У представителей дореволюционной русской аристократии было два страстных увлечения – карты и охота. Среди классиков русской литературы самым известным охотником большинство, наверное, назовет И.С. Тургенева. Однако не меньшую страсть к охоте испытывал и Н.А. Некрасов.
Как будто и не литератор
Литературный критик А.М. Скабичевский, побывав однажды в квартире у Некрасова, так отозвался об увлечении хозяина:
«Любой, кто войдет в его квартиру, не догадается, что это дом литератора. Повсюду развешены ружья, штуцера и винтовки. В шкафах вместо книг чучела животных и птиц. В приемной комнате между окнами стоит на задних лапах огромная медведица с двумя медвежатами – самый большой охотничий трофей хозяина».
Николай Некрасов страсть к охоте пронес через всю свою жизнь. Отец, который тоже был заядлым охотником, способствовал увлечению сына. По воспоминаниям сестры поэта, охотиться он начал с 10 лет:
«Брат всю жизнь любил охоту с ружьем и легавой собакой. В 10 лет он впервые подстрелил утку на Пчельском озере. Был октябрь, воду уже сковывал лед, собаки туда не шли. Так брат сам бросился в озеро и достал утку. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило».
Отношения у поэта с отцом складывались сложно, они почти не общались. Наверное, единственным, что их связывало, была любовь к охоте. Николай Некрасов давно перебрался в Петербург и возвращался в родное поместье в Грешнево, чтобы «потравить зайцев да лис». Отец знал, чем его заманить, и в письмах непременно писал:
«Сезон охоты начался удачно: зайцев затравлено 634, 3 лисицы и 1 барсук».
Отец Некрасова любил псовую охоту, хотя сам поэт тяготел к пешей с ружьями. Да и будучи горожанином, он не мог содержать псарню, как это делали помещики. Но в Грешнево охотники разворачивались на славу: псовую охоту обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных.
После смерти отца Некрасов охотился в других местах, много посещал поместья друзей-охотников. Его страстью стала ружейная охота, которую раньше не одобрял отец. Ружья, говорил он, удел лакеев, так как дичь к барскому столу в те времена поставляли слуги.
Богатый барин и страстный охотник
Некрасов обычно предпочитал охотиться без больших выездов. Брал с собой егеря из крестьян и борзую собаку. Лишь когда охота предстояла крупная (в последние годы жизни поэт полюбил вылазки на медведя), то сборы были по-настоящему барскими. Один из друзей поэта охотничий выезд Николая Некрасова описывал так:
«Он ездил на охоту на трех тройках. Одна для него. В другой размещалась охотничья обснарядка, там же сидел егерь Кузьма – мужик, которого Некрасов только для охоты при себе и держал. На третьей тройке ехала кухня вместе с поварами, хозяйственные вещи. Везлись запасы дорогих вин и закусок, складная постель, халат, туфли… Богатый был барин, потому и устраивал такие выезды».
Возил Некрасов с собой и дорожный секретер, в котором держал письменные принадлежности на случай, если понадобится записать пришедшие на ум поэтические строки. На основе охотничьих впечатлений у Некрасова не раз рождались как крупные произведения, так и небольшие стихи.
Например, во время охоты с приятелем Г.Я. Захаровым Некрасов услышал от него историю об убийстве двух коробейников. Поэт развил эту тему и так появилась поэма «Коробейники» с посвящением Захарову. А персонажи Савушка и Савелий из «Кому на Руси жить хорошо» – это дань уважения мужикам-медвежатникам, которых очень ценил поэт.
И всегда вместе с Некрасовым в экипаже ехала его любимая борзая. К своим собакам поэт относился как к членам семьи. Сохранились фотографии, на которых он запечатлен вместе со своими питомцами. А по воспоминаниям друзей и близких Некрасова, поэт, когда в доме не было гостей, мог посадить собаку за стол, подвязать ей салфетку и кормить ее мясом прямо с вилки.
Когда собака уже не могла охотиться, то жила вместе с Некрасовым в его петербургской квартире. Причем собаке позволялось свободно перемещаться по комнатам. Питомец ел из дорогой посуды и спал на мягких диванах. Конечно, любимцы Некрасова появлялись в его произведениях.
Собака стала и причиной, по которой Некрасов повесил ружье на гвоздь. Однажды на охоте гражданская жена поэта случайно застрелила его любимца, черного пойнтера Кадо. Некрасов лично похоронил «лучшего друга» и поставил на его могиле мраморную плиту с эпитафией. После этого поэт больше никогда не ходил «пострелять».
Правда, прожил он без охоты всего два года. Некрасов завещал дорогостоящие охотничьи ружья своему младшему брату Константину, который тоже разделял семейное увлечение.
На обложке: Фрагмент картины Николая Николаевича Ге «Портрет Николая Алексеевича Некрасова», 1872 год. Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия