Многие искусствоведы считают картину Ильи Репина «Не ждали» «самым крупным, самым важным и самым значимым» среди произведений автора. Поразительно, но при этом вопрос о том, кого же не ждали главные действующие лица, так и остаётся открытым. Это полотно заставляет историков искусства и ценителей творчества Репина и сегодня ломать голову над загадками, которые оставил нам живописец.
Картину «Не ждали» Илья Репин написал в двух вариантах. При этом особенное внимание уделил главному герою – его лицо автор переписывал несколько раз. Но кто он? На этот вопрос у каждого зрителя имеется свой ответ. Итак, что же известно о самом таинственном произведении русского художника Репина?
Художник с принципами
Начиная наше знакомство с картиной Репина, предлагаю сначала узнать немного о самом авторе. В отличие от многих своих коллег, Илья Репин мог по праву называться настоящим счастливчиком. Мальчишка из провинциального городка Чугуева сумел уже в раннем возрасте раскрыть свой талант и был принят в Академию художеств, которую окончил с двумя золотыми медалями.
Для Репина не существовало сюжетов, которые он не мог бы изобразить. На холст он старался перенести всё, что его интересовало, всё, что вызывало сильные эмоции. Друзья даже упрекали его во «всеядности», отмечая, что Илья Ефимович пишет и полотна на злободневные темы, и исторические картины, и жанровые сцены. Но уж таким он был – причём творчеству Репин не изменял никогда в угоду моде. Его близкий друг Корней Чуковский вспоминал, что живописец как-то сказал:
«Я не могу заниматься непосредственным творчеством, то есть «искусством для искусства». Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, – словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, для меня ещё не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Идея картины
Замысел картины «Не ждали», одной из самых известных работ Репина, появился у автора в 1881 году, после трагических событий, при которых погиб император Александр Второй. Не секрет, что покушение на государя организовали представители организации «Народная воля». После гибели императора многие народовольцы оказались за решёткой или были отправлены в ссылку. Некоторые из них были амнистированы в связи с восшествием на престол Александра Третьего. Нередко сюжет полотна Репина связывают именно с этими событиями в истории нашей страны.

Арнольд Бальдингер «Покушение на жизнь Александра II 1 марта 1881 года», Журнал «Всемирная иллюстрация», 14 марта 1881 года
Первый вариант
Как я уже отметила, картина эта была написана в двух вариантах. Первый, который относится к 1883 году, был написан Ильёй Ефимовичем в Мартышкине, где находилась дача художника. Здесь, на окраине Петербурга, Репин изобразил сцену, значительно отличающуюся от более известного варианта картины.
На полотне изображена девушка, которую встречали мать и другие молодые девушки (возможно, сёстры). Но, вероятно, мастер остался недоволен своей работой, а потому спустя год приступил к написанию второй версии картины – именно она и стала всенародно известным творением Репина.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Самая известная версия картины
Уже в 1884 году картина «Не ждали» в новом варианте была представлена на выставке художников-передвижников. В дальнейшем Репин несколько раз дорабатывал своё творение, несколько изменив выражение лица входящего, а также черты его матери и жены. А в 1898 году он снова вернулся к первоначальному варианту, доработав лицо входящей в комнату девушки.
В картине «Не ждали» важное значение имеют даже, казалось бы, незначительные детали. Так, к примеру, картины, висящие на стенах, показывают, что дело происходит в доме народовольца, причём семья разделяет его взгляды. Здесь, на стенах комнаты, мы видим портреты людей, которые считались символами свободомыслия того времени – это Николай Некрасов и Тарас Шевченко.

Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Загадки картины «Не ждали»
Кстати, некоторые искусствоведы любят проводить аналогию между «Не ждали» и библейским преданием о блудном сыне. Однако особенную выразительность полотну придаёт то, что лица матери вошедшего народовольца мы не видим – остаётся лишь гадать, какие чувства сейчас испытывает эта женщина. И это тоже хитрый приём, придающий картине яркости и эмоциональной силы.
Современники, видевшие картину «Не ждали», понимали, что на ней изображён освобождённый народоволец. Однако от этого загадок меньше не становилось. Кем был этот человек, за какие преступления он отбывал наказание и в каких местах это происходило? Некоторые критики даже обвиняли Репина в недосказанности и в том, что далеко не все нюансы сюжеты ясны – многое зрителям приходилось домысливать. Но для самого Ильи Ефимовича гораздо более важным аспектом стала передача чувств и переживаний героев. Неспроста его называли «великим драматургом русской живописи».
Но почему же освобождённого арестанта не ждали? Этот вопрос так и остаётся открытым. Дело в том, что о скором освобождении заключённых становилось известно заранее – им разрешалось отправить письмо домой. Вот только весточка эта могла опоздать или затеряться. Такое бывало нередко.

Одной только картиной «Не ждали» Илья Репин ясно показал, что с сочувствием относится к людям, которые считались неблагонадёжными в Российской империи. Он понимал, что народ борется за правду и свободу. Корней Чуковский вспоминал, что художник лично оказывал помощь таким людям:
«В 1913 году он вместе с моей женой и Натальей Борисовной Нордман помогал переправлять за белоостровский кордон одного поднадзорного, которому угрожала тюрьма: предоставил ему лошадь, деревенские сани и своими руками снарядил его в путь».