Не только балерины – Эдгар Дега и его картины

Искусство

Бывает так, что творческого человека – будь то артист, писатель или художник – при жизни и после нее ассоциируют с какой-то его работой. Так и с Эдгаром Дега.

Любой, кто хоть немного знаком с творчеством французского импрессиониста, сразу скажет, что Дега – это балерины. Большая часть его картин написана на балетную тему. Однако великий художник изображал не только танцовщиц.

Ранние работы

На молодого Эдгара Дега большое влияние оказали Адольф Менцель и Эдуард Мане. Менцель был мастером исторических полотен и Дега поначалу тоже решил специализироваться на исторической живописи. Он создает такие картины, как «Семирамида закладывает город», «Бедствия Орлеана», «Александр и Буцефал» и др. Однако большинство его полотен в этом жанре не были завершены. Дега был невероятно требовательным художником. Если его что-то не устраивало, он мог бросить почти завершенную картину и начать писать ее заново.

У Мане художник позаимствовал умение сочетать портретную и жанровую живопись. Отец Дега всегда хотел, чтобы сын рисовал портреты, так как они позволяют заработать на жизнь. Первая работа Дега в этом жанре – его «Автопортрет». Критики сразу отметили незаурядный талант художника.

Про Дега-портретиста говорили: «Реализм изображения, выраженный в неожиданных и четко подмеченных деталях, он сочетает со сдержанной манерой письма, присущей традиционной портретной живописи». Первые портреты Дега пишет с родственников и друзей.

Эдгар Дега «Автопортрет», 1855 год Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
Эдгар Дега «Автопортрет», 1855 год
Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

На портретах французский художник мог обрезать изображение, вывести на первый план предметы, заслоняющие человека, или вообще сместить фигуру в сторону. Так, например, он поступил при написании картины «Женщина, сидящая у вазы с цветами». Дега принял достаточно смелое композиционное решение и в центре полотна изобразил пышный букет хризантем.

Женщина же сидит в стороне, отвернувшись, будто попала в изображение случайно. Дега искал свой стиль. Он старался уйти от статики, пробовал неожиданные ракурсы, чтобы добиться новых выразительных эффектов и «оживить» изображение. Он все дальше уходит от масштабных сюжетов.

Эдгар Дега «Женщина, сидящая у вазы с цветами», 1865 год Местонахождение: Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Эдгар Дега «Женщина, сидящая у вазы с цветами», 1865 год
Местонахождение: Метрополитен музей, Нью-Йорк, США

Жизнь в движении

Хотя Дега стал одним из основоположников импрессионизма, сам он любил называть себя «реалистом в искусстве». Он интересовался современной жизнью во всех ее подробностях. Но в отличие от других импрессионистов, не стремился к «живописи чистого воздуха» (во многом, правда, из-за того, что у Дега диагностировали «отслоение сетчатки» и он не мог долго находиться на улице). Он выискивал камерные сюжеты и переносил их на полотно до мельчайших подробностей. Если бы Дега жил в наше время, а в руках у него вместо кисти была бы камера, он мог стать потрясающим документалистом.

Друзья художника вспоминали, как однажды Дега стащил в свою мастерскую разные принадлежности для мытья и стирки и нагнал натурщиц. Девушки должны были делать обычные дела, а художник лишь наблюдал. Только когда натурщицы раскрепостились, стали мыться, раздеваться и одеваться, Дега взялся за работу. Так из-под кисти художника вышла картина «Ванная». Сюжет выглядит настолько будничным и естественным, что картина больше похожа на фотографию.

Дега мастерски изображал движения в картинах. Именно на движение, а также на цвет ставил акценты художник. Он был очень изобретателен в плане поиска сюжета. Зацепить художника могли даже самые неживописные действия: женщина расчесывается, стрижет ногти, моет ногу и т.п.

Не пугали художника и неловкие позы. Парадокс, но Дега называли женоненавистником, хотя писал он преимущественно женщин. Такое нелестное мнение о художнике сложилось именно из-за того, что на многих его полотнах натурщицы изображены в «неудобный момент». Например, это картины «Женщину причесывают», «Педикюр», «Женщины на террасе кафе вечером».

Эдгар Дега «Педикюр», 1873 год Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
Эдгар Дега «Педикюр», 1873 год
Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

В своем стремлении передать малейшие нюансы движения Дега, конечно, «отыгрался» на балеринах. Их он изображал танцующими и отдыхающими, красивыми и не очень, в одежде и без нее. Но все же кроме балерин у мастера есть огромное количество замечательных картин. Не зря, когда отец Дега умер и художнику пришлось распродать часть полотен для погашения долгов, он стал одним из немногих импрессионистов, чьи работы пользовались большим спросом.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий