«Неизвестная» – кто изображён на самом загадочном полотне Крамского?

Искусство

Эта картина стала одним из самых известных произведений отечественных живописцев, а вот за рубежом её часто называют «Русской Джокондой». Иван Крамской написал свой шедевр в 1883 году, причём дал полотну название «Неизвестная», что позволило окружить портрет ореолом загадочности и тайн.

Искусствоведы заявляют, что не сохранилось документов, указывающих на конкретную личность, изображённую на знаменитой картине Крамского. Некоторые считают, что это был собирательный образ, однако есть весьма распространённое предположение о том, какая женщина стала той самой «Неизвестной». Как же создавался шедевр Крамского? И что известно о героине этой картины?

Из фотографа – в живописцы

Далеко не все знают, что знаменитый русский живописец Иван Крамской изначально был фотографом. В Воронежской губернии, где он вырос, не было мастеров кисти, которые могли бы обучить молодого Крамского своему искусству. Талантливый юноша вынужден был устроиться на работу в фотоателье. Иван не только делал фотоснимки, но и ретушировал изображения с помощью акварели.

Переехав в Петербург, Крамской продолжил заниматься своим «фотошопом», а через некоторое время поступил в Академию художеств. Он стал одним из тех живописцев-бунтарей, которые не желали писать картины на мифологические сюжеты, столь популярные в народе. Крамской принадлежал к художникам, которые желали сами выбирать темы для своих полотен. Кстати, именно он был одним из основателей передвижных выставок и стал главным идеологом товарищества художников-передвижников.

Иван Николаевич Крамской «Неизвестная», 1833 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Николаевич Крамской «Неизвестная», 1833 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Прекрасная «Неизвестная»

Среди картин Ивана Крамского особенное внимание привлекает «Неизвестная». Отойдя от своих принципов, живописец не стал указывать, чей портрет был им написан. На полотне перед нами – молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Позади неё виднеется Александринский театр. Сама же «Неизвестная» одета по последней столичной моде. Её голову украшает шляпка «Франциск» с перьями, а пальто с лентами и мехом стоит явно немалых денег. Присмотревшись, можно заметить дорогие перчатки из тонкой кожи, золотой браслет, муфту.

При первом взгляде может показаться, что все эти атрибуты демонстрируют принадлежность таинственной дамы к высшему свету, но в дальнейшем, рассматривая портрет, можно понять, что это вовсе не обязательное условие. Быть может, эта женщина лишь старалась соответствовать тому обществу, в котором оказалась волею судеб.

Столь модный наряд в те времена мог показаться слишком претенциозным и даже неприличным. Аристократия той поры стала менее богатой, нежели её предки, а потому не всегда могла позволить себе столь дорогие и модные вещи. Не исключено, что одним только нарядом своей героини Крамской продемонстрировал некий вызов обществу.

Интересно, что у современников Крамского немало вопросов вызвал и экипаж дамы. Критик Стасов даже сказал, что на картине изображена кокотка в коляске. Дело в том, что в ту пору ездить в экипаже одной было неприличным для женщины. Позволить себе это могли куртизанки или женщины, которых назовут чуть позднее суфражистками (такие, как описанная Толстым Анна Каренина).

Во взгляде девушки - надменность, достоинство и одновременно - глубокая печаль
Во взгляде девушки – надменность, достоинство и одновременно – глубокая печаль

Прототипы образа

Но кто же запечатлён на портрете, написанном Крамским? На этот счёт существует две весьма популярных версии. Согласно первой, прототипом «Неизвестной» стала крестьянская девушка Матрёна Саввишна. Курская красавица вышла замуж за одного из представителей дворянского рода Бестужевых.

Крамской же познакомился с ней в Санкт-Петербурге, где Матрёна жила с мужем. Впрочем, в документах, сохранившихся о семействе Бестужевых, нет упоминаний об этом неравном браке. Именно поэтому искусствоведы считают такую версию лишь легендой о картине.

Иван Николаевич Крамской. Этюд к картине «Неизвестная» (видимо, здесь изображена Матрёна Саввишна), 1883 год Местонахождение: Частная коллекция
Иван Николаевич Крамской. Этюд к картине «Неизвестная» (видимо, здесь изображена Матрёна Саввишна), 1883 год
Местонахождение: Частная коллекция

А вот известные исследователи и биографы Крамского склоняются к тому, что на его полотне была изображена Екатерина Долгорукова, ставшая любовницей и морганатической женой императора Александра Второго. Внешнее сходство с Екатериной действительно заметно, но и эта гипотеза потерпела крах.

Свою картину Крамской создал через два года после гибели императора. В то время княгиня Долгорукова попала в опалу и была выслана из дворца. Согласитесь: с чего бы художнику, который занимал весьма почётное и высокое место при императорской семье, изображать даму, оказавшуюся в немилости.

Перед выставкой, на которой «Неизвестную» должны были представить публике, Иван Крамской был очень взволнован. Современники вспоминали, что он даже ушёл с вернисажа. Вернувшись, живописец был встречен восторгом людей, увидевших его картину. Неслучайно «Неизвестную» называют вершиной творчества Крамского. Без сомнения, эта работа значила очень много для самого мастера.

Он сохранил в тайне имя женщины, с которой была написана героиня его картины, причём сумел окружить полотно такими загадками, что очень скоро легенды стали сами по себе появляться вокруг «Неизвестной». Но что особенно интригует нас в этой картине? Как мне кажется, взгляд этой незнакомки. Он выражает надменность, достоинство и глубокую печаль, а значит, может поведать целую историю.

Екатерина Долгорукова. Не исключено, что «Неизвестная» писалась с неё
Екатерина Долгорукова. Не исключено, что «Неизвестная» писалась с неё

«Неизвестная» Крамского – картина, которая поневоле привлекает к себе внимание. Она стала самым загадочным творением живописца, причём вопросы исследователям и почитателям таланта художника продолжает задавать и сегодня. Быть может, совсем скоро найдутся документы, открывающие тайну изображённой незнакомки. Но, как мне кажется, эта тайна оставлена Крамским в его творении на века, а потому «Русская Джоконда» всегда будет окружена ореолом притягательной загадочности.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий