Не только мушкетеры – экранизации романов Александра Дюма в России

Искусство

Александр Дюма-отец входит в десятку самых экранизируемых авторов в мире. Для того, чтобы посмотреть одних только «мушкетеров», понадобится несколько месяцев, потому что фильмов про бравого д’Артаньяна снято больше сотни.

Конечно, первенство в количестве экранизаций принадлежит родине писателя – Франции. Но и в России фильмы по романам Дюма выходят регулярно.

Романы о гугенотских войнах

Эта трилогия Дюма о периоде религиозных войн во Франции XVI в. достаточно популярна. По крайней мере, о «Королеве Марго» слышали все, а многие точно смотрели хотя бы один фильм по мотивам этого романа.

В России за экранизацию «гугенотской трилогии» взялся Сергей Жигунов в середине 90-х гг. Надо отдать должное его смелости, ведь посоперничать с легендарными советскими «мушкетерами» в период полнейшего развала кинематографа решился бы не каждый. Впрочем, сам Жигунов считал, что именно знаменитая картина «протоптала дорожку остальным экранизациям романов Дюма».

В «Королеве Марго» был собран плотно-звездный состав. Наверное, это было единственное время, когда в одном фильме можно было собрать столько актеров первой величины. Безумных гонораров тогда еще не платили, и многие, даже именитые, актеры сидели без работы. И это еще в картине по разным причинам не смогли сняться такие мэтры кино, как Олег Меньшиков, Валентин Гафт и Анастасия Вертинская. Зато почти в полном составе воссоединились гардемарины вкупе с Михаилом Боярским.

Кадр из сериала «Королева Марго», 1996 год
Кадр из сериала «Королева Марго», 1996 год

Жигунов привлекал спонсоров, брал кредиты, находил деньги везде, где только мог. Однако финансирования все равно не хватало. Как вспоминал актер, по этой причине съемки в Чехии пришлось свернуть раньше срока и найти подходящую натуру в России.

Однако главная проблема заключалась в другом. Картине не находилось места в телевизионной сетке из-за трансляции «Санта-Барбары». В интервью Жигунов рассказывал:

«Чаще выходить в эфир нам не дает «Санта-Барбара». Ее не могут снять, потому что никто не знает, как зрители на это отреагируют. Поэтому наш сериал показывают в то время, которое остается».

Все же «Королева Марго» прошла успешно. Она вышла в 1996 г., а уже через год было отснято продолжение истории – с таким же размахом экранизировали «Графиню де Монсоро». Правда, если в «Королеве Марго» снимались Боярский, Жигунов, Харатьян, Караченцов и Певцов, то актерский состав во второй части трилогии был скромнее. Зато этот фильм закрепил в статусе звезды Александра Домогарова. И сыграл он просто великолепно. Как по мне, так это одна из лучших (если не лучшая) его роль.

Съемочная группа уже приступила к работе над последней частью – романом «Сорок пять», однако в 1999 г. трагически погиб исполнитель роли короля Генриха III Евгений Дворжецкий. Съемочный процесс приостановили. На роль главного героя попытались ввести другого актера, но замена себя не оправдала. Кроме того, костюмы и батальные сцены оказались слишком дорогими. Третья часть так и не была окончена.

Впрочем, роман «Сорок пять» имеет очень мало экранизаций даже за границей. Эта книга считается в целом достаточно слабой. Нет центрального персонажа, сюжетные линии плохо связаны между собой. По одной из версий, Дюма и вовсе не закончил этот роман.

Александр Домогаров стал звездой экрана после съёмок в сериале «Графиня де Монсоро», 1997 год
Александр Домогаров стал звездой экрана после съёмок в сериале «Графиня де Монсоро», 1997 год

Узник замка Иф

Эта экранизация книги «Граф Монте-Кристо» считается одним из лучших российских фильмов по романам Дюма. Режиссером был Георгий Юнгвальд-Хилькевич, а соавтором сценария Марк Захаров. В главной роли видели, как, наверное, нетрудно догадаться, исключительно Михаила Боярского. Но он согласился лишь на образ Фернана Мондего.

По воспоминаниям Юнгвальда-Хилькевича, Виктор Авилов в главной роли был настоящей находкой. Он рассказывал: «Витя был театральным актером и имел небольшой опыт работы в кино. Но у него было такое мощное обаяние, такая огромная внутренняя сила, что по одному взгляду зрители чувствовали, сколько его персонажу довелось вынести испытаний и насколько он одержим жаждой мести».

Роль красавицы Мерседес стала дебютной для актрисы Анны Самохиной. Интересно, что актрису нашли в ростовском ТЮЗе. Она была совершенно не готова к пробам и предстала перед ассистентами режиссера в повседневном виде без прически и макияжа. Чтобы убедить представителей съемочной группы, что она та, которую они ищут, Самохина продемонстрировала фотографии, где она «при полном параде». На другой день актриса получила приглашение на съемки.

Несмотря на маститых режиссера и сценариста, основательную подготовку к съемкам мне кажется, что даже более скромные французские экранизации лучше передают дух романа. А знаменитый «Граф Монте-Кристо» с Жаном Маре – вот это настоящая классика и практически эталон. Да и Советский Союз подходил к концу, что чувствовалось и по фильмам, в которых уже не было и того качества, и той магии «золотого» периода советского кино, когда, к примеру, снимались «Мушкетеры».

Виктор Авилов в роли Эдмона Дантеса был настоящей находкой для фильма «Узник замка Иф», 1988 год
Виктор Авилов в роли Эдмона Дантеса был настоящей находкой для фильма «Узник замка Иф», 1988 год

Трилогия о мушкетерах

Считается, что все российские продолжения о мушкетерах, кроме знаменитой картины 1978 г., были провальными несмотря на то, что над ними работала практически одна команда.

Замечательная приключенческая история о королевских мушкетерах произвела фурор. Казалось, будто началась война, потому что после премьеры фильма буквально каждый мальчишка носился по улице в шляпе и с палкой.

По советским меркам «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» снимали с размахом. Всем известны съемки в атмосферных Львове и Одессе. К сожалению, остальным экранизациям романа повезло меньше. Две картины-продолжения снимали в начале 90-х гг. Денег не хватало ни на что, даже на пленку. Режиссер вспоминал:

«Снимали только по два дубля, так как была не советская «Свема», а импортная пленка «Кодак», которую доставали с трудом».
Мультфильм «Пёс в сапогах» (1981 год) - это тоже фильм о мушкетёрах по мотивам романа Александра Дюма
Мультфильм «Пёс в сапогах» (1981 год) – это тоже фильм о мушкетёрах по мотивам романа Александра Дюма

Трудности подстерегали всюду. Отделившиеся бывшие советские республики не всегда охотно предоставляли специалистов и места для съемок. Где-то требовали непомерный гонорар, откуда-то просили на выход в разгар рабочего процесса. Кроме того, реквизит постоянно разворовывался, вокруг Хилькевича роились местные спонсоры и с ними же рэкетиры, а актеры подторговывали всем, чем можно. Современное продолжение с детьми мушкетеров и вовсе окончательно растеряло все обаяние оригинала.

На волне успеха первой картины в Советском Союзе вышло еще несколько мультфильмов, героями которых стали бравые мушкетеры. А отрывки особо успешного мультфильма «Пес в сапогах» постоянно вставляли в каждый мульт-концерт.

В 2013 г. Сергей Жигунов, как он сам признавался, воплотил свою давнишнюю мечту в реальность и «поигрался» в мушкетеров. На экраны вышел его сериал «Три мушкетера».

Кадр из фильма «Три мушкетёра», 2013 год
Кадр из фильма «Три мушкетёра», 2013 год

Хотя Жигунов уже имел отличный опыт экранизаций Дюма, с «Мушкетерами» он попал впросак. Сериал получил низкие оценки от зрителей, а фильм и вовсе провалился в прокате. Для себя из положительного я отметила только красивые костюмы и более-менее приближенный к книжному возраст героев.

На обложке: Кадр из легендарного советского фильма, полюбившегося зрителю, «Д’Артаньян и три мушкетёра», 1979 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий