«Над городом» – почему на картине с влюблёнными так много заборов и зелёная коза?

Искусство

Картины Марка Шагала могут вызывать восторг или недоумение, но равнодушными они не оставляют. Это сюрреалистичные необычные зарисовки какого-то знакомого и одновременно таинственного для нас мира, причём известное творение «Над городом» в полной мере отражает этот знаменитый шагаловский стиль.

Эта картина словно бы продолжает сюжет, продемонстрированный в предыдущих работах. Шагал часто изображал себя с возлюбленной Беллой, и здесь тоже мы видим именно этих главных героев. Но что известно об этой картине? Как у художника появился замысел написать «Над городом»? И почему на картине так много заборов?

История любви

Свою картину «Над городом» Марк Шагал начал писать в 1914 году. К тому времени он уже пять лет был знаком с возлюбленной. Однако обрести счастье Марку и Белле было непросто. Познакомившись с девушкой, Шагал понял, что она – та самая, о которой он мечтал всю жизнь. Но что мог предложить бедный художник дочери ювелира? Разумеется, он понимал, что необходимо создать себе имя, а это предполагало немалый труд.

И тогда Шагал отправился в Париж, где обучился живописи и добился успеха. В 1915 году мечта Шагала исполнилось – они с Беллой наконец поженились. Родные девушки не были в восторге от Шагала, да и социальные различия были уж слишком очевидны, однако у влюблённых было нечто гораздо большее, нежели все эти условности, – они любили друг друга, а значит, весь мир принадлежал им.

Марк Шагал «Автопортрет с белым воротничком», 1914 год Местонахождение: Художественный музей, Филадельфия, США
Марк Шагал «Автопортрет с белым воротничком», 1914 год
Местонахождение: Художественный музей, Филадельфия, США

Полёт двух душ

Именно это окрыляющее чувство любви Шагал запечатлит на многих своих картинах. Но, пожалуй, наиболее красноречиво он изобразил его в своём творении «Над городом». Даже если вы – человек, далёкий от искусства, наверняка поймёте главный замысел мастера.

Перед нами – двое людей, которые бесконечно любят друг друга. Вот оно – то чувство, которое превращает двух человек в единое целое, объединяет их мысли и устремления. Прекрасная взаимная любовь напоминает полёт, и именно это изобразил Шагал.

Как мне кажется, живописец попытался воссоздать полёт двух душ. Если сами человеческие тела не могут оторваться от земли, то для души нет преград. Двое влюблённых парят над городом. Вы можете заметить, что они не смотрят друг на друга, но разве душам необходим зрительный контакт? Обратите внимание, насколько тесно переплетены их руки. Здесь не нужно и взглядов – единство чувствуется в каждом элементе фигур.

Марк Шагал «Над городом», 1918 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Марк Шагал «Над городом», 1918 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Интересными особенностями стали принципы изображения главных героев. Посмотрите, как написан мужчина. Он состоит из грубоватых мазков и воссоздан в кубическом стиле. А вот Белла, напротив, состоит из мягких линий и плавных переходов, в чём чувствуется истинная женственность. Кроме того, при взгляде на летящих людей нет впечатления, будто они удивлены полётом или это состояние является для них непривычным. Напротив, им явно комфортно находиться в воздухе.

Сказочный город

Но если с полётом всё относительно ясно, то образ самого города является целым набором символов, которые нам предлагает «расшифровать» Шагал. Не исключено, что изображённым внизу городом был Витебск. Здесь действительно виднеются постройки, небольшие дома, заборы (к ним мы ещё вернёмся). Наверное, город этот действительно имел подобный облик более ста лет тому назад.

Вот только в подаче Шагала всё изображённое кажется каким-то нереальным, немного скособоченным, словно детский рисунок. Кажется, будто перед нами – не настоящий город, а некий сказочный городок, какой любят рисовать дети. А ведь действительно: именно так Шагал указывает на взгляд влюблённого, для которого всё вокруг становится сказочным, особенным, даже волшебным.

Зелёная коза и обилие заборов - оригинальный взгляд художника на окружающий мир
Зелёная коза и обилие заборов – оригинальный взгляд художника на окружающий мир

Коза, заборы и интересный персонаж

Кстати, присмотревшись, вы можете увидеть, что Шагал изобразил на своей картине зелёную козу. Этот цвет, мягко говоря, не совсем подходит животному, но почему живописец выбрал именно его?

Для Марка Шагала зелёный цвет отождествлялся с жизнью и радостью (он ведь даже себя изобразил в зелёной рубашке). Вероятно, и в случае с козой он подчёркивает несколько нереальное, но бесконечно жизнерадостное восприятие мира влюблёнными. Кстати, коза зелёного цвета для Шагала – не предел. В его творческом наработке есть картина «Зелёный скрипач».

Не менее интересной особенностью «Над городом» кажется обилие заборов. Но почему их так много? Они – олицетворение самого города, а потому художник намеренно акцентировал на них внимание, расположив в один ряд. Кроме того, как мне кажется, заборы для любого живописца – это некий символ рамок и границ. В нашем же случае влюблённые полностью вырвались из этих ограничений и условностей, поскольку в небе заборов точно нет.

Ну и напоследок скажу о том, что вы наверняка увидели не сразу, но точно заметили после детального изучения картины. Да-да, тот самый мужичонка под забором, запечатлённый в неприличной позе.

Казалось бы, этому персонажу вовсе не место в идиллическом сказочном мире. Но, во-первых, Шагал демонстрирует нам «суровую реальность», а вовсе не сказку. Во-вторых, автор просто хочет показать, что всегда есть место юмору, вот и на картину с влюблёнными добавляет эдакого героя.

Изобразив мужичка под забором, автор хотел показать, что всегда есть место юмору
Изобразив мужичка под забором, автор хотел показать, что всегда есть место юмору

Картина «Над городом» Марка Шагала может вызывать разные эмоции. Одни восхищаются чувством полёта, которым она наполнена, другие считают её обыкновенной мазнёй. Тем не менее все признают, что в ней полностью раскрывается необычная манера Шагала. Эти образы, техника, стиль подачи позволяют безошибочно узнать мастера, который всегда по-особенному видел мир и отбрасывал любые ограничения, изображая летающих людей и зелёных коз.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий