Несмешной и идеологически вредный – почему запрещали фильм «Покровские ворота»?

Искусство

«Покровские ворота» заслуженно считаются классикой советского кинематографа. Да и из всех фильмов Михаила Козакова эта комедия, пожалуй, лучшая.

Тем не менее замечательную картину разглядели не сразу. Съемки пытались запретить, а когда фильм все-таки был снять, критики разнесли его в пух и прах.

Автобиографичный «пчельник»

Замечательная ностальгическая комедия «Покровские ворота» родилась из пьесы драматурга Леонида Зорина. Писатель никогда не скрывал, что пьеса практически полностью автобиографична, а у каждого персонажа есть реальный прототип.

«Воскресил тот пчельник и всех, кто в нем обитал, с почти протокольной точностью», – высказывался автор о своем произведении.

Себя Леонид Зорин вывел в образе Костика. Писатель тоже приехал в Москву из южного города в конце 40-х годов. Снял маленькую проходную комнату в коммуналке на Петровском бульваре. Его соседями были переводчица с французского Надежда Жаркова и ее два мужа (семейство Хоботовых), а также артист Мосэстрады, с которого был списан Аркадий Велюров. Единственное отличие – аристократическая тетка Костика вместо реальной хозяйки, у которой квартировал Зорин.

Другие герои комедии тоже были списаны с людей, окружавших в ту пору Зорина и всю его новую большую семью. Писатель перенес на бумагу многие события, происходившие с жильцами коммунальной квартиры, даже любовные страсти и семейные дрязги. Поменял он лишь профессию главного героя (Костик не писатель, а историк), а также адрес коммуналки – «в непосредственной близости от Покровских ворот». Как вспоминал драматург, «камуфляж» был необходим, так как герои пьесы были еще живы.

Автобиография оформилась в литературное произведение в 1974 г. И почти сразу пьеса была поставлена в Театре на Малой Бронной. За постановку взялся Михаил Козаков, которому была близка тема московских коммуналок. Среди остальных же театральных мастеров пьеса не вызвала большого восторга. Критики называли ее «анекдотическим случаем с ограниченным сюжетом».

Себя Леонид Зорин вывел в образе Костика. В фильме его сыграл Олег Меньшиков Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 год
Себя Леонид Зорин вывел в образе Костика. В фильме его сыграл Олег Меньшиков
Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 год

Несмешная буффонада

Когда Михаил Козаков ушел из театра, он воспользовался правом запретить постановку своих спектаклей. Казалось бы, на этом история «Покровских ворот» должны была закончиться. Но именно в это время Козаков решил посвятить себя режиссуре. За его плечами была всего одна, но успешная экранизация пьесы Михаила Себастьяна «Безымянная звезда». Ничего не мешало повторить успех.

Козаков решил взять за основу своего нового фильма именно «Покровские ворота». Однако в часовую с небольшим картину невозможно было вместить все диалоги, которые составляли «воздух произведения». Тогда Козаков принял решение снимать две серии.

Сценарий написали быстро. Оставалось только получить разрешение на съемку. С этим, полагал режиссер, трудностей не должно было возникнуть, т.к. фильмы о Москве пользовались популярностью. Однако руководство забраковало сценарий. Картине был вынесен вердикт: сомнительная комедия о ностальгии по хрущевской оттепели неуместна в 1980 году!

Чего только не делал Михаил Козаков, чтобы получить разрешение на экранизацию! Даже согласился сыграть роль Дзержинского в «Государственной границе». Помогла режиссеру Софья Пилявская, исполнившая в итоге роль тетушки Костика. Актриса была в хороших отношениях с председателем Гостелерадио СССР Сергеем Лапиным.

Михаилу Козакову стоило немалых усилий добиться разрешения на съёмки фильма
Михаилу Козакову стоило немалых усилий добиться разрешения на съёмки фильма

Картина была завершена в 1982 г. и сразу же получила волну критики. Георгий Данелия назвал сюжет неудачным. Не одобрили картину Марк Захаров, Никита Михалков и Михаил Ульянов. Последний и вовсе упрекнул Козакова в неуместном веселье: «Кругом в стране такие дела творятся, а ты чему-то радуешься, смеешься».

По слухам, комиссия по приемке заснула в самом начале показа и проспала весь фильм. А позже один из чиновников спросил режиссера: «Миша, что за картину вы сняли? Я ни разу не улыбнулся».

Критики были безжалостны, называя комедию «несмешной буффонадой». А тут еще актриса Елена Коренева, сыгравшая в фильме Людочку, вышла замуж за иностранца и уехала в США. Чиновники Госкино запретили совсем транслировать «Покровские ворота».

При Андропове фильм «амнистировали», но потребовали убрать все немецкие фразочки Саввы Игнатьевича и вырезать сцены, где герои выпивают. И только в 90-е годы зрители увидели фильм таким, каким его снял Козаков. И им, в отличие от критиков, фильм понравился настолько, что тут же стал классикой советского кинематографа.

В отличие от критиков фильм зрителям понравился Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 год
В отличие от критиков фильм зрителям понравился
Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 год

«Снимали в свое удовольствие. Говорили, что думали», – вспоминала Татьяна Догилева, сыгравшая возлюбленную Велюрова. Возможно, именно поэтому история получилась такой искренней и проникновенной, а фильм до сих пор не теряет своей актуальности и популярности.

На обложке: Кадр из фильма «Покровские ворота», 1982 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий