«Не бойтесь рисковать в искусстве» – как Вера Мухина создала главный советский символ

Искусство

Скульптура «Рабочий и колхозница» сегодня уже стала культовой. Она считается одним из символов советской эпохи, а также узнаваемым и любимым многими творением. Но далеко не всем известно, что автором этого произведения является женщина, ставшая выдающимся советским скульптором. Это – Вера Мухина.

Сама вера Игнатьевна считала себя мастером монументальных творений, однако в её творчестве было немало других работ. Более того, эта женщина сумела реализовать себя и как создатель театральных декораций, и как дизайнер одежды. Она была прирождённым художником, и её творческие идеи оживали в бронзе, камне, изысканных нарядах и интересных инсталляциях. Однако жизнь Веры Мухиной была не менее интересной, чем её творчество. Что же вдохновило юную Веру стать скульптором? Как было создано её знаменитое, даже культовое творение? И каким был непростой путь к признанию и славе?

Наследница «рижского Медичи»

Вера Мухина появилась на свет в Латвии. Именно здесь, в Риге, в первый день июля 1889 года в семье Игнатия Мухина родилась девочка. Отец её был известным в Латвии меценатом. Он интересовался живописью и скульптурой, собрал крупную коллекцию творений разных мастеров. Именно от отца, влиятельного и просвещённого коммерсанта Мухина, Вера унаследовала любовь к красоте и искусству.

Мать Веры, Надежда Вильгельмовна, была дочерью состоятельного аптекаря. Благодаря её приданому и немалым доходам Игнатия семейство жило в достатке и благополучии. Сама же Вера вспоминала, что в их доме не только всегда были вкусные яства и красивое убранство, но и доброе, уважительное отношение членов семейства друг к другу. Вера Игнатьевна спустя много лет с теплотой вспоминала о своей старшей сестре Маше, с которой в детстве любила подурачиться и устраивать всевозможные игры.

Интересно, что Веру Мухину иногда в шутку называют «наследницей рижского Медичи». Дело в том, что её дед, Кузьма Мухин, нажил многомиллионное состояние благодаря продаже пеньки, льна и хлеба. Заработанные средства купец нередко пускал на благотворительность. Так, например, благодаря ему были построены училище, гимназия и больница. Сам же Кузьма порой шутливо сравнивал себя с Козимо Медичи, который основал знаменитую флорентийскую династию меценатов. Тот тоже покровительствовал искусствам и занимался благотворительностью.

Вера Игнатьевна Мухина - выдающийс советский скульптор, лауреат пяти Сталинских премий, Народный художник СССР
Вера Игнатьевна Мухина – выдающийс советский скульптор, лауреат пяти Сталинских премий, Народный художник СССР

Потеря за потерей

К сожалению, идиллией жизнь юной Веры была недолго. Когда девочка была ещё совсем маленькой, её мать скоропостижно умерла от туберкулёза. Опасаясь, как бы и дочери не заболели тяжёлым недугом, отец повёз их сначала в Германию, а потом в Феодосию. Именно здесь, на берегу Чёрного моря, Вера впервые начала рисовать. Делая свои первые эскизы, она вдохновлялась красотой моря и его великой силой. Те времена казались девочке настоящим земным раем. Но, к сожалению, и это счастье не могло продолжаться вечно.

В 1904 году умер отец Веры и Маши. Двух сестёр забрали родственники, жившие в Курске. Люди зажиточные и добрые, они с жалостью относились к сироткам, стараясь дать им то, что не успели родители. Современники вспоминали, что наряднее сестричек Мухиных в Курске не было никого. Лучшие платья, украшения, банты – всё это в избытке было у девочек.

Вера Мухина в детстве
Вера Мухина в детстве

Юная художница

Через некоторое время сёстры отправились на обучение в Москву. Для провинциального Курска это стало настолько ярким событием, что о нём даже написали в местных газетах. В летнее время девочки вместе с гувернантками отправлялись поближе к морю.

Обучаться рисунку Вера впервые начала в Москве. В ту пору была распространена мода на различные творческие объединения и кружки. Первым учителем живописи Веры стал Константин Юон. Он был весьма своеобразным преподавателем, причём порой его подходы совершенно не совпадали со взглядами ученицы. Искусствовед Ольга Воронова отмечала:

«Порой думалось, что он учил совмещать несовместимое. С одной стороны, рациональное, чуть ли не арифметическое исчисление элементов рисунка и живописи, с другой – требование постоянной работы воображения».

Однажды наставник задал Вере нарисовать композицию на тему сна. Она, поразмыслив, решила изобразить дворника, заснувшего у ворот. Согласитесь, весьма нетривиальное исполнение, однако Константин Фёдорович остался крайне недоволен, заявив, что сон – это фантастика, грёза, полёт. В рисунке Веры ничего этого не было. Впрочем, здесь присутствовали реализм и правда жизни, но этого учитель не оценил.

И в Москве, и во время выездов к морю Вера очень много рисовала, погружаясь в чарующий мир творчества. Однако приходила пора думать совершенно о другом. Она вступала в возраст, когда девушку начинают рассматривать как невесту.

Наставник и учитель Веры Мухиной Константин Фёдорович Юон «Автопортрет», 1953 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Наставник и учитель Веры Мухиной Константин Фёдорович Юон «Автопортрет», 1953 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Несчастный случай

Родные Веры не сомневались, что миловидная и ласковая девушка непременно найдёт достойного жениха. Разумеется, его кандидатура была бы рассмотрена роднёй, и, если бы тот соответствовал их ожиданиям, получил бы согласие. Однако вскоре судьба преподнесла Вере неожиданный и крайне неприятный «сюрприз».

На каникулах в 1912 году юная Вера, как и прежде, решила покататься на санках. Неудачно съехав с горки, она врезалась в дерево. Удар был очень сильный, и девочка изуродовала лицо. Опытным хирургам пришлось приложить немало усилий, чтобы хотя бы частично восстановить облик Веры. Потом, уже после операции, взглянув на себя в зеркало, девушка уверенно заявила:

«Живут и хуже!»

Как оказалось, у милой Верочки был очень сильный, поистине «стальной» характер. То, что сломило бы многих девушек, она приняла стойко, не проронив ни слезинки. Родственники-опекуны, чтобы хоть как-то утешить девушку, решили отправить её в Париж. Вера уже давно мечтала посетить французскую столицу, которая стала центром мировой живописи. Кроме того, большие надежды родные девушки возлагали на европейских хирургов, которые могли бы восстановить внешность Веры.

Вера Мухина, 1906 год
Вера Мухина, 1906 год

Жизнь в Париже

Столица Франции поразила юную Мухину. Здесь всё было совсем не так, как в России, здесь каждый уголок был наполнен атмосферой вдохновения и творчества. Девушка поселилась в пансионе, а спустя некоторое время стала ученицей Антуана Бурделя.

Как в дальнейшем вспоминала Мухина, именно этот мастер научил её «схватывать форму». Он объяснил Вере, что очень важно увидеть объект в целом, но при этом не упустить и важные детали. В Париже девушка познакомилась с другими молодыми живописцами, а через некоторое время отправилась вместе с приятелями в поездку по Италии.

К слову, во Франции Вере удалось частично восстановить утраченный внешний облик. Однако после ряда операций лицо её стало выглядеть крайне волевым, даже «по-мужски» грубоватым и резким. Уродством такая внешность вовсе не являлась, но о балах, которые прежде так нравились девушке, пришлось забыть. Впрочем, в ту пору было совсем не до танцев. В стремительно меняющемся мире назревали большие перемены, спровоцированные политическими потрясениями.

Парижский учитель Веры Мухиной Эмиль Антуан Бурдель «Автопортрет», около 1885 года Местонахождение: Музей Бурделя, Париж, Франция
Парижский учитель Веры Мухиной Эмиль Антуан Бурдель «Автопортрет», около 1885 года
Местонахождение: Музей Бурделя, Париж, Франция

Война и любовь

После своего путешествия Вера собиралась вернуться в Париж, но сначала заехала в Москву, посетив родных. Её планы были разрушены – началась Первая мировая война. Понимая, что не может оставаться без дела и чувствуя необходимость внести свой вклад в защиту родины, Мухина устроилась работать медсестрой в госпитале. Как оказалось, эти перемены в жизни молодой художницы оказались судьбоносными.

Именно в госпитале Вера познакомилась с доктором Алексеем Замковым. Молодые люди явно испытывали симпатию друг к другу, однако спустя несколько дней после знакомства Алексей вынужден был уехать по делам службы. Когда Вера снова увидела его, он был в плачевном состоянии.

Замков умирал от тифа, причём не было никаких надежд на спасение. Вопреки самым скверным прогнозам, медсестра стала ухаживать за умирающим и сумела его выходить. Алексей выжил лишь благодаря ей, но главное – за это время, общаясь со своей спасительницей, понял, что без памяти в неё влюблён. В скором времени пара поженилась, в браке на свет появился сын Всеволод.

Вера Игнатьевна Мухина с мужем и сыном
Вера Игнатьевна Мухина с мужем и сыном

Страсть к скульптуре

В 1916 году Вере Мухиной выпал крайне удачный шанс начать сотрудничество с Камерным театром Александра Таирова. По предложению режиссёра-постановщика художница стала работать над скульптурными декорациями пьесы «Фамира-кифарэд». Спектакль, созданный по античному сюжету, не мог обойтись без скульптурных элементов.

Именно тогда Вера Игнатьевна окончательно поняла, что не столько живопись, сколько ваяние является её истинным призванием. Впрочем, оказываться от другого искусства Вера не собиралась. Напротив, она очень умела совмещала свои таланты, проявляя себя и в одном, и в другом направлениях.

Вера Игнатьевна Мухина. Эскиз костюма Брамина для московского Камерного театра, около 1916–1917 годов Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Вера Игнатьевна Мухина. Эскиз костюма Брамина для московского Камерного театра, около 1916–1917 годов
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Новое, советское время

После бурных революционных событий и полного преображения России Вера Мухина стала сотрудничать с новой советской властью. По инициативе руководства страны была задумана программа развития монументального искусства в агитационном оформлении советских городов. Чтобы реализовать столь масштабный проект, начали привлекать молодых талантливых скульпторов. В их числе была и Вера Мухина.

Сама женщина вовсе не была уверена в своих силах. Всё же одно дело – создавать театральные декорации, а совсем другое – памятники. Но после выполнения нескольких государственных заказов стало ясно: даже самая сложная монументальная скульптура по силам Мухиной. Кроме того, Верой Игнатьевной были созданы эскизы к знаменитым скульптурам «Освобождённый труд» и «Революция».

Особенные похвалы заслужила её работа «Крестьянка». Как отмечали критики, она была «сделана из чернозёма». Скульптура казалась вросшей в землю, словно бы сроднившейся с ней. В 1934 году это произведение было выставлено на экспозиции в Венеции, а через некоторое время его продали в музей Триеста. После Второй мировой войны изваяние оказалось в Ватикане.

Вера Игнатьевна Мухина «Крестьянка», 1927 год Местонахождение: Ватиканский музей, Ватикан, Рим, Италия
Вера Игнатьевна Мухина «Крестьянка», 1927 год
Местонахождение: Ватиканский музей, Ватикан, Рим, Италия

Многогранный талант

Кроме того, Вера Мухина немало работала в качестве дизайнера масштабных помещений. Так, например, она занималась оформлением павильона для газеты «Известия». В это время Мухина активно сотрудничала с известными скульпторами, перенимая опыт и всё ярче проявляя собственный стиль в своих работах. Также в революционном духе и яркости его идей она оформляла павильоны для различных выставок. В каждом таком помещении чувствовалась грандиозность замысла оформителя, причём самая заурядная выставка (например, меховых изделий) превращалась в действо на фоне настоящих произведений искусства.

В самом начале своего рассказа я неслучайно отметила, что Вера Мухина проявила себя не только как художница или скульптор, но и как модельер. Создание женской одежды стало одним из направлений деятельности этой многогранной и необыкновенно талантливой женщины.

Вместе с известным модельером Надеждой Ломановой Вера Игнатьевна создала альбом «Искусство в быту». Вскоре женщины представили свою коллекцию льняных и холщовых платьев, которая презентовалась в Париже. На Всемирной выставке в столице Франции коллекция советских модельеров произвела настоящий фурор. Многие парижанки мечтали обзавестись подобными нарядами, которые сегодня назвали бы последним «писком моды».

А Вера Мухина с каждым годом раскрывала всё больше своих талантов. К слову, она проявила себя и в качестве преподавателя. С 1926 по 1930 годы она обучала студентов искусству лепки. Женщина работала в художественно-промышленном техникуме при музее игрушки и Высшем художественно-техническом институте Петрограда.

Вера Игнатьевна Мухина. Эскиз костюма для журнала мод «Ателье», 1923 год
Вера Игнатьевна Мухина. Эскиз костюма для журнала мод «Ателье», 1923 год

В ссылке

Однако жизнь Веры Игнатьевны была вовсе не безмятежной и лёгкой. В конце 1920-х годов её супруг Алексей Замков занялся созданием первого промышленного гормонального препарата. Выпущенный «Гравидан» оказался весьма удачным результатом многочисленных опытов. Однако у успешного врача появилось немало недоброжелателей.

Один из коллег Замкова написал на него донос, после чего Вера, Алексей и их сын были задержаны. Супруга Мухиной подозревали в сотрудничестве с иностранцами. Это было клеветой, однако правда вскрылась далеко не сразу. За доктора вступались его высокопоставленные друзья, в том числе Будённый и Горький, однако ссылки избежать не удалось.

Замков был отправлен в ссылку на три года, а Вера Игнатьевна решила разделить эту печальную участь с мужем. В Москву супругам разрешили вернуться досрочно – в 1932 году. Вера Мухина снова вернулась к работе, ещё не подозревая, что её ожидает создание главного своего творения, настоящего символа советской эпохи.

Вера Игнатьевна Мухина с мужем Алексеем Андреевичем Замковым
Вера Игнатьевна Мухина с мужем Алексеем Андреевичем Замковым

Масштабная работа

В 1937 году Веру Игнатьевну ожидало радостное известие. Ей сообщили, что она выиграла конкурс на создание скульптуры для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Скульптор была счастлива, однако понимала, что на неё возложена огромная ответственность. От творения, которое увидит публика во Франции, зависит то, как будут воспринимать СССР. Изначально замысел добавить скульптуру в павильон для выставки предложил архитектор Борис Иофан, который отметил:

«Советский Союз – государство рабочих и крестьян, на этом основан герб. Павильон должна была завершать двухфигурная скульптурная группа: рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот, – меня всю жизнь увлекала проблема синтеза архитектуры и скульптуры».

В ответ на это Вера Игнатьевна предложила представить скульптуры рабочего и колхозницы в античном духе. Они должны быть обнажёнными, а вокруг них – много пространства, воздуха и света. Замысел понравился, однако персонажей приказали одеть – негоже советским символам стоять в неглиже.

Вера Игнатьевна Мухина за совместной работой с архитектором Борисом Михайловичем Иофаном, автором павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года
Вера Игнатьевна Мухина за совместной работой с архитектором Борисом Михайловичем Иофаном, автором павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года

 

Легендарное творение

Далеко не сразу удалось согласовать и утвердить все нюансы фигур, которые должна была создать Мухина. В итоге работать над статуей пришлось в авральном режиме. Вера Игнатьевна делала уменьшенную копию скульптуры, после чего по частям передавала макет в Институт машиностроения. Там создавался деревянный вариант изваяния.

Забравшись внутрь него, рабочие обивали каждый миллиметр детали стальными пластинами, толщина которых достигала всего 0,5 мм. Когда деревянный верхний слой разбивали, открывался внутренний слой из стали. «Рабочий и колхозница» были собраны, а затем разрезаны и по частям отправлены в Париж. Там 24-метровая скульптура вновь претерпела сборку и была представлена на выставке.

Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год
Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год

Скульптура «Рабочий и колхозница» поразила каждого, кто присутствовал на выставке в Париже. Монумент был установлен так, чтобы солнце падало фронтально и создавало эффект сияния. Несмотря на огромный рост и массивность, обе фигуры казались лёгкими, словно бы летящими. Ощущение усиливал развевающийся шарф.

Как отмечали первые зрители, сама скульптура отличалась экспрессией и силой. Она словно бы двигалась, решительно и уверенно. Это было истинное воплощение мощи и величия Советского Союза. Французская пресса, не сдерживая эмоций, назвала монумент «величайшим произведением скульптуры двадцатого века». Под большим впечатлением от «Рабочего и колхозницы» пребывал и Пабло Пикассо. Знаменитый живописец писал:

«Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
Скульптура «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год
Скульптура «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год

«Рабочий и колхозница» в Москве

После закрытия выставки монумент вновь разобрали и отправили в Москву. Скульптуру хотели приобрести французские власти, однако советское руководство ответило отказом – символ СССР должен был вернуться на родину.

Однако практически все части конструкции были повреждены при перевозке. Дизайнерское решение было разрушено, а скульптуру разместили на низком постаменте, да ещё и спиной к солнцу. От этого разрушился весь замысел и эффект, который присутствовал на выставке в Париже. Вера Мухина осталась крайне недовольна таким отношением, отметив, что «скульптура ползает по земле».

Но, несмотря на все недостатки и негативные преобразования, скульптура эта стала достопримечательностью Москвы, а с 1947 года она изображается на эмблеме «Мосфильма». «Рабочий и колхозница» стали самым узнаваемым советским символом, уступая разве что серпу и молоту. Впрочем, и эти атрибуты были использованы при создании изваяния. В 2003-2009 годах монумент был реставрирован и установлен на пьедестале, по внешнему виду и высоте максимально приблизившись к тому варианту, который был на Парижской выставке.

Самый знаменитый монумент в Москве - «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Игнатьевны Мухиной / © Владимир Титов / rasfokus.ru
Самый знаменитый монумент в Москве – «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Игнатьевны Мухиной / © Владимир Титов / rasfokus.ru

Другие монументы Веры Мухиной

А Вера Мухина продолжала трудиться на благо Советского Союза, создавая новые произведения искусства. В 1945 году она была приглашена в родную Ригу, став экспертом по оценке Памятника Свободы. Над монументом нависла угроза сноса, однако знаменитая женщина-скульптор решительно заявила, что она против этого. Вера Игнатьевна выступила в защиту памятника, и решение о сносе было отменено.

Вера Мухина создала два памятника Максиму Горькому. Один из них украсил окрестности Белорусского вокзала в Москве, другой был установлен в городе Горьком.

Михаил Васильевич Нестеров «Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной», 1940 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «Портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной», 1940 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Но самым романтичным творением Мухиной считают памятник Петру Ильичу Чайковскому, который установили во дворе Московской консерватории. Вера Игнатьевна изобразила великого композитора в момент вдохновения. При этом может показаться, что Пётр Ильич прислушивается к музыке, которая льётся из окон консерватории.

Вера Игнатьевна Мухина смогла реализовать себя в самых разных направлениях. Есть предположение, что она даже создала столь знакомую сегодня форму гранёного стакана. Неизвестно, так ли это, однако эта женщина действительно доказала, что, невзирая на потрясения, препятствия и горести, человек способен достигнуть самых высоких вершин благодаря своим трудолюбию и силе воли.

Памятник Петру Ильичу Чайковскому работы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной / gpeople-russia.ru
Памятник Петру Ильичу Чайковскому работы скульптора Веры Игнатьевны Мухиной / gpeople-russia.ru

Вера Игнатьевна Мухина умерла в Москве в декабре 1953 года. Причиной смерти стала стенокардия. Проститься с автором «Рабочего и колхозницы», а также многих других выдающихся творений пришли многие москвичи. После смерти скульптора её написанное при жизни письмо было передано министру Вячеславу Молотову. В этом послании Вера Игнатьевна обращалась и к нему, и ко всему советскому народу:

«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет своё новое советское искусство».
МУСАГЕТ
Добавить комментарий