Многоликий Хокусай – тридцать имен художника, прославившегося стилем укиё-э на весь мир

Искусство

Кацусика Хокусай жил в Японии 18-го и 19-го веков, он прожил 88 лет, оставив после себя огромный пласт своего творчества. Его имя на родном языке выглядит так 葛飾 北斎, японские иероглифы сами выглядят как произведения искусства.

Хокусай писал свои картины в стиле укиё-э, который воплощает образы изменяющегося мира. У этого художника было самое большое количество псевдонимов, которыми он подписывал свои картины, целых 30 штук по официальным данным.

Кстати сказать, Кацусика – это название района, в котором жил художник, а Хокусай – это псевдоним, но именно под ним он известен всему миру. Настоящее имя мастера, данное ему при рождении – Токитаро. Когда юный Хокусай начинает работать в мастерской гравера, в стране начинается бум именно этого вида искусства.

Каждый псевдоним художника можно отнести к определенному этапу творчества Кацусики Хокусая. Общественность, не отставая от самого мастера, также придумала ему множество прозвищ, среди них: японский Леонардо, эксцентричный старец, японское всё. Даны они Хокусаю не случайно, он стал одним из самых выдающихся художников не только Японии, но и получил всемирную известность.

Кэйсай Эйсэн «Кацусика Хокусай». Местонахождение: Музей Хокусай-Сумида, Токио, Япония
Кэйсай Эйсэн «Кацусика Хокусай».
Местонахождение: Музей Хокусай-Сумида, Токио, Япония

 Появление Токитаро, ставшего Хокусаем

На дворе стоял 1760 год, когда 21 октября в семье японского ремесленника Накадзима Исэ появился сын, мальчика назвали Токитаро. Происходило это в городе Токио, на тот момент называвшемся Эдо. Отец будущего мастера гравюр занимался изготовлением зеркал для сёгуна – местного правителя.

Семья жила небогато в одном из бедный районов города – Кацусика. О детстве Хокусая известно немногое, информации о нем с 18 века, подтвержденной документами, сохранилось не столь большое количество.

По некоторым данным считается, что Накадзима Исэ не был биологическим отцом Токитаро. Существуют две версии происхождения художника. По одной из них он был приемным сыном Накадзимы, а его мать жила с зеркальщиком без официального замужества, поэтому в последствие Хокусай не получил наследства от Исэ.

По другой версии Кацусика был сыном крестьянина и не был связан с Накадзима Исэ никакими родственными узами. Считается, что родной отец Хокусая просто отдал его на обучение мастеру в совсем раннем возрасте. Такое часто практиковалось в Японии тех лет, когда родители были настолько бедны, что не могли самостоятельно вырастить своих детей.

К.Хокусай «Два диких гуся», 1800 год Местонахождение: Государственный гравюрный кабинет, Дрезден, Германия
К.Хокусай «Два диких гуся», 1800 год
Местонахождение: Государственный гравюрный кабинет, Дрезден, Германия

Доподлинно известно, что творческий талант проявился у мальчика рано. В книге «100 видов Фудзи», автором которой является Кацусика Хокусай, он пишет про себя:

«С шести лет я стал изображать различные формы предметов».

Мальчик уже в таком юном возрасте начинает помогать Накадзима Исэ в росписи зеркал, что помогает ему совершенствовать талант, данный от природы.

В 1770 году, в возрасте всего десяти лет юный художник уже начинает работать самостоятельно, устроившись разносчиком книг. Тогда же он и взял свой первый псевдоним – Тэцудзо. В книжной лавке мальчик научился грамоте.

К.Хокусай «Победный ветер. Ясный день», 1829-1831 годы Местонахождение: Музей Фитцуильяма, Кембридж, Великобритания
К.Хокусай «Победный ветер. Ясный день», 1829-1831 годы
Местонахождение: Музей Фитцуильяма, Кембридж, Великобритания

Развитие Хокусая как самостоятельного мастера

Серьезная практика в живописи началась у юноши, когда он стал подмастерьем гравёра. Трудолюбие Хокусая приносило свои плоды, он совершенствовал свое мастерство и к 19-ти годам смог стать учеником известного в Японии мастера-художника Кацукавы Сюнсё.

Токитаро, который успел сменить свой псевдоним Тэцудзо на Кёкуро, стал теперь Сюнро. Такой псевдоним не случаен, он сложен из двух имен. Частичку «Сюн» юноша взял от имени своего нового и почитаемого учителя, а «Ро» осталась от предыдущего имени, то есть Кёкуро.

Мастер Кацукава Сюнсё получил свою известность благодаря изображениям театральных актеров японского национального театра кабуки. Мастерская Сюнсё по тогдашним меркам была самой крупной в городе Эдо. Учиться там, без сомнений, считалось престижно.

К.Хокусай «Бухта Эдзири в провинции Сунсю», 1830-33 годы Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
К.Хокусай «Бухта Эдзири в провинции Сунсю», 1830-33 годы
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

Уровень мастерства, который можно было приобрести в этом заведении нельзя переоценить. В период обучения там Сюнро создает прекрасную серию портретов актеров кабуки.

Он хотел получать больше знаний об искусстве, желал творить в разных техниках, помимо преподаваемой в мастерской технике укиё-э, изучал самостоятельно и другие.

Юноша изучал китайскую традиционную технику школы Кано, японские техники школ Ямато-э, Римпа и Тоса, изучал он и европейскую школу живописи.

К. Хокусай «Мост у храма Камэйдо» Тэндзин, 1834 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Страсбург, Франция
К. Хокусай «Мост у храма Камэйдо» Тэндзин, 1834 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Страсбург, Франция

Благодаря плодотворному изучению разных техник, Хокусай смог выработать свой собственный уникальный стиль. В 1790-х годах художник, уже превзошедший в мастерстве своего учителя, трудится над иллюстрированием книг.

Молодой человек создает иллюстрации на исторические темы из жизни родной страны и Китая. Кстати сказать, китайский язык, как и грамоту, он выучил, когда работал в книжной лавке.

К 36-ти годам художник берет свой знаменитый псевдоним Хокусай. Имя само по себе интересно, так как переводиться с японских иероглифов как «Студия полярной звезды». Тематика звезд, а именно Большой Медведицы, в созвездие которой входит Полярная звезда, будет периодически появляться в творчестве мастера.

Из творчества художника очень популярными становятся традиционные японские поздравительные гравюры – суримоно. Ажиотаж, связанный с суримоно Хокусая, вызывает у других художников желание подражать ему.

К. Хокусай «Суруга-тё в Эдо», ок.1831 года Местонахождение: Художественный музей Фудзи, Токио, Япония
К. Хокусай «Суруга-тё в Эдо», ок.1831 года
Местонахождение: Художественный музей Фудзи, Токио, Япония

Начинал мастер с изображения традиционных суримоно, затем он перешел к собственному стилю в этом виде искусства. У Хокусая было своё видение, во всех его картинах чувствуется индивидуальность. Ему удается создавать неповторимые достоверные пейзажи, изображать людей на своих полотнах как живых.

В 1839 году случился большой пожар в мастерской Хокусая, многие его работы погибли в огне. К счастью для любителей искусства, этот художник не мог не рисовать, он делал это везде и постоянно.

Постепенно мастер вновь наполнил мастерскую своими картинами. Стоит сказать о нем и то, что был он ещё мастером литературного дела, слыл поэтом и писателем.

К каждой из своих суримоно Хокусай сам пишет поздравительные стихи. В дальнейшем, в Японии появилась традиция коллекционировать эти суримоно.

У Кацусики было две жены, что удивительно, от каждой из них у него осталось по одному сыну и по две дочери. Первая дочь Хокусая от второго брака по имени Ои пошла по стопам отца, они занималась рисованием вместе с отцом до самой его смерти. Художник пережил обеих своих жен и некоторых детей.

К.Хокусай «Панорама реки Сумида» (фрагмент свитка, мост Рёгоку) Местонахождение: Музей Хокусай-Сумида, Токио, Япония
К.Хокусай «Панорама реки Сумида» (фрагмент свитка, мост Рёгоку)
Местонахождение: Музей Хокусай-Сумида, Токио, Япония

Творчество мастера

Хокусай отличался от других мастеров той эпохи тем, что он никогда не портил своих картин. Ему не приходилось перерисовывать свои творения, так как Кацусика обладал очень твердой рукой и всегда четко и верно проводил линии.

Стоит отметить, что работал мастер с необыкновенной быстротой. Считается, что Хокусай стал основоположником такого направления в рисунке как Манга, но, конечно, не тех японских комиксов, которыми сегодня увлекается молодежь.

В Японии 18-го века Манга, которую придумал Хокусай, представляла собой что-то вроде дневника, только не с записями, а с картинками.

К.Хокусай «Коты и гибискус», 1829 год Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
К.Хокусай «Коты и гибискус», 1829 год
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

Данный вид искусства даже получил название Хокусай-Манга или как ещё его называют – Неисчерпаемо разные картинки Хокусая. Эти картинки являлись зарисовками из повседневной жизни горожан, рисунками, сделанными в ходе путешествий их автора по стране и другими сюжетами на разные темы. Сам художник говорил, что его с детства преследовала мания к изображению облика вещей и называл себя «Одержимый живописью Хокусай».

Пик творчества пришелся на семидесятилетие мастера. В этом возрасте он не то, что не бросил занятия живописью и ушел на покой, а придумывал всё новые и новые сюжеты, совершенствуя свой стиль. При этом, рисовал всё с той же быстротой и четкостью как юный живописец.

Именно тогда появляется его самая знаменитая серия «36 видов Фудзи», картину из которой под названием «Под волной у Канагавы» часто печатают как принт на кофтах и футболках. Ещё часть этого рисунка – гребень волны используют как эмодзи в мессенджерах, означающее море.

К.Хокусай «Индия, река зыбучих песков», 1829 год Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
К.Хокусай «Индия, река зыбучих песков», 1829 год
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

В возрасте за семьдесят Хокусай создаёт многие другие серии картин. Например, «Путешествие по водопадам провинции» и «100 видов Фудзи», которые прославили художника, не выезжавшего из Японии, на весь мир.

Хотя путешествовать он любил, в его работах есть множество зарисовок морских пейзажей, животных, лесов, гор и прочего, увиденного мастером в поездках по родной стране. Хокусай говорил так:

«Если хочешь нарисовать птицу, стань птицей».

Это подразумевает под собой, что для правильного изображения животного, за ним необходимо много и внимательно наблюдать.

Гравюры этого художника выглядят очень живописно и достоверно. Несомненно, большую роль в этом, помимо таланта от рождения, сыграла любовь к путешествиям.

Лишь человек, любящий бывать на природе, любящий саму её суть, может живо передать всю красоту и краски природы, может написать такие картины, которые будут близки зрителю. Можно сказать, что Хокусай был перфекционистом, не останавливающимся на достигнутом, всё более и более совершенствовавшим свою технику с годами, несмотря даже на преклонные лета.

Это был человек, не боящийся экспериментов. Благодаря этому, он во многом был первым. Как, например, в том, что смешал краски в технике японской гравюры.

Манеру Хокусая в определенной степени перенял Клод Моне, которому было симпатично творчество японского мастера. Его гравюры в большом количестве висели в комнатах французского художника.

Ещё один художник из франции был впечатлен стилем Хокусая, им был Эдгар Дега. Анри де Тулуз-Лотрек, работавший в живописи, перешел к созданию плакатов, под влиянием японской графики.

К.Хокусай, «Большая волна в Канагаве», 1830-1831 годы Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
К.Хокусай, «Большая волна в Канагаве», 1830-1831 годы
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Человек, который жалел, что не достиг большего

После себя японский мастер оставил книгу в трех томах «Уроки упрощенного рисунка», созданную специально для обучения начинающих художников. Хокусай описывал для молодых живописцев своё видение, свои техники и рассказывал о том, что даже в самом сложном предмете присутствуют более простые формы.

Он придумал особую технику для разминки воображения художников, необходимо из иероглифа сделать рисунок, например животное или портрет.

К.Хокусай «Призрак Оивы»,1832 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Бостон, США
К.Хокусай «Призрак Оивы»,1832 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Бостон, США

Хокусай стал известным в свою эпоху, у него были свои ученики, но, к сожалению, как бывает со многими знаменитыми людьми, после смерти, о художнике на время забыли, чтобы затем вспомнить с новым интересом.

Из-за этого забвения многие работы знаменитого Хокусая не сохранились до наших дней, ведь большинство работ было выполнено в гравюрах, а для их сохранности необходимо создать специальные условия. В интернете сегодня можно найти много изображений с гравюр мастера и его суримоно, советую посмотреть эти работы.

Искусство Японии достаточно непросто понимается европейцами, так как в азиатских странах своеобразные обычаи и традиции, но, думаю, что красоту, заметную невооруженным глазом, увидеть в творчестве Хокусая очень просто.

В 2016 году в Токио открылся новый музей, посвящённый всемирно известному художнику - Хокусай Сумида / japaneseprints.livejournal.com
В 2016 году в Токио открылся новый музей, посвящённый всемирно известному художнику – Хокусай Сумида / japaneseprints.livejournal.com

Хокусай за свою 88-милетнюю жизнь создал 30 тысяч работ и иллюстрировал 500 книг. Всё, что написал художник до 70-ти лет, сам он считал не стоящим внимания, хотя общественность оценивает эти работы очень высоко. Он совершенствовался всю жизнь и планировал в 110 лет достичь совершенства.

«Когда мне исполнится 110, каждая моя точка, каждая линия будут жить сама по себе».

Так говорил Хокусай. К сожалению, до этого возраста мастер не дожил, он ушел в 1849 году, признанный и известный. Ему было 88 лет, покинул этот мир он 10 мая в том же городе, где и родился – в Эдо (Токио). В честь этого замечательного художника назван кратер на Меркурии.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий