«Ночной дозор» – какие тайны хранит картина Рембрандта?

Искусство

«Ночной дозор» стал не просто одной из самых известных картин Рембрандта, но и крайне загадочным творением мастера. Во-первых, на полотне вовсе не ночь, а тёмные краски появились лишь от времени и особенностей хранения холста. Во-вторых, именно с «Ночного дозора» в жизни Рембрандта началась “чёрная полоса”.

Сама картина не менее таинственная, чем судьба её автора. Почему среди мушкетёров изображена странная светящаяся девочка? И как в эту “компанию” мог попасть карлик? Если вы посмотрите на картину, у вас появится и масса других вопросов. Что же может поведать нам история создания «Ночного дозора»? И какие необычные детали присутствуют на полотне?

История написания

Привычное нам название «Ночной дозор» картины Рембрандта можно считать скорее народным, нежели именованием, данным автором. Изначально полотно называлось «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

У художника картину заказало Стрелковое общество Нидерландов. Оно приобрело новое здание, которое планировалось украсить изображениями шести рот. К Рембрандту обратились представители роты Франса Баннинга Кока. В 1642 году работа над творением была завершена.

Однако через некоторое время потребовалось обрезать картину со всех сторон, чтобы полотно поместилось в новом зале. Из-за этого крайне пострадала левая часть. Полный вариант картины в исполнении Рембрандта уже нельзя увидеть. Однако существует копия, созданная Герритом Люнденсом.

Рембрандт «Ночной дозор», 1642 год Местонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды
Рембрандт «Ночной дозор», 1642 год
Местонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды

Не ночь, а день

За время хранения краски на картине стали значительно темнее, из-за чего в народе её и стали именовать «Ночным дозором». После реставрации, проведенной в 1947 году, искусствоведы отметили, что полотно покрыто значительным слоем копоти, что затемняет её краски.

Возможно, дозор этот был дневным, а вовсе не ночным. Расчистка ясно показала, что действие на картине происходит днём. Кроме того, Рембрандт отложил тень от левой руки капитана Кока. Её положение говорит, что время действия – не позднее 14 часов дня.

Капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, мушкетёры готовят оружие
Капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, мушкетёры готовят оружие

Странные детали

Однако ночь и день в «Ночном дозоре» не являются главной загадкой картины. Сразу хочу отметить, что впечатление заказчиков от полученной работы было неоднозначным.

Мало того, что они получили не традиционный парадный портрет, а изображение какой-то неясной толпы самых разномастных персон, так ещё и заметны были странные детали. Например, к чему в картине, демонстрирующей представителей стрелковой роты Рембрандт добавил какую-то девочку? И почему, помимо 18 основных участников действия, мы можем увидеть ещё 16 человек? Кто они?

Ответить на эти вопросы крайне сложно, тем более, что сам художник не оставил ни намёков, ни подсказок будущим поколениям. Глядя на картину, можно понять, что изображён тот самый момент, когда капитан отдал приказ о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу. Мы видим, как прапорщик разворачивает знамя, уличный мальчишка бежит прочь, а собака лает на офицеров.

Рембрандт без преувеличения гениально передаёт игру тени и света. Кроме того, мастер виртуозно сумел изобразить динамику. Кажется, что движутся даже детали одежды военных. Однако это не отменяет того факта, что на картине есть масса необычных персонажей и странных символов, объяснить которые мог лишь сам Рембрандт.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годами Местонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годами
Местонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания

Символы на картине

Сегодня же над загадками «Ночного дозора» ломают голову исследователи. Крайне странно выглядит одежда капитана и лейтенанта. И если Рёйтенбюрга Рембрандт “одел” в сияющее облачение, то Баннингу Коку досталось чёрное, практически “дьявольское” облачение.

Почему же художник так распределил цвета? В качестве одной из версий, объясняющей это, звучит гипотеза о религиозном символизме. Согласно ей, чёрный наряд Кока напоминает о протестантах, а золотой мундир лейтенанта – о католиках. В данном случае Рембрандт мог подчеркнуть единство сторонников этих направлений.

Капитан Франс Баннинг Кок и лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг
Капитан Франс Баннинг Кок и лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг

Пожалуй, больше всего загадок связано с девочкой, что запечатлена на полотне. Она словно окутана мерцанием, однако, возможно, такой эффект достигается лишь за счёт её золотистого платья.

Не секрет, что в «Ночном дозоре» Рембрандт использовал принцип “золотого сечения”. Если присмотреться, можно заметить, что “сияющая” девочка компенсирует излишне яркий наряд лейтенанта.

Девочка - самый загадочный персонаж картины. Даже есть мнение, что это последний портрет любимой жены художника Саскии
Девочка – самый загадочный персонаж картины. Даже есть мнение, что это последний портрет любимой жены художника Саскии

Девочка также может отождествлять собой некий символ отряда. На её поясе можно заметить мёртвую курицу, что символизирует поверженного противника. А рядом с малышкой – офицер в шлеме с дубовыми листьями, ставшими талисманом роты. Кроме того, желтые тона в одежде ассоциировались с победой. Как показали рентгенограммы, больше всего Рембрандт работал над совершенствованием фигуры Рёйтенбюрга.

Судьба картины «Ночной дозор» тоже оказалась непростой. Три раза она подвергалась попыткам уничтожения. И если в первый раз пострадала лишь часть холста, в последующие атаки полотно получило 10 ножевых ударов и было облито серной кислотой.

Возле этой загадочной картины всегда есть заинтересованные зрители
Возле этой загадочной картины всегда есть заинтересованные зрители

Несмотря ни на что, «Ночной дозор» продемонстрировал истинную солдатскую стойкость, сумев выстоять после нападения. Сегодня картина хранится в Государственном музее Амстердама, представляя собой одно из самых масштабных творений (его размер – 363 на 437 см).

Считается, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а в его жизни начался поистине мрачный период. Но вряд ли картину стоит считать проклятием художника. Вероятнее всего, современники устали от тёмных тонов, что так любил Рембрандт, и стали тяготеть к более ярким и сочным тонам, как, к примеру, у того же ван Дейка.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий