Музы великого мастера – кем были натурщицы Тициана?

Искусство

Героини картин Тициана: кто они? Жены, подруги или любовницы? Говорят, художник должен быть хотя бы немного влюблен в натурщицу, чтобы правдиво изобразить женскую чувственность.

Великий портретист и лучший венецианский живописец Тициан прославил не только Венецию, но и ее роскошных женщин, изображая их земную красоту и настоящую страсть. Не зря искусствоведы ввели такие понятия, как «тициановские женщины» и «тициановская красота». О его отношениях с натурщицами ходили самые разные легенды.

Виоланта и прекрасные венецианки

С автопортретов Тициана на нас смотрит классический художник: пожилой мужчина с длинной седой бородой в черных одеждах. Но даже в таком аскетичном образе нельзя не заметить сохранившуюся до конца жизни мужественную красоту живописца. Он был настоящим представителем Венеции (хотя и родился в другом месте) – города-праздника, с бесконечными маскарадами и кутежами, наводненного купцами и куртизанками.

Тициан испробовал все удовольствия Венеции. Не обходил стороной он и публичные дома и, наверное, знавал (близко или не очень) всех красавиц города. Красавицы же абсолютно точно знали мэтра, ведь Тициан прославился очень рано. Для любой женщины – знатной дамы, молодой девушки или куртизанки – было большой честью позировать живописцу.

А Тициан с удовольствием изображал на полотнах свой любимый типаж – рыжеволосых красоток с пышными формами и белой кожей. Он считал, что светлокожие венецианки с волосами медного оттенка (который тоже назвали «тициановским») выглядели просто изумительно в сравнении со смуглыми и черноволосыми итальянками.

Возможно, здесь изображена Виоланта Тициан «Флора», около 1515-1517 годов Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Возможно, здесь изображена Виоланта
Тициан «Флора», около 1515-1517 годов
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

И конечно, в таком красивом городе, в окружении обольстительных женщин не могло не случиться страстной истории любви. По легенде, такая история случилась и звали ее Виоланта. Точных данных о девушке нет.

Может быть, она была дочерью художника Пальма иль Веккио. Поговаривали, что Тициан был страстно влюблен в молоденькую рыжеволосую красавицу и изобразил ее на множестве картин. Например, это полотна «Женщина перед зеркалом», «Девушка с зеркалом» и «Флора».

Однако Виоланта появлялась и на картинах других художников. Возможно, она обладала идеальными с художественной точки зрения чертами лица и фигурой и была просто популярной натурщицей.

Для этой работы Тициану позировала его дочь Лавиния Тициан «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», около 1536 года Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Для этой работы Тициану позировала его дочь Лавиния
Тициан «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», около 1536 года
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Жена, дочь и…любовницы

До сих пор нет точной информации, сколько раз был женат Тициан. Совершенно точно у него была одна жена по имени Чечилия. Интересно, что спутницу жизни художник выбрал вовсе не из развращенных венецианок, а привез из северных мест. Чечилия несколько лет была экономкой художника и его любовницей, прежде чем они связали себя узами брака.

Искусствоведы до сих пор спорят, на каких картинах мастера изображена Чечилия. Описания ее внешности не сохранилось, но она наверняка позировала возлюбленному.

У супругов были сыновья, а незадолго до смерти Чечилия родила Тициану дочь Лавинию. Когда девочка подросла, то стала натурщицей для своего отца. Юная красавица с золотыми кудрями и персиковым румянцем на картинах «Портрет молодой женщины в шляпе с пером» и «Девушка с подносом» – это Лавиния.

После смерти Чечилии в доме мастера побывало множество любовниц. Опять же точно никто не знает, но одна из возлюбленных могла стать его второй супругой. Возможно, это была Джулия Фестина, одна из любимых натурщиц художника, позировавшая ему для картины «Кающаяся Мария Магдалина» и многих других полотен. Согласно легенде, именно одну из вариаций «Марии Магдалины» держал в руках умирающий Тициан.

Джулия Фестина рассматривается искусствоведами как одна из возможных натурщиц, с которых мастер писал своих Венер. «Венера перед зеркалом» и «Венера Урбинская» считаются лучшими картинами Тициана. Да, пусть за эти сюжеты его обвиняли в безнравственности и непристойности, но это же настоящий гимн женской чувственности, соблазнительности и притягательности. Без сомнения, так изобразить можно только женщину, в которую страстно влюблен.

Для этой картины позировала Джулия Фестина Тициан «Венера Урбинская», 1538 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Для этой картины позировала Джулия Фестина
Тициан «Венера Урбинская», 1538 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Даже мифологические и религиозные сюжеты художника наполнены земной страстью. Героини его картин – живые люди. И дело не в том, что Тициану позировали натурщицы, которые были реальными женщинами. Просто с религиозностью тех времен в нем отлично сочеталось жизнелюбие (и женолюбие), которое наполняло его жизнь и творчество.

На обложке: Фрагмент картины, натурщицей для которой была Виоланта. Тициан «Женщина с зеркалом», около 1515 года. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий