Написанная музыка, язык цветов и такие разные мухи – о чём могут поведать секретные символы на известных картинах?

Искусство

Рассматривая многие известные картины, мы часто восхищаемся мастерством авторов и прекрасной подачей, однако упускаем из виду крайне важные детали. А ведь именно с помощью таких «незначительных» мелочей живописцы говорят с нами. Это их символы, идеи и даже некий вызов, который понятен не всем.

Далеко не всегда люди искусства могли свободно выражать свои мысли, а потому приходилось прибегать к тайным символам и образам, важным деталям, которые не бросаются в глаза, однако могут рассказать очень много. Так какие же секретные знаки можно увидеть на известных полотнах? Какие антирелигиозные мотивы присутствуют в картинах Микеланджело о Боге? Почему Рафаэль зарисовал собаку на своей картине? Как в викторианскую эпоху художники «разговаривали» при помощи цветов? И зачем на полотнах писали мух?

Музыка в «Тайной вечере»

Начнём, пожалуй, с одной из самых знаменитых картин мира – «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Это произведение буквально наполнено тайными кодами и смыслами, хотя, на первый взгляд, всё ясно: автор воссоздал известный библейский сюжет. Сегодня исследователи и ценители истории высказывают самые разные предположения по поводу таинственных символов на картине. Так, например, известный писатель Дэн Браун, автор «Кода да Винчи», отмечает, что на этой картине есть криптограммы, которые раскрывают нам дальнейшую историю жизни Христа. Но подобные предположения – не редкость.

А вот самым удивительным замечанием по поводу «Тайной вечери» стало заявление исследователей-музыковедов, которые полагают, что здесь Леонардо да Винчи передал не просто сюжет, но настоящую музыку. Пальцы и разложенные на столе куски хлеба олицетворяют партитуру и ноты. При этом, если «прочесть» её справа налево, получим вполне понятную композицию, а именно – реквием. По сути, уже во время тайной вечери была предрешена судьба Христа, и автор картины словно бы оплакивает его смерть.

Пальцы и разложенные на столе куски хлеба олицетворяют партитуру и ноты Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1495-1498 годы Местонахождение: церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия
Пальцы и разложенные на столе куски хлеба олицетворяют партитуру и ноты
Фрагмент картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1495-1498 годы
Местонахождение: церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия

Между религией и наукой

Не менее интересной можно назвать и полотно Микеланджело «Бог, отделяющий свет от тьмы». Здесь всё тоже поначалу кажется простым. Да. есть библейский сюжет о могуществе Создателя, который в данный момент прямо перед нами производит отделение друг от друга важнейших частей мироздания – светлой и тёмной стороны. Но, присмотревшись, можно заметить одну интересную деталь.

Не секрет, что Микеланджело был многогранным человеком и выдающимся учёным, добившимся немалых успехов не только в живописи. В сфере его интересов далеко не последнее место занимала анатомия. Если рассмотреть шею и подбородок Бога на картине, можно заметить, что они очень похожи на очертания человеческого мозга. По сути, таким образом Микеланджело даёт нам понять, что руководит Вселенной именно разум.

Микеланджело Буонарроти «Бог, отделяющий свет от тьмы», 1509 год Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Италия
Микеланджело Буонарроти «Бог, отделяющий свет от тьмы», 1509 год
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Италия

Но зачем было «зашифровывать» этот символ? А теперь представьте, что могло ожидать Микеланджело, если бы он открыто заявил о своих взглядах? Церковь в ту пору отказывалась принимать научные факты, а многие учёные и вовсе становились жертвами инквизиции. Потому лучше было держать язык за зубами – или же делиться своими знаниям вот таким нетривиальным образом.

Спасти даму

А вот в работе «Дама с единорогом» кисти Рафаэля мы имеем дело с совершенно иной историей. В середине прошлого века был сделан рентгеновский снимок этой картины, после чего выяснилось, что изображённый единорог был написан поверх нарисованной собаки. Но зачем Рафаэль поменял одно животное на другое? Руководить им вполне могла тактичность мастера, не желавшего опорочить свою натурщицу.

Вероятнее всего, изначально «Даму с единорогом» мастеру заказала какая-то знатная женщина. Она могла быть помолвлена, а потому попросила изобразить рядом с нею собаку – символ верности и брака. Однако помолвка по неизвестным нам причинам была расторгнута. Чтобы девушка смогла сохранить свою честь, Рафаэль вместо собаки написал единорога – животное, которое подпускало к себе лишь невинных дев. Вот так живописец обелил репутацию изображённой дамы.

Рафаэль Санти «Дама с единорогом», около 1505 года Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Рафаэль Санти «Дама с единорогом», около 1505 года
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Зачем писали мух?

Не менее интересна история с другим символом, достаточно часто присутствующим на известных картинах – мухами. Крайне неприятные насекомые нередко появляются как на портретах, так и на натюрмортах. Но что же они значат?

В старину муха была символом порока или гниения. Если на картине был  изображён известный деятель, чиновник, а где-то поодаль от него сидела на столике или ручке двери муха, то, несомненно, автор полотна намекал нам, что человек этот – с «гнильцой». В более поздние годы художники стали писать натюрморты с мухами. Но здесь уже речь о гниении не шла. Напротив, с помощью шустрого и пугливого насекомого автор показывал своё мастерство – дескать, даже муха не успела улететь, пока я воспроизводил её в красках.

Натюрморт с мухой Якоб ван Хюльсдонк «Земляника и гвоздика в миске», 1620 год Местонахождение: Частная коллекция
Натюрморт с мухой
Якоб ван Хюльсдонк «Земляника и гвоздика в миске», 1620 год
Местонахождение: Частная коллекция

Цветы тоже умеют говорить

В викторианскую эпоху живописцам приходилось превращаться во флористов – именно цветы могли сказать больше, чем простые слова. Да и вообще времена были пуританскими – далеко не всё можно было явно проявить или вымолвить, оттого-то и приходилось просить помощи у цветов. Яркий тому пример – «Офелия» Джона Эверетта Милле.

На этой картине мы видим несчастную девушку, готовую проститься с жизнью. Её окружает масса растений и всевозможных цветов. Если уметь «читать» их, то можно понять, что хотел передать автор. Белый асфоделус и мак в руке Офелии символизируют смерть, ирис на её юбке – отождествление с глубокой печалью, лютики в воде – с неблагодарностью, а крапива, растущая на берегу реки – символ клеветы.

Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852 год Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания
Джон Эверетт Милле «Офелия», 1852 год
Местонахождение: Тейт Британия, Лондон, Великобритания

Перечисленные символы, которые можно увидеть на известных полотнах великих мастеров – это только малая часть удивительных тайных знаков, раскрываемых нам живописью. Это искусство явно показывает, что не стоит его недооценивать и считать простым. В нём есть глубина, интрига и загадка.

На обложке: Фрагмент картины неизвестного автора «Портрет женщины из семьи Хофер» (с мухой на головном уборе), около 1470 года. Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий