Обходился без дублеров – опасные трюки Михаила Боярского в фильмах о мушкетерах

Искусство

Когда узнаешь секрет трюка (который иногда получался случайно), то совсем по-другому воспринимается эпизод. Тем более в таком фильме, как «Д’Артаньян и три мушкетера», где каждая вторая сцена – это драка, погоня или падение.

Постановкой трюков в картине занимался мастер спорта по самбо и профессиональный каскадер Николай Ващилин. Во многих интервью он рассказывал, как придумывал и ставил трюковые эпизоды актерам, в том числе и главному мушкетеру – Михаилу Боярскому.

Стычка с Рошфором в Менге

Георгий Юнгвальд-Хилькевич отзывался о Николае Ващилине как о талантливом постановщике трюков, обладающим даром точно угадывать интонацию фильма и характер персонажа. Вот и драку д’Артаньяна с Рошфором на площади Менга Ващилин придумал сам. Этот эпизод был очень важен, ведь мы впервые видим гасконца в деле.

По замыслу Ващилина эпизод должен был быть таким же задиристым, как и главный герой. Неравный бой с прыжками, падениями, пробегом по рыночной площади и использованием всего реквизита, что будет под рукой.

Боярскому отводилось выполнение опасного трюка – спрыгнуть с балкона крепостной стены в седло лошади (на самом деле в груду коробок, прикрытых сеном). Юнгвальд-Хилькевич был против, опасаясь потерять актера в самом начале съемок, но Боярский непременно хотел исполнить трюк сам. Вся подготовка сцены в Менге заняла две недели. Ващилин тренировал Боярского правильно прыгать: нужно было обязательно выбросить вперед ноги и приземлиться на спину, чтобы ничего не сломать. После энного количества тренировок Боярский чуть ли не до смерти перепугал режиссера, но в кадре прыгнул решительно и смело.

Николай Ващилин усердно тренировал Михаила Боярского прыгать с высоты , в результате прыжок удался
Николай Ващилин усердно тренировал Михаила Боярского прыгать с высоты , в результате прыжок удался

Был у Боярского еще один трюковой эпизод, в котором он вываливался вместе с гвардейцем из окна третьего этажа. Ващилин был очень доволен постановкой трюка, но эпизод в фильм в итоге не вошел.

Поединок с де Жюссаком на берегу Ла-Манша

Сцену схватки д’Артаньяна с де Жюссаком (В. Балон) снимали на крутом песчаном обрыве возле моря. Постановщик сцены хотел сделать эпизод быстрым, но с эффектным финалом. Так как де Жюссак по сюжету являлся превосходным фехтовальщиком, то отнять пропуск д’Артаньян у него так просто не мог. Де Жюссак должен был свалиться с обрыва и запутаться в рыболовных сетях.

Но в суматохе съемок с обрыва случайно слетел Михаил Боярский. Актер не растерялся, как и задумывалось по сюжету, упал в сети и достоверно в них запутался вместо Владимира Балона. Съемочный день подходил к концу, пленки на второй дубль уже не оставалось, поэтому переснимать эпизод не стали. Так получился незапланированный, но эффектный трюк Боярского, и неожиданная импровизация финала сцены.

Боярский упал в сети и достоверно в них запутался вместо Владимира Балона
Боярский упал в сети и достоверно в них запутался вместо Владимира Балона

Погоня за Миледи

В сценах скачек с выполнением каких-либо трюков актеров обычно подменяли дублеры. Однако каскадер Анатолий Ходюшин вспоминал, что Боярский был одним из немногих актеров, которые почти все трюки выполняли сами.

«Он был хорошо подготовлен физически и ничего не боялся. За храбрость и профессионализм его на площадке все уважали», – говорил о Боярском Ходюшин.

Бравый д’Артаньян бесстрашно скакал на лошади. Только однажды актер упал, когда должен был на лошади перепрыгнуть через невысокий забор. К счастью, обошлось без травм. В сцене погони за Миледи (Маргариту Терехову, кстати, в этом эпизоде заменял дублер), лошадь д’Артаньяна падала вместе с мушкетером. Боярский вызвался исполнить трюк сам.

Для съемки этой сцены привезли специально обученную лошадь. Она падала при особом движении повода. Но только каскадеры знают, насколько опасно выполнять такой трюк даже на подготовленной лошади. Одно неверное движение – и животное придавит наездника. Но Боярский блестяще исполнил технически сложный трюк, за что снискал еще большее уважение каскадеров.

В сцене падения с лошади Боярский обошёлся без дублёра
В сцене падения с лошади Боярский обошёлся без дублёра

Конечно, в самых опасных сценах Боярского заменял дублер. По правилам того времени актеру или его дублеру разрешалось выполнять не более одного опасного трюка в день. Стресс, мол, поэтому трюкача меняли на другого. А так как актер нужен в кадре постоянно, то ждать, пока он восстановится, съемочная группа не могла. Но там, где было возможно, Боярский не отказывался от трудных сцен, ведь он хотел полностью вжиться в роль отважного гасконца. И, по-моему, ему это удалось.

На обложке: Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий

  1. Николай Ващилин

    Спасибо за память и за честность в изложении…Эпизод на Гаврской дороге,где Миледи убивает лошадь под д*Артаньяном должен был заврешить серию засад…Атос должен был отдать свою лошадь д*Артаньяну и всё…Но у меня был придуман ещё один вариант с дракой в таверне , в которой лди Рошфора выкидывают в окно Атоса, а он возвращается впрыгнув в окно на своей лошади и там,распугав врагов, отдаёт свою лошадь д*Артаньяну…Юнгвальд-Хилькевич не хотел терять такой иатеиал и решить снять Таверну,тем более что огромное окно с мелкими пластмассовыми ячейками на Одесской киностудии сделали вовремя и выплатили мастерам деньги… Вот только эпизод с убийством лошади под д*Артаньяном остался не очень понятным….

    Ответить