Никакой святости и много сомнений – чем картина «Христос в пустыне» удивила публику?

Искусство

Эта картина писалась слезами и кровью. Именно так говорил Иван Крамской о своём знаменитом творении «Христос в пустыне». Известный русский живописец действительно очень долго работал над этой картиной, стараясь найти наиболее правильный образ и верно выразить атмосферу произведения искусства. Удалось ли это Крамскому? На этот счёт мнения критиков расходились.

Тема картины «Христос в пустыне» была выбрана неслучайно. Ещё в годы обучения история об искушении Христа и его испытаниях занимала Крамского. Когда же у мастера сформировался его собственный стиль, он решил воплотить на холсте то, о чём так давно задумывался. Почему же Крамской называл своё творение «зеркалом»? И что в картине продолжает волновать людей даже в наши дни?

Крамской и Христос

Ещё в начале 1860-х годов тема искушения Христа стала интересовать Ивана Крамского. Живописец немало времени посвятил изучению работ других художников с подобным сюжетом, детально ознакомился с библейскими преданиями. Большое впечатление на мастера произвели картины «Явление Христа народу» Иванова, а также «Тайная вечеря» Ге, которые он видел на выставках.

Об этом периоде творческой жизни Крамского хорошо известно из рассказов другого художника, Ильи Репина. Когда тому исполнилось двенадцать лет, он побывал в мастерской Ивана Николаевича и был впечатлён увиденным. Там находилась вылепленная голова Христа. Удивительный скульптурный портрет произвёл большое впечатление на юного Репина. Но ещё больше юношу поразило то, как сам Крамской говорил о Христе. Как вспоминал Илья Ефимович:

«Он (Крамской) говорил о нём [Христе] как о близком человеке».
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год, Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год,
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Начало работы

В 1867 году Иван Николаевич приступил к работе над первым вариантом картины. Примечательно, что для Христа художнику позировал крестьянин Строганов, живший во Владимирской губернии. Но в дальнейшем Крамской отказался от изначального варианта вертикального полотна, большую часть которого занимала фигура Христа.

Автор начал перерабатывать и менять своё творение. Неслучайно сам Иван Крамской говорил, что написал картину слезами и кровью. Над «Христом в пустыне» он работал несколько лет, старясь отыскать того самого, «своего» Христа. Он даже отправился в поездку по европейским странам, где знакомился с полотнами великих мастеров прошлого, но так и не отыскал тот необходимый ему образ. Сам Крамской писал:

«(Нужен тот образ), который мог бы захватить душу современного русского человека».
Иван Николаевич Крамской эскиз картины «Христос в пустыне», 1872 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Николаевич Крамской эскиз картины «Христос в пустыне», 1872 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Удивительная картина

Постепенно менялся и сам Христос на картине. Крамской ездил по России, отыскивая в лицах черты, которые могли бы дополнить образ Спасителя. Это была долгая, трудная и кропотливая работа. Впрочем, и сама задача мастера была поистине грандиозной. Как заявлял Иван Николаевич:

«Я хотел поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу».

Нужно признать, что живописцу это в полной мере удалось, хотя отдельные критики считали картину недостаточно выразительной и даже спорной. Сюжет картины «Христос в пустыне» был взят из библейских текстов. Согласно преданиям, после крещения Христос удалился на 40 дней в пустыню, где провёл время в раздумьях. Здесь он показан мятущимся, сомневающимся человеком.

И хотя действия как такового на картине нет, его заменяют глубокие переживания героя. В отличие от многих изображений Спасителя, здесь он не напоминает спокойного владыку, а наоборот, кажется страждущим и сомневающимся человеком. По сути, таким, каким бывает любой человек в определённый момент своей жизни. В письме Всеволоду Гаршину Крамской писал:

«Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?».
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»,1872 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»,1872 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Символы Крамского

Композицию картины можно без преувеличения назвать безупречной. Двумя смысловыми центрами её являются лицо и руки Христа, которые наиболее красноречиво «рассказывают» нам о внутренних переживаниях Спасителя. Но, несмотря на смятение, в лице Христа можно прочесть и смирение. Он понимает, что должен испить чашу судьбы до дна. Он пронесёт свой крест, примет свою участь.

На картине даже пейзаж разделён на две части. Мы видим яркий контраст между холодной безжизненной пустыней и занимающейся зарёй. Скоро взойдёт солнце, и мир окажется во власти света. Это – один из символов, которыми «говорит» с нами Иван Крамской. Именно Христос оказался на этом стыке миров – между старым и новым временем, между тьмой и светом. Именно ему придётся создавать новый мир, вынося муки, боль и страдания. Крамской неслучайно показывает нам ступни Христа. Окровавленные, израненные об острые камни стопы позволяют нам «прикоснуться» к той боли, которую испытывает этот человек.

Христос понимает, что его ждут муки и страдания, но готов испить эту чашу до дна
Христос понимает, что его ждут муки и страдания, но готов испить эту чашу до дна

Картина «Христос в пустыне» вызвала разную реакцию среди критиков. Одни считали, что в облике Спасителя недостаточно святости, другие открыто восторгались творением Крамского. Сам же автор считал, что никто так и не смог рассмотреть то, что он заложил в своё произведение. Как бы то ни было, но картина эта и сегодня волнует зрителя. Как мне кажется, именно потому, что на ней мы видим не столько Сына Божьего, сколько мятущегося человека, сомневающегося и страждущего – подобного каждому из нас. В такие моменты действительно понимаешь, что все мы созданы по образу и подобию Божьему.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий