Иногда так бывает: стараешься, но ничего не выходит, а потом – бац! – создашь что-нибудь на скорую руку и получается почти шедевр. Случается такое и с великими.
«Отправляю вам что поприличнее…», – такими словами художник Василий Поленов сопроводил свою картину «Московский дворик», когда приготовил ее для выставки. Никто тогда не знал, что именно эта работа станет его неповторимым шедевром.
Вид из окна съемной квартиры
В 1877 г. Василий Поленов вернулся в Россию после долгого обучения в Европе. На лето он осел в Москве, выбрав местом жительства квартиру в доме близ Спаса на Песках в Дурновском переулке.
Осматривая квартиру, он поразился видом из окна: зеленый сад и лужайка, большой белый усадебный дом, две древние церкви. А главное – яркий солнечный свет июньского утра. Поленов обожал свет и воздух. Вряд ли с собой у него был этюдник, но, как позже вспоминал художник, он сразу сделал несколько набросков.
Тут как раз подоспела выставка передвижников. Собственно, вдохновляться Поленову для написания новой картины было нечем и некогда. Сроки поджимали, поэтому нужна была готовая работа здесь и сейчас.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Поленов вернулся к летнему пейзажу и достаточно быстро написал полноценную картину. Правда, изначально она представляла собой только изображение построек. Людей и живности не было. Художник вспоминал:
«Мне очень хотелось выступить на передвижной выставке со значительной вещью, но среди картин моих не было ничего порядочного. Отправил изображение московского дворика в начале лета».
В 1878 году он отослал свою работу на выставку передвижников – группы художников, которые стремились отойти от традиционных художественных стандартов. Сюрпризом для самого Поленова стало то, что его картина вызвала большой интерес и получила множество восторженных откликов.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Начинающий художник Поленов практически мгновенно стал признанным мастером. Он сумел передать атмосферу обычного московского двора так проникновенно, что произведение тут же выкупил коллекционер и меценат Павел Третьяков. Таким образом, картина оказалась в знаменитой Третьяковской галерее.
Очень русский художник
Через год Поленов решил вернуться к этой работе. Он включил в картину элементы живой природы и повседневной жизни. Именно в этот момент начал формироваться образ «Московского дворика» таким, каким мы его видим сегодня. Двор, на который выходило окно художника, стал лишь стартовой точкой для создания произведения искусства.
Однако первоначальный вариант картины Поленов сохранил и подарил его Ивану Тургеневу, отметив, что «проза писателя сочетается с настроением его картины». Это дарственное произведение искусства является свидетельством глубокой дружбы и уважения между художником и литератором.
«Московский дворик» стал моментом рождения настоящего русского художника, хотя Поленову прочили иной творческий путь. Критик Стасов отговаривал художника возвращаться в Россию, а тем более переезжать из Петербурга в Москву.
«Москва – большая деревня, несчастное подражание», – писал Стасов начинающему художнику.
Поленов был непреклонен.
«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз. Теперь у меня русские сюжеты в голове», – отвечал он.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Поленова вдохновляло все отечественное – от величественных белокаменных соборов до заросших деревянных церквей, от бескрайних усадебных садов до ярких боярских теремов. Его влекло тепло домашнего уюта и настоящей русской атмосферы.
В «Московском дворике» ему удалось отлично передать атмосферу родного двора. Поленов тщательно работал над изображением деталей окружения. Тонкие переходы цветов и светотени создавали иллюзию объема и глубины. Теплые тона придавали картине особую гармонию и душевность.
Как истинный мастер пейзажа и жанровой живописи, Василий Поленов нашел вдохновение в повседневной жизни и окружающей среде. Традиционный двор московской старины будто отражает душу русской деревни, служит источником теплых воспоминаний и чувства родной земли.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Интересно, что это же место, но только с другого ракурса Поленов запечатлел на картине «Бабушкин сад». К сожалению, сейчас «дворик» выглядит полной противоположностью поленовского пейзажа. Почти ничего не сохранилось. Остался лишь храм. Вместо уютного дворика – магазины и кафе, вместо сада – офисы. Чуть дальше возвышаются современные многоэтажки, закрывая ясное голубое небо – тот самый воздух, который так обожал художник. Следов поленовского русского духа и деревянной милой сердцу Москвы не осталось и в помине.
На обложке: Картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик» в Государственной Третьяковской галерее / © Adavyd / ru.wikipedia.org