Ненавидел портреты, писал с «настольных моделей», предсказал свою смерть – Томас Гейнсборо

Искусство

Его называют великолепным английским портретистом, но сам Томас Гейнсборо признавался, что ненавидит писать портреты. В последние годы он часто усмехался: «Я выгляжу совершенно здоровым, у меня много приятелей и общения, но я чувствую, что скоро умру». Человек-парадокс, человек-загадка, Томас Гейнсборо стал одним из величайших живописцев XVIII века. При этом сам Гейнсборо к своим творениям относился весьма сдержанно, и лишь немногие картины, как он полагал, достойны были высокой оценки.

Интересно, что творчество этого англичанина оказало огромное влияние на приёмы в живописи последующих поколений. Казалось бы, такой человек должен был почивать на лаврах, наслаждаясь признанием и славой, однако жизнь Гейнсборо оказалась далеко не безоблачной. Почему же он рано ушёл из дома? Когда решил стать художником? И как Гейнсборо познал и блеск роскоши, и тяготы бедности?

Сын торговца саванами

Будущий живописец появился на свет в 1727 году, став девятым ребёнком в семействе Джона Гейнсборо и его супруги Мэри. В любом источнике с биографией живописца можно увидеть, что отец его был торговцем сукном. Это верно, однако имеется некий деликатный момент, о котором редко упоминают.

В городке Садбери Джон Гейнсборо был монополистом по пошиву саванов. Это дело нравилось мастеру. Он нередко ездил в европейские страны, чтобы обменяться опытом с местными продавцами крайне ценного товара. Однажды, как рассказывали, Гейнсборо-старший даже напугал таможенника, который потребовал предъявить товар. Торговец завернулся в один из саванов и появился перед ним. Поскольку в тот момент на дворе была лунная ночь, несложно представить, каково было таможеннику увидеть ожившего «мертвеца» в саване.

Когда в Англии был издан закон шить такие «одеяния» для покойников исключительно из английской шерсти, дела семейства Гейнсборо и вовсе пошли на лад. Дело развивалось и приносило немалый доход. Правда, потом по неизвестным причинам случился кризис (а может, жители Садбери передумали умирать), но предприятие понесло немалые убытки. Лишь благодаря одному из родственников, выкупившему обанкротившуюся лавку, Гейнсборо сумели «удержаться на плаву».

В этом доме в Садбери родился Томас Гейнсборо / artiststudiomuseum.org
В этом доме в Садбери родился Томас Гейнсборо / artiststudiomuseum.org

Нет денег, но есть ум и талант

А теперь представьте, каково было семейству, которое некогда не отказывало себе практически ни в чём, мириться с бедственным положением, в котором оно оказалось. А ведь родителям Томаса нужно было растить своих многочисленных отпрысков! Но если с деньгами семья Гейнсборо и правда испытывала трудности, то недостатка ума у младших её представителей точно не было.

Старший брат Томаса Джек проектировал качающийся механизм с кукушкой, а однажды и вовсе решил создать нечто вроде летательного аппарата, «крыльев», которые могли поднять человека над землёй. Другой брат, Хэмфри, усовершенствовал паровую машину, за что получил премию.

Томас Гейнсборо «Автопортрет», 1754 год Местонахождение: Хоутон-Холл, Норфолк, Великобритания
Томас Гейнсборо «Автопортрет», 1754 год
Местонахождение: Хоутон-Холл, Норфолк, Великобритания

Первые творения

А что же Томас? Он, несмотря на восхищение старшими братьями, во время занятий с учителями думал только об одном – как бы пораньше освободиться и погулять по лужайкам у Садбери. Именно там мальчик проводил практически всё своё свободное время. Уже тогда, будучи подростком, Томас раскрыл в себе огромный интерес к живописи. Ему нравилось рисовать всё, что он видел.

С неким поразительным упоением Томас мог часами сидеть в долине, чтобы перенести на листок бумаги здешний вид, пасущиеся стада на зелёном лугу, пастуха, сидящего поодаль, и ребятню, направляющуюся купаться к реке. Интересно, что в дальнейшем особенную ценность приобретут портреты работы Гейнсборо, однако сам он больше всего будет ценить собственные пейзажи.

И, что примечательно, для самой живописи более знаковыми работами оказались именно виды природы, показанные Гейнсборо. К слову, соотечественники живописца говорили, что в его работах передана огромная любовь к Садбери. Буквально каждый уголок городка напоминал коллегам художника о нём. Как писал пейзажист Констебл:

«В Садбери я вижу Гейнсборо в любом дуплистом дереве и в каждой живой изгороди».
Родные места с детства служили источником вдохновения для живописца Томас Гейнсборо «Пейзаж в Саффолке», около 1746-1750 годов Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Родные места с детства служили источником вдохновения для живописца
Томас Гейнсборо «Пейзаж в Саффолке», около 1746-1750 годов
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия

Путь в искусстве

В тринадцатилетнем возрасте Томас решил покинуть родной дом. Это было вовсе не спонтанное решение. К тому времени юноша уже понял, что должен посвятить свою жизнь живописи. Немало усилий пришлось приложить к тому, чтобы уговорить отца отпустить его в Лондон. Томас уверял, что будет серьёзным и осторожным в большом городе.

Как бы юноша ни любил Садбери, он осознавал, что здесь едва ли имеются перспективы стать настоящим художником, а не мальчишкой, сидящим на кочке и рисующим коров. Конечно, родитель тоже понимал это. Отец некоторое время раздумывал, но потом всё же дал согласие.

Но откуда же у бедного Джона Гейнсборо нашлись деньги, чтобы отправить сына в столицу, да ещё и дать ему образование? В случае с этой историей уместно вспомнить нашу русскую пословицу: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». При невыясненных обстоятельствах были убиты дядя и племянник Томаса, которые оставили значительное наследство, перешедшее к брату покойного Джону. Не исключено, что именно получение этих денег перевесило «чашу весов» в сторону просьбы Томаса, и отец всё же решил помочь сыну осуществить свою мечту.

Томас Гейнсборо «Автопортрет», около 1758-1759 годов Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
Томас Гейнсборо «Автопортрет», около 1758-1759 годов
Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания

В Лондоне

Итак, совсем ещё юный Томас Гейнсборо оказался в Лондоне. Огромный, как ему показалось после Садбери, город был шумным и многолюдным. Он гудел, будто пчелиный улей, и здесь нужно было придерживаться быстрого ритма, столь знакомого лондонцам. В Лондоне юноша попал в мастерскую Юбера-Франсуа Гравло. Именно этот француз стал наставником юного живописца.

К слову, Юбер в ту пору был крайне влиятельной персоной среди творческих кругов Европы. Он являлся сторонником рококо, причём любовь к этому стилю привил и своему знаменитому ученику. Во многих работах Гейнсборо можно заметить тяготение к яркости и изысканности рококо.

Морис-Квентин Делатур «Портрет Юбера-Франсуа Гравло» Местонахождение: Музей изящных искусств, Бордо, Франция
Морис-Квентин Делатур «Портрет Юбера-Франсуа Гравло»
Местонахождение: Музей изящных искусств, Бордо, Франция

Своя семья

Томас прилежно обучался, однако по большей части всё равно оставался самоучкой. Ему нравилось самому постигать тонкости стилей, подбирать нужные тона, делать ошибки и, осознав их суть, исправлять, приобретая бесценный опыт. Однако занят наш герой был не только работой. Когда ему исполнилось девятнадцать лет, Томас повстречал удивительную девушку Маргарет Берр. Она была незаконнорожденной дочерью герцога Бофорта, о чём Гейнсборо узнал далеко не сразу.

В итоге выяснилось, что Маргарет не просто очаровательная девушка, но и завидная невеста. Ежегодно она получала от могущественного родителя содержание в 200 фунтов стерлингов (в те времена это были немалые деньги). Томас и Маргарет обвенчались и переехали в Саффолк. Не исключено, что некоторые недоброжелатели обвиняли Гейнсборо в женитьбе по расчёту, однако он любил свою супругу, и данный брак сумел сочетать и выгоду, и личную привязанность молодых людей.

Томас Гейнсборо «Портрет Маргарет Берр», жены художника, начало 1770-х годов Местонахождение: Частная коллекция
Томас Гейнсборо «Портрет Маргарет Берр», жены художника, начало 1770-х годов
Местонахождение: Частная коллекция

«Наставники» Гейнсборо

Своими «учителями» Гейнсборо называл голландских мастеров. Именно по их полотнам он осваивал тонкости живописи, понимал, как можно в совершенстве овладеть передачей света и тени, всеми нюансами столь сложного искусства.

Кстати, в его ранних творениях можно заметить явное влияние голландского мастера Яна Вейнантса. Так, например, на картине «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа» имеется немало элементов, присущих Вейнантсу. Но, несмотря на это, Гейнсборо сохранял уникальные черты своего стиля и старался усовершенствовать его.

Томас Гейнсборо «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа», 1745 год Местонахождение: Частная коллекция
Томас Гейнсборо «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа», 1745 год
Местонахождение: Частная коллекция

Пейзажи он создавал сам

В 1748 году живописец создал одно из своих самых известных творений – «Корнардский лес». Если взглянуть на эту картину, не возникнет сомнений, что Гейнсборо писал её с натуры. Однако у исследователей творчества мастера есть немалые сомнения по этому поводу.

Несмотря на то, что многие его работы полны натуралистических подробностей природы, он далеко не всегда писал свои творения с натуры. Более того, есть предположение, что Гейнсборо сам «создавал» нужные ему пейзажи. Как вспоминали современники:

«Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в мастерской. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки, песок…»
Томас Гейнсборо «Скалы. Пейзаж с лесистой лощиной и запрудой на реке», 1783 год Местонахождение: Музей изящных искусств, Кливленд, США
Томас Гейнсборо «Скалы. Пейзаж с лесистой лощиной и запрудой на реке», 1783 год
Местонахождение: Музей изящных искусств, Кливленд, США

Ненависть к портретам

Если бы у Томаса Гейнсборо была возможность писать картины исключительно для собственного удовольствия и не думать о заработке, он бы писал исключительно пейзажи. Однако живописец должен был думать о том, как найти средства к существованию, а потому ему приходилось нередко браться за портреты. Спустя годы его станут считать совершенным английским портретистом, примером для подражания молодых живописцев. Но сам Гейнсборо писал:

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов».

Как видите, любителем этого жанра он никогда не был, а видел в нём всего лишь возможность приобрести заработок. В ту пору, когда с заказами становилось совсем туго, выручало содержание Маргарет, которое она получала от состоятельных родственников. Около 1750 года художник перебрался вместе со своей семьёй в Ипсвич.

На тот момент у них с супругой уже была одна дочь, а спустя некоторое время на свет появилась вторая малютка. Парный портрет дочерей стал одной из самых ярких работ Гейнсборо, написанных в Ипсвиче. Кроме того, в этой работе он раскрывается не только как прекрасный портретист, но и как любящий отец, который вкладывает свою нежность в создание образов девочек.

Томас Гейнсборо «Дочери художника в погоне за бабочкой», 1756 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Томас Гейнсборо «Дочери художника в погоне за бабочкой», 1756 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Курортный городок

Ипсвич разочаровал живописца. Заказов здесь было совсем мало, а потому через несколько лет семейство снова отправляется в путь. На этот раз Гейнсборо перебираются в Бат, городок, который в ту пору считался модным курортом. Среди местной публики живописец быстро приобрёл популярность.

Отдыхающие вельможи хотели заполучить свой портрет у достаточно уже известного художника. Кроме того, здесь нередко бывали люди искусства, с которыми Томас легко находил общий язык. Словом, дела пошли на лад. Впрочем, порой случались и казусы. Гейнсборо, и без того не любивший писать портреты, с трудом переносил требования отдельных капризных заказчиков.

Так, однажды один из клиентов, оказавшись в мастерской живописца, принял значительную позу в кресле и сказал живописцу, что тот непременно должен изобразить его «породистую» ямочку на подбородке. В ответ на это Гейнсборо заявил, что не собирается писать никакую «чёртову ямочку» – он не мог выносить, когда ему давали советы его же заказчики.

Однако, в целом, время проживания в Бате оказало благотворное влияние на творчество Гейнсборо. Здесь он, помимо полезных знакомств, получил возможность получше рассмотреть картины Ван Дейка и поздние творения Рубенса. Живописец был впечатлён работами признанных мастеров и, как признавался сам, в ту пору понял, как многому ещё должен научиться. К слову, в Бате была написана работа «Голубой мальчик», в которой заметны попытки скопировать стиль Ван Дейка, которым искренне восхищался Томас Гейнсборо. В этой картине мастер следует модным тенденциям живописи, но при этом сохраняет самобытность подачи.

Томас Гейнсборо «Голубой мальчик», около 1770 года Местонахождение: Библиотека Хантингтона, художественный музей, Сан-Марино, США
Томас Гейнсборо «Голубой мальчик», около 1770 года
Местонахождение: Библиотека Хантингтона, художественный музей, Сан-Марино, США

Сочетание вымысла и реальности

В 1761 году живописец решил, что давно пора выходить на новый уровень. Созданным им «Портрет графа Нюджента» был отправлен в Общество художников. Всего спустя год о Гейнсборо впервые вышла заметка в английской прессе. Он становится всё более популярным и известным.

При этом сам Гейнсборо в Бате нередко вынужден был создавать пейзажи при помощи «настольных моделей». Нужной натуры здесь он не находил, но душа требовала создать нечто прекрасное и уникальное. А ведь многие пейзажные творения Гейнсборо очень легко принять за совершенно настоящий вид, запечатлённый живописцем. Мало кто может подумать, что их Гейнсборо создавал в комнате при свечах, в одних местах воспроизводя что-либо по памяти, в других – изображая искусственно созданную картину природы.

Такое сочетание воображения, реальности, вымысла и видов, искусственно созданных мастером, можно увидеть в «Возвращении крестьян с рынка», а также в «Собранном урожае на повозке». Здесь заметны плавность линий и изображение больших буков, которые так явно отличаются от приземистых дубов Саффолка. Кстати, в персонажах, изображённых на повозке, несложно заметить персонажей картины Рубенса «Снятие с креста».

Томас Гейнсборо «Возвращение крестьян с рынка», 1768 год Местонахождение: Музей искусств, Толедо, США
Томас Гейнсборо «Возвращение крестьян с рынка», 1768 год
Местонахождение: Музей искусств, Толедо, США

Он писал королей

Тем не менее особенное внимание среди работ Томаса Гейнсборо привлекали портреты. Пейзажи, увы, часто оставались незамеченными публикой, хотя в дальнейшем было признано, что они имеют гораздо большую ценность для искусства и изучения творчества Гейнсборо. Но именно портреты привели живописца ко двору.

В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон, где им заинтересовались венценосные особы. В то время придворным живописцем был Джошуа Рейнольдс. Однако Георг Третий решил отдать предпочтение Гейнсборо, которого попросил написать собственный портрет и портрет королевы. Интересно, что картина, изображающая королеву Шарлотту, во многом отличалась от большинства работ мастера. На ней женщина изображена на фоне занавеса. Гейнсборо не любил драпировки и обилие ткани, которое так нравилось его современникам, но на этот раз решил отойти от своих принципов – вероятно, исключение это он сделал по просьбе королевы.

Томас Гейнсборо «Портрет королевы Шарлотты», 1781 год Местонахождение: Художественный музей, Шверин, Германия
Томас Гейнсборо «Портрет королевы Шарлотты», 1781 год
Местонахождение: Художественный музей, Шверин, Германия

Вечные противники

С момента написания королевских портретов между Томасом Гейнсборо и Джошуа Рейнольдсом началось негласное соперничество. Нет, живописцы не старались оболгать друг друга и не строили козни, однако стремились превзойти противника на поприще живописи. Сам Гейнсборо очень любил экспериментировать с планами, подачей, построением композиции. Но при этом, глядя на новые работы Рейнольдса, он не мог сдержать восхищения:

«Черт побери, насколько же он разнообразен!».

Согласитесь, такое соперничество очень полезно для творческих людей. Оно позволяло приобрести опыт и понять, чего недостаёт, чему ещё нужно учиться. Несмотря на то, что Гейнсборо зарабатывал, по большей части, за счёт продаж портретов, он никогда не отказывал себе в удовольствии написать ландшафтный вид. Особенно привлекательными ему казались «дикие места», одним из которых стал Озёрный край, куда в 1783 году живописец отправился в экспедицию. Эта поездка нашла отражение в ряде работ Гейнсборо. Со своих картин он воспевает красоту гор, их грозный облик и таящуюся в них силу.

Томас Гейнсборо «Корнардский лес», 1748 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Томас Гейнсборо «Корнардский лес», 1748 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Принципы Гейнсборо

Став членом Королевской Академии художеств, Томас Гейнсборо оставался человеком сдержанным и скромным. Он всегда был учтив с людьми, причём вежливо обходился с каждым, независимо от социального статуса и положения в обществе. При этом для Гейнсборо было крайне важным правильно преподнести зрителю сюжет или образы своих картин. В письме к одному из своих заказчиков Томас деликатно просил:

«Я был бы рад, если бы вы повесили картину, чтобы свет падал слева…»

Несомненно, он понимал, при каком варианте полотно будет производить наиболее верное и положительное впечатление. Многих тонкостей он придерживался и во время работы. Так, например, начиная работать, Гейнсборо окружал изображаемого человека полумраком – ничто не должно было отвлекать художника от лица, которое требовалось написать.

Затем, когда фигура человека была создана, живописец добавлял к картине пейзаж, который мог бы наиболее точно отразить настроение изображённой личности, её характер и особенности. Такой вариант пейзажа был крайне необычным для времени, когда творил Гейнсборо, причём «ноу-хау» мастера публика принимала с восторгом.

Томас Гейнсборо «Портрет Софии Шарлотты Дигби, леди Шеффилд», 1785-1786 годы Местонахождение: Поместье Уоддесдон, Бакингемшир, Великобритания
Томас Гейнсборо «Портрет Софии Шарлотты Дигби, леди Шеффилд», 1785-1786 годы
Местонахождение: Поместье Уоддесдон, Бакингемшир, Великобритания

Тоска по прежним временам

В последние годы Гейнсборо стал тосковать по прежним временам. Та самая «добрая старая Англия» всё чаще появляется на его работах. Едва ли их можно назвать реалистическими полотнами – это, скорее, ностальгическая идиллия, с помощью которой живописец воссоздавал свои грёзы.

Но, с другой стороны, один из последних написанных мастером пейзажей, «Поездка на рынок», вовсе не кажется идеализированным. Многие исследователи считают, что именно эта работа имела огромное влияние на мастеров более молодого поколения.

Томас Гейнсборо «Поездка на рынок», 1786 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Томас Гейнсборо «Поездка на рынок», 1786 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Конфликт с коллегами

Увы, сам Гейнсборо на склоне лет столкнулся с непониманием и равнодушием коллег. Крайне внимательный к деталям, он заявил, что его картина «Три старшие принцессы» должна висеть посредине стены, не слишком высоко – лишь при таком ракурсе зритель мог бы оценить лёгкость образов и особенности «воздушного» нанесения мазков.

Однако другие члены Академии считали, что работа эта, как и многие другие, должна занять место в верхней части стены зала. В итоге Гейнсборо, не в силах смириться с непониманием, вовсе велел снять все свои картины и убрать их с выставки. С этого момента между живописцем и многими его коллегами пробежала «чёрная кошка».

Томас Гейнсборо «Три старшие принцессы Шарлотта, Августа и Элизабет», 1784 год Местонахождение: Королевское художественное собрание, Лондон, Великобритания
Томас Гейнсборо «Три старшие принцессы Шарлотта, Августа и Элизабет», 1784 год
Местонахождение: Королевское художественное собрание, Лондон, Великобритания

Роковые слова

В 1787 году неожиданно для всех художник вдруг предсказал свою скорую кончину. Рассказывали, что произошло это на встрече с его товарищем Шериданом. Томас Гейнсборо во время беседы с драматургом расчувствовался и произнёс:

«У меня много приятелей, но так мало друзей. Я выгляжу совершенно здоровым, но чувствую, что скоро умру. Мне так хочется, чтобы за гробом шёл приличный человек. Пообещайте, что это будете вы!»

Наверняка друг пытался поспорить с Гейнсборо, заверяя того, что ему ещё отведено немало лет. Однако живописец оказался прав – спустя год он умер. Причиной смерти стал рак. Перед кончиной Гейнсборо навестил его давний соперник Рейнольдс, который засвидетельствовал своё почтение человеку, на протяжении многих лет считавшемуся его главным противником. Последними словами Томаса Гейнсборо стала фраза:

«Все мы будем на небесах – и Ван Дейк с нами».
Одна из последних работ Томаса Гейнсборо «Мальчик с кошкой», 1787 год Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Одна из последних работ Томаса Гейнсборо «Мальчик с кошкой», 1787 год
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Даже в смерти он остался верен выбранному пути – искусству. Томаса Гейнсборо неслучайно называют «самым английским» из всех английских художников. Он воспевал скромную неброскую природу своей родины, открывая её очарование и загадочность. Живописец умел воссоздавать пейзажи в своей мастерской так, что мало кто мог заподозрить, что картина написана с «настольной модели». Но главное – именно с Гейнсборо начинается пора экспериментов и смелых вариаций в написании пейзажей и портретов.

На обложке: Фрагмент картины Томаса Гейнсборо «Автопортрет», около 1758-1759 годов. Местонахождение: Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий