«Номер 5, 1948» – картина, созданная безумием Джексона Поллока

Искусство

Посмертная выставка картин Джексона Поллока, организованная властями США, была направлена на популяризация абстрактного экспрессионизма, направления, противоположного соцреализму, который в те времена развивался в советской живописи.

Как ни странно, но сам художник при жизни мало интересовался подобными проблемами и не участвовал в противостояниях живописцев разных направлений. Однако по сей день его знаменитейшей картиной считается «Номер 5, 1948», которая, как считают исследователи, была написана в очередной припадке безумия, что разрушал разум мастера. Что же на этом творении? И можно ли считать шедевром столь странную работу?

Новаторский подход

Картина «Номер 5, 1948» была написана Поллоком в 1948 году. Она создана в типичной для автора технике разбрызгивания. Это беспредметное полотно, написанное на фиброкартоне. В основе его лежит использование серого, коричневого, белого, жёлтого цветов.

Сам Джексон Поллок являлся одной из самых ярких личностей американского направления абстрактного экспрессионизма. Его традиционной манерой было использование красок, что разбрызгивались и разливались по подготовленной основе. Художник не давал своим работам определённых названий, оставляя лишь номера и дату написания.

Джексон Поллок / behance.net
Джексон Поллок / behance.net

По сути, техника Поллока стала новым техническим аспектом искусства. В основе его принципов лежало использование кисти и красок и избегание непосредственного контакта с полотном.

Джексон Поллок, страдавший от душевной болезни и алкоголизма, считал, что удобнее писать картины на полу. Его видение процесса создания, несомненно, было искажено проблемами со здоровьем.

Картина периода становления Поллока как художника - «Лунная женщина», 1942 год Местонахождение: Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
Картина периода становления Поллока как художника – «Лунная женщина», 1942 год
Местонахождение: Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия

О своей работе художник писал:

“Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. Картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу”.

Поразительно, но в этих словах мне видится единство безумия и гениальности, что, впрочем, встречалось достаточно часто у известных мастеров. Кстати, из-за своеобразной манеры написания картин журналисты американских изданий дали Поллоку прозвище Джек-разбрызгиватель (по аналогии с Джеком-потрошителем).

Вот она, техника разбрызгивания / vertufineart.com
Вот она, техника разбрызгивания / vertufineart.com

История картины «Номер 5, 1948»

На персональной выставке картина «Номер 5, 1948» впервые появилась в 1949 году. Алонсо Ассорио, известный торговец из Филиппин, купил произведение за полторы тысячи долларов. Его соратники и коллеги были в недоумении: как можно было потратить столь крупную сумму на “это”?

Во время транспортировки к дому торговца полотно повредилось, а сам Поллок предложил владельцу переделать картину. Тот согласился, однако художник решил подменить прежнюю работу новым творением. Как заявил сам Поллок:

“Он не узнает об этом. Никто не знает, как смотреть на мои картины, он [Ассорио] тоже не знает”.

Правда, Ассорио при первом же взгляде на новую картину понял, что та претерпела значительные изменения.

Джексон Поллок «Номер 5,1948», 1948 год Местонахождение: Частная коллекция
Джексон Поллок «Номер 5,1948», 1948 год
Местонахождение: Частная коллекция

Торговец отметил, что благодаря этому в полотне появились новые оттенки чувств и глубина. Действительно ли он видел это в многоцветной абстракции или лишь изображал знатока столь сложного направления – вопрос, на которых нет ответа.

Как я заметила, соратники Ассорио недоумевали, почему тот решил расстаться с “кругленькой” суммой ради такого полотна. Однако в дальнейшем судьба посмеялась над теми, кто считал работу Поллока лишь нелепой мазнёй.

Джексон Поллок в своей мастерской / styleinsider.com
Джексон Поллок в своей мастерской / styleinsider.com

На современных аукционах «Номер 5, 1948» был оценен в 140 миллионов долларов, а сама картина неизменно входит в список самых дорогих произведений искусства. Неужели она действительно соответствует баснословной сумме?

На этот счёт мнения людей расходятся. Одни считают творение Джексона Поллока без преувеличения шедевром, другие отмечают, что так “написать” картину может даже ребёнок, не умеющий рисовать.

Особую позицию занимают искусствоведы, что заявляют: ценность работы Поллока – не в передаче образов или особенностях изображения, а в том, что этот художник смог кардинально изменить технику живописи, создав совершенно новое направление.

Кому-то это покажется безумием, но картина Поллока «Номер 17А» была продана в 2015 году за 200 миллионов долларов
Кому-то это покажется безумием, но картина Поллока «Номер 17А» была продана в 2015 году за 200 миллионов долларов

Особенности полотна

Но что же можно увидеть на картине? «Номер 5, 1948» написан в серо-коричневых тонах. К ним примешиваются брызги белого и жёлтого цветов, в хаотичном порядке оставленные на фиброкартоне.

Мне сложно представить, что на полотне могут увидеть ценители абстракционизма, однако, глядя на творение Поллока, перед глазами невольно возникает образ художника, поливающего краской основу, лежащую у его ног.

Картины Поллока могут просто заворожить зрителя / focus.ua
Картины Поллока могут просто заворожить зрителя / focus.ua

Брызги и линии выдавленных красок настолько причудливо переплетаются, что невольно напоминают некую паутину, сумятицу, хаос. А может, именно это и хотел нам показать несчастный Поллок, страдающий от безумия?

Поразительным образом “суть” картины подчёркивает её название. Автор не открывает нам, что сам видит в этом абстрактном цветовом мире, а просто указывает номер и год написания полотна.

Так рождались картины Джексона Поллока
Так рождались картины Джексона Поллока

В заключение я бы хотела сказать пару слов о судьбе самого художника. Проявившееся безумие Джексона Поллока постепенно усугублялось частыми запоями. Сделать написание картин своим регулярным занятием ему посоветовал личный психотерапевт. Увы, это не спасло его от алкоголизма и автокатастрофы, в которую он попал из-за пагубной привычки. Но и после смерти Поллока его картины не были забыты. И одна из самых известных среди них – «Номер 5, 1948».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий