«Обезглавливание Иоанна Крестителя» – картина, написанная в тюрьме

Искусство

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) часто появляется не только в библейских сказаниях, но и в знаменитых произведениях искусства. Особенное внимание ему уделяли живописцы, причём одной из самых известных картин о нём стало «Обезглавливание Иоанна Крестителя» Караваджо. Полотно великого мастера поражает натурализмом изображения казни.

Неслучайно эта картина Караваджо причисляется к самым известным творениям, созданным на евангельские сюжеты. Отличительной особенностью знаменитого живописца была его техника созданий своих работ. Он никогда не делал эскизов, а творил «наскоком». Несмотря на эту быстроту и даже некоторую поверхностность, Караваджо сумел гениально отразить сцену казни в «Обезглавливании Иоанна Крестителя». Что же известно о написании этой картины? И в какой обстановке её писал Караваджо?

Особенная картина

Картина «Обезглавливание Иоанна Крестителя» неслучайно входит в список самых известных творений с библейскими сюжетами. Написана она была в 1608 году на Мальте, причём это полотно является единственной работой Караваджо, на которой значится подпись автора. Я думаю, и сам живописец относился по-особенному к этому творению.

Ценители творчества Караваджо считают, что «Обезглавливание Иоанна Крестителя» стало значимой вехой не только среди прочих работ мастера, но и в истории мировой живописи. При взгляде на картину понимаешь, что в ней способно поразить всё – и жуткий реализм подачи, и детали, столь мастерски выписанные Караваджо, и эмоции, которые художник передаёт легко, по-настоящему виртуозно и точно.

Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года
Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия

Свет и краски картины

Я предлагаю внимательнее посмотреть на картину. «Обезглавливание Иоанна Крестителя» вряд ли создавало бы столь поразительное впечатление, если бы не искусно использованный автором свет. Здесь очень хочется сравнить эту работу с иным творением мастера – «Мученичеством Святого Матфея». Она вызывает столь жуткие эмоции, столь мрачное впечатление, что невольно хочется покинуть то место, куда нас переносит художник.

А что же здесь? В «Обезглавливании Иоанна Крестителя» казнь уже свершилась, а потому нет смысла мечтать о бегстве или спасении. В этом случае зритель напоминает безвольного узника, которому лишь остаётся лицезреть происходящий перед ним страшный языческий ритуал.

Микеланджело Караваджо «Обезглавливание Иоанна Крестителя»,1608 год Местонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Микеланджело Караваджо «Обезглавливание Иоанна Крестителя»,1608 год
Местонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

Руки и образы

На любой картине, где присутствуют люди, их образы значат очень много. Как правило, мы сразу смотрим на лица, но в «Обезглавливании Иоанна Крестителя» всё несколько иначе. Первое, на что падает взгляд зрителя, – это рука палача. Вообще Караваджо в этом творении по-особенному показал руки изображённых героев.

Мы видим напряжение в мышцах и выражение силы в одном только движении палача. Не возникает сомнений в том, что это человек жестокий и решительный. Рядом с этой рукой находится кисть самого Иоанна – она безжизненна, лишена воли – а значит, и жизни. Чуть выше находится указующий перст. Этот жест подчёркивает равнодушие и бесстрастность тюремщика, который указывает, куда необходимо положить голову.

Рядом с основными действующими лицами стоит девушка с блюдом, куда должны вот-вот положить голову Иоанна Крестителя. Это – Саломея. Интересно, что, в отличие от библейских преданий, здесь она не показана жестокой и властной царицей Иудеи. Напротив, Саломея на картине Караваджо напоминает лишь прислужницу, которая неуверенно держит поднос. На её лице не видно ни радости, ни ликования. Несомненно, она в ужасе от происходящего.

На мой взгляд, самой жуткой деталью картины является кровь, вытекающая из разреза на шее Крестителя. Поразительно, но Караваджо именно рядом с ней разместил свою подпись – словно бы кровью Иоанна написал собственное имя. Как я уже сказала, это единственная картина, подписанная мастером.

Караваджо словно бы кровью Иоанна подписал картину
Караваджо словно бы кровью Иоанна подписал картину

Тюрьма, написанная в тюрьме

Я неспроста начала свой рассказ не с истории, а с описания картины. Примечательно то, что тюремные застенки Караваджо изображал тогда, когда и сам пребывал в заключении в Валлетте. По иронии судьбы, еще до презентации своей работы живописец оказался узником тюрьмы, которую изобразил в «Обезглавливании Иоанна Крестителя».

После вступления в рыцарский орден Караваджо вместе с приятелями праздновал столь значимое событие. Во время шумных гуляний их заметил старый рыцарь, который принялся призывать молодёжь к порядку. Увещевания не принесли результата, и старик попросту облил Караваджо и компанию помоями. Разъярённый художник избил рыцаря, нанеся ему несколько ножевых ранений. К счастью, старик остался жив, однако Караваджо пришлось провести значительное время в заключении.

Благодаря связям он сумел выбраться из тюрьмы и на торговом корабле отправился в Неаполь. Известно, что за живописцем охотились и мальтийцы, и представители Ватикана. Пойманный Караваджо был подвергнут пыткам, его избили и изуродовали лицо. Как говорили современники, художника спасло лишь чудо. Несмотря на все потрясения, Караваджо продолжил творить. В будущем мир увидели многие работы, написанные им. Продолжением истории, изображённой в «Обезглавливании Иоанна Крестителя», стала картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Микеланджело Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1610 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Микеланджело Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1610 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

«Обезглавливание Иоанна Крестителя» в творческом наследии Караваджо занимает особенное место. Эта работа наполнена драматизмом, она вызывает неоднозначные впечатления у зрителя. Здесь присутствует и сочувствие, и негодование на тюремщиков и палача, и потрясение от столь реалистичной подачи кровавой расправы.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий