Наталья Петровна Голицына – прототип старой графини в «Пиковой даме»

Искусство

Александр Сергеевич Пушкин словно впитывал энергетику тех мест, где рос. Современники поэта без труда угадывали в его произведениях собственные имения, друзей, знакомых и даже самих себя.

Интересно, что особо никто не возмущался этим фактом. Так случилось и с княгиней Натальей Петровной Голицыной, которая стала прототипом старой графини в «Пиковой даме».

К вершинам знатности и роскоши

Наталья Петровна Чернышева происходила из рода, который в те времена называли «новым». То есть это семейство, стремительно возвысившееся из народа при Петре I. Дед Натальи Петровны был денщиком Петра Великого. Вероятно, он чем-то пришелся по душе государю, так как тот одарил слугу и его потомство деревнями и крепостными крестьянами.

Отец будущей княгини уже служил при новом государе дипломатом, поэтому его дети росли и обучались за границей. Наталья Петровна, как и многие дворяне той эпохи, почти не знала русского языка, зато блистала при дворах Георга II и Людовика XV. Девушка была чрезвычайно мила и хороша и не раз становилась музой лучших художников своего времени.

Александр Рослин «Портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной Чернышёвой», 1777 год Местонахождение: Художественный музей, Мальме, Швеция
Александр Рослин «Портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной Чернышёвой», 1777 год
Местонахождение: Художественный музей, Мальме, Швеция

Когда семья Чернышевых вернулась в Россию, Наталья Петровна была представлена ко двору Екатерины II. Надо ли говорить, что дама, воспитанная при дворах европейских монархов, сразу стала местной знаменитостью и была с благосклонно встречена государыней. Екатерина II лично присутствовала на венчании Натальи Петровны с князем Голицыным и, как поговаривали, украшала драгоценными камнями прическу невесты.

Супруг княгини был человеком слабого характера, а потому управление всеми семейными делами взяла в свои руки Наталья Петровна. В муже она ценила больше всего фамилию и с гордостью ставила Голицыных выше других родов. Из-за этого даже случился анекдот, когда малолетняя внучка княгини, слушая про Иисуса Христа, спросила: «Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?».

Неизвестный художник «Княгиня Наталья Петровна Голицына с сыном Петром», 1767 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Архангельск, Россия
Неизвестный художник «Княгиня Наталья Петровна Голицына с сыном Петром», 1767 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Архангельск, Россия

Своенравная княгиня

Современники Натальи Голицыной наряду с великолепными манерами отмечали ее крутой нрав. Она была весьма своенравной и мало прислушивалась к общественному мнению. Например, когда вышло из моды заграничное обучение, и дворянские семьи больше не отправляли своих отпрысков в Европу, княгиня демонстративно увезла семью в Париж «для образования детей и здоровья мужа».

Правда, вернувшись в Россию, Наталья Петровна снова оказалась в почете. Попасть к ней на званый вечер мечтал весь свет Петербурга. Она же принимала гостей, не вставая с места. Исключение делалось только для членов императорской фамилии. Когда княгиня стала плохо видеть, кто-нибудь из родственников называл для нее имена входивших гостей. В зависимости от чина и знатности прибывшего, Наталья Петровна либо слегка склоняла голову, либо удостаивала гостя парой любезных слов.

Голицына была надменна с теми, кто был ей ровней, великодушно относилась к низшим по положению и крайне строго воспитывала детей и внуков. Например, она наказала младшего сына за женитьбу на девушке, которая ей не нравилась. Младший наследник получил всего лишь одно имение и около ста крепостных душ, тогда как даже его сестрам досталось куда больше.

Старший сын княгини, боявшийся оказаться в опале, всю жизнь скрывал от матери внебрачных детей, так и не обвенчавшись с возлюбленной. Но зато получил в наследство баснословное богатство.

Владимир Лукич Боровиковский «Наталья Петровна Голицына», 1800-е годы Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Владимир Лукич Боровиковский «Наталья Петровна Голицына», 1800-е годы
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Старая графиня

Помимо несносного характера княгиня Голицына отличалась особой страстью к картам. Даже в старости Наталья Петровна не оставила азартных игр. Для нее специально изготовили крупную колоду, так как она уже плохо видела.

Ходила легенда о том, как юной Натальей Петровной в Париже увлекся авантюрист и алхимик Сен-Жермен. Якобы он открыл девушке тайну трех выигрышных карт, но этот секрет никому нельзя было рассказывать. Княгиня лишь однажды решилась раскрыть тайну проигравшемуся в пух и прах внуку. Сергей Голицын вроде бы поставил именно на эти три карты и отыгрался.

Еще одно предание гласит, что княгине под окнами ее дома чудился черный офицер. Можно было подумать, что старушка уже выжила из ума. Только вот много позже напротив голицынского особняка в Петербурге жил Петр Ильич Чайковский. Он уже был тяжело болен, находился в постели и постоянно твердил, что к нему в окна заглядывает военный в черной одежде. А окна его, между прочим, находились на третьем этаже.

Дом княгини Натальи Петровны Голицыной называли Домом «Пиковой дамы» / kartarf.ru
Дом княгини Натальи Петровны Голицыной называли Домом «Пиковой дамы» / kartarf.ru

Эту историю, естественно, слышал и Пушкин. А дальше фантазия писателя мастерски вплела легенду в одно из самых ярких и загадочных произведений автора. Пушкин обессмертил дух «княгини Голицыной, который способен разорять и сводить с ума» и магическую формулу «тройка, семерка, туз».

На обложке: Владимир Петрович Панов, иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», 2002 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий