«Неравный брак» — личная трагедия на картине Василия Пукирева

Искусство

Картины, наполненные драматизмом и даже трагическими нотами, зачастую изображают баталии или сцены с яркой экспрессией, но совсем иной стало произведение «Неравный брак», созданное русским живописцем Василием Пукиревым. За вполне спокойным и невинным сюжетом скрывается истинная драма души, причём эмоции здесь не менее яркие, чем в сценах сражений.

Художник виртуозно передал особенности изображённой им ситуации, а его творение до сих пор привлекает зрителей. Что же особенного в «Неравном браке»? Что за девушка стала главной героиней полотна и как сложилась её судьба?

История создания картины «Неравный брак»

Середина XIX века в искусстве ознаменовалась появлением проблемы бесправного положения женщин в обществе. Многие творческие люди, выдающиеся деятели стремились обратить внимание современников на судьбы девушек-бесприданниц, что становились разменным товаром, что мог спасти положение их семей.

Они нередко выдавались замуж за людей преклонного возраста, состоятельных стариков, что тешили своё самолюбие. О любви в таком случае не было и речи. Этой проблеме была посвящена пьеса Островского «Бедность не порок», поставленная в 1854 году.

Василий Владимирович Пукирев «Автопортрет», 1868 год
Василий Владимирович Пукирев «Автопортрет», 1868 год

В дальнейшем тему, раскрытую драматургом, поддержали знаменитые писатели и живописцы. Существует мнение, будто сюжет картины «Неравный брак» Василию Пукиреву подсказал его друг, что был поражён цинизмом купеческого мира.

Художник приступил к работе в 1862 году, а в сентябре 1863 года картина уже появилась на Академической выставке в Петербурге. В обществе это творение произвело эффект разорвавшейся бомбы. Это произведение стало первым крупным полотном Пукирева, причём именно благодаря ему он получил признание как живописец.

Потрясённая публика не переставала обговаривать изображённый сюжет и, конечно, люди предполагали, что Пукирев изобразил вполне реальных персонажей. Но кем же были герои его картины?

Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак», 1862 год
Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак», 1862 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Картина была приобретена П.М. Третьяковым в 1871 г. у Л.Н. Борисовской

Сюжет на полотне

На первый взгляд, картина и история, изображённая на ней, могут показаться крайне понятными каждому. Однако предыстория до сих пор остаётся одной из тайн художника. Наибольшее внимание на полотне привлекает фигура юной девушки. Она почти ребёнок, а её белое платье невесты кажется ярким пятном на тёмном окружающем фоне.

Перед нами – таинство венчания. Что примечательно, невеста стоит в окружении людей, многих из которых художник списал с реальных личностей. Например, прямо за спиной девушки находится мужчина, обративший взгляд на зрителей. В нём угадывается образ друга Пукирева, Пётра Ивановича Шмелькова.

Чуть поодаль угадывается сходство человека с рамочником Гребенским, что сделал для «Неравного брака» особенно красивую раму. Если же взглянуть на шафера (крайнего справа), в нем можно узнать самого Василия Пукирева. Но что живописец хотел сказать использованием образов, существовавших в действительности?

Многие искусствоведы считают, что этим Пукирев как будто намекает нам, что все герои его картины взяты из реальной жизни. Существует даже предположение о том, что за девушка могла стать центральным образом картины «Неравный брак», и я спешу поделиться им с вами.

Справа Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»
Справа Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

История друга или личная драма?

Существует гипотеза, что в качестве основы для сюжета картины Пукирев взял историю своего друга, молодого купца Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную девушку, однако её родители предпочли выдать дочь замуж за состоятельного мужчину, что был на 13 лет старше её.

При этом сам Варенцов должен был присутствовать на свадьбе в качестве шафера, так как состоял в родстве с семьёй удачливого соперника. Конечно, на картине «Неравный брак» разница в возрасте невесты и жениха значительно больше, но именно так живописец мог драматизировать представленную ситуацию.

Впрочем, явление неравного брака к тому моменту приобрело настолько массовый характер, что о нём не переставали говорить. Именно поэтому полотно Пукирева “выстрелило” крайне удачно, подчеркнув актуальность проблемы.

Эскиз картины «Неравный брак», 1862 год
Эскиз картины «Неравный брак», 1862 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Влюбленность Пукирева

Сохранившийся эскиз картины также подтверждает версию с историей Сергея Варенцова. На нём в чертах шафера угадываются черты друга Пукирева, а сам герой буравит взглядом жениха, что явно не вызывает у него тёплых чувств. Впоследствии Варенцов сделал предложение уже совсем другой особе, а его облик художник изменил, придав шаферу своих черт.

Этот ход Пукирева тоже можно объяснить. Как полагают биографы, он был влюблён в Прасковью Варенцову (она не являлась родственницей Сергея Варенцова), с которой живописец написал главную героиню «Неравного брака». С этой девушкой была связана не менее печальная история, затронувшая сердце самого Пукирева.

Образы невесты и жениха на картине «Неравный брак»
Образы невесты и жениха на картине «Неравный брак»

Старейший работник Третьяковской галереи, Н.А.Мудрогель, вспоминал:

“На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь”.

Если все предположения верны, то на своей знаменитой картине «Неравный брак» Василий Пукирев изобразил собственную личную драму, тем самым подняв одну из самых актуальных проблем своего времени. Его коллега Илья Репин отмечал, что Пукирев “много крови испортил не одному старому генералу”.

Появление картины действительно вызвало волну осуждения в отношении стариков, желающих покупать юных невест-бесприданниц. А значит, живописцу удалось не просто осветить пороки своей эпохи, но и переломить ситуацию в целом – на это способно лишь истинное великое искусство.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий