, отметив, что Гарин смог найти «верный ключ к пьесе – произведению очень своеобразному». Постановка удалась, зал был каждый раз заполнен до отказа.

Вячеслав Тихонов в роли Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо» на сцене Театра-студии киноактера, 1956 год
Вячеслав Тихонов в роли Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо» на сцене Театра-студии киноактера, 1956 год

Из спектакля – в фильм

В 1964 г. Эраст Гарин и Хеся Локшина взялись за экранизацию пьесы. В отличие от фильма Марка Захарова, снимавшегося в павильоне, съемки первой картины проходило как на киностудии им. Горького, так и на натуре в Москве и Алупке.

Состав актеров несколько изменился. Из театральной постановки в фильм перешли Эраст Гарин в роли Короля, Министра-администратора продолжил играть Георгий Георгиу, а Первым министром остался Алексей Добронравов.

Волшебником в фильме стал Алексей Консовский, который был отлично знаком советским зрителям по роли Принца из «Золушки» (там же роль короля тоже исполнил Эраст Гарин). На роли Принцессы и Медведя пригласили практически студентов – Нелли Максимову и Олега Видова. Гарин посчитал, что безупречно игравший Медведя в театре Вячеслав Тихонов на экране смотрелся бы слишком возрастным в этой роли.

Эраст Павлович Гарин в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо», 1964 год
Эраст Павлович Гарин в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо», 1964 год

Нелли Максимова после «Обыкновенного чуда» снималась нечасто, а вот для Олега Видова фильм стал пропуском в кино, хотя гаринская картина и не была первой его работой. Но именно роль Медведя раскрыла в актере фактурного романтического героя.

Если фильм Марка Захарова можно назвать философской комедией, то экранизация Эраста Гарина больше напоминает милую романтичную сказку. Отличительная особенность первого фильма – всякое отсутствие иностранных слов. Эраст Гарин никогда не пользовался заимствованными словами, предпочитая обходиться родными. Вместо «ромштекс» говорил – «кусок жареного мяса», вместо «бифштекс» – «кусочек мяса с кровью», даже «коктейль» называл «петушиный хвост», что соответствовало буквальному переводу с английского языка.

Нелли Максимова и Олег Видов в фильме «Обыкновенное чудо», 1964 год
Нелли Максимова и Олег Видов в фильме «Обыкновенное чудо», 1964 год

Картина пленяет и особым актерским шармом еще той старой довоенной школы, из которой вышел сам Эраст Гарин. Кому-то не нравится нарочито театральная игра в кадре, но именно так было принято в то время.

То, что Гарин очень серьезно подходил к процессу съемок и требовал от актеров полной отдачи, признавали все, кто был на площадке. Так, Евгений Весник, исполнитель роли Охотника, вспоминал:

«Он (Гарин) был великим профессионалом и не мог себе позволить отвлекаться на треп, лень. Как человек размышляющий, часто был замкнутым и малословным. Невозможно представить Гарина, произносящего с трибуны пламенную речь по поводу работы и судьбы каких-нибудь партий. Это было бы гомерически смешно или… трагично!».
Фильм пленяет актерским шармом довоенной школы, из которой вышел Эраст Гарин Кадр из фильма «Обыкновенное чудо», 1964 год
Фильм пленяет актерским шармом довоенной школы, из которой вышел Эраст Гарин
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо», 1964 год

То, что современному зрителю более близка яркая музыкальная комедия Марка Захарова, ничуть не умаляет достоинств фильма Эраста Гарина. Пьесе «Обыкновенное чудо» просто невероятно повезло, что у нее есть две такие замечательные экранизации.

На обложке: Кадр из фильма «Обыкновенное чудо», 1964 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий