Практически обязательной составляющей голливудских мюзиклов 30-40-х гг. XX в. стал степ. И «королем» танцев был, конечно, элегантный и пластичный Фред Астер.
После выхода картины Феллини «Джинджер и Фред» в 1986 г. сложился стереотип, что Астер «бил степ» исключительно с актрисой и танцовщицей Джинджер Роджерс. На самом деле он танцевал со многими партнершами, а Джинджер была лишь одной из них.
Брат и сестра
Фред Астер (настоящее имя Фредерик Аустерлиц), танцор, хореограф, певец и актер, перевернул представление не только американской, но и мировой публики о мюзиклах. Как часто бывает, в детстве Фредерик совсем не увлекался танцами, а посещал хореографическую студию по настоянию матери, мечтавшей видеть сына в шоу-бизнесе. В той же студии занималась и старшая сестра Фредерика Адель.
Очень скоро брат и сестра стали выступать в паре. Тогда же у Фреда появился непременный атрибут его сценического костюма – черный цилиндр, который скрывал разницу в росте партнеров, т.к. Адель была выше брата.
Родители приложили немало усилий, чтобы молодые Астеры выступали на сцене, пробовали себя в водевилях, кордебалете и бродвейских мюзиклах. Фред позже вспоминал:
«Мы работали до изнеможения, а в ответ порой раздавались жидкие хлопки».
Однако брат и сестра не сдавались, постоянно совершенствовали свои выступления и все чаще включали в танцы элементы степа. Адель была партнершей брата на протяжении 27 лет, пока не вышла замуж и не переехала в Ирландию.
Конечно (по моему мнению), Адель нельзя в полной мере назвать «звездной» партнершей танцора, но именно в этом дуэте родился степист Фред Астер. Впереди его ждали слава и успех, а также самые красивые и грациозные голливудские актрисы и танцовщицы.
Партнер для суперпопулярной актрисы
Во Фреде Астере определенно было что-то необычное, неуловимое, что превращало его из классного танцора (коих много) в гениального. Кстати, сам степист до конца жизни называл себя «заурядным танцором». Но те, кто видели танец Астера вживую, говорили:
«Внешне Фред был угловатым и нескладным, но все менялось, когда он начинал танцевать. Это была магия. Он был словно волшебником, парившим в воздухе».
Эту «магию» внешне не очень привлекательного юноши однажды заметил голливудский продюсер Дэвид Селзник. Он подписал с Астером контракт и пригласил на киностудии Metro-Goldwin-Mayer. Фред дебютировал в кино в эпизодической роли уличного бродяги.
Существует легенда, что голливудская кинодива Джоан Кроуфорд открыла для Астера дверь в большое кино. Якобы он столкнулся с актрисой на киностудии, когда репетировал танец. Он не узнал в Кроуфорд звезду Голливуда и попросил ее на время стать его партнершей. После короткого танца, «походившего на спектакль с кружениями, наклонами и поддержками», Кроуфорд довольно произнесла:
«Вы достойны большего, чем сниматься в эпизодах».
Так Астер стал партнером Кроуфорд в фильме «Танцующая леди».
Пара мечты
После «Танцующей леди» Астера пригласили сниматься в картине «Полет в Рио». Партнершей Фреда стала молодая подающая надежды актриса Джинджер Роджерс. И вот тут случилось то, что позже перевернет весь танцевальный мир Голливуда. Джинджер и Фред исполнили свой блистательно элегантный танец на крышках роялей.
Танец произвел такое впечатление, что Джинджер и Фреда приглашали сниматься вместе снова и снова. Они стали самой востребованной парой Голливуда и вместе сыграли в 10 музыкальных фильмах.
Джинджер, без сомнения, является самой известной партнершей Астера, но, как мне кажется, не самой лучшей. Все потому, что Джинджер была в первую очередь актрисой, а лишь потом танцовщицей. Да и сам Астер вспоминал, как придирчиво относился к танцевальным навыкам партнерши и не отпускал ее с репетиций пока не был полностью доволен результатом.
Ученица, которая превзошла учителя
Намного гармоничнее Астер смотрелся с Элеонор Пауэлл. Она была профессиональной танцовщицей и лучшей степисткой 40-х гг., проложившей дорогу женскому степу.
«Никто не мог так быстро и в то же время изящно бить ножкой в пол, как Элеонор Пауэлл», – говорили про танцовщицу современники.
С Элеонор Астер танцевал под знаменитую песню Коула Портера «Начать сначала». Сам он так отзывался о партнерше:
«Она затмевала всех, она была единственной, кто не нуждалась в партнерше и могла бить степ самостоятельно».
Самая любимая партнерша
В 1941 г. в пару с Астером встала грациозная Рита Хейворт. Она была дочерью латиноамериканского танцора, которым на заре своей карьеры восхищался Фред. Вместе Хейворт и Астер сыграли в двух фильмах.
Рита была чудо как хороша. Причем одинаково идеальны были ее актерские и танцевальные навыки. Стройная, красивая, изящная, она пленяла актерской харизмой, а танцевала так, словно не касалась земли. Про двух танцоров говорили, что Фред хоть изредка, да посмотрит себе под ноги, а Рита – никогда.
Не зря сам Астер называл Риту Хейворт своей любимой партнершей и позже вспоминал в автобиографии, что она «танцевала с отточенным совершенством и индивидуальностью». Сама же актриса признавалась:
«Фильмы, которые мы сделали с Фредом Астером – единственные сокровища в моей жизни».
Творческий период жизни Фреда Астера охватывает 76 лет. Он танцевал с самыми известными красавицами Голливуда (например, Одри Хепберн) и даже с английской королевой-матерью. Как однажды заметил американский кинокритик, «история танца в записи начинается с Фреда Астера». Но эта история не была бы столь красива без восхитительных партнерш Астера.