«Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» – картина, сблизившая Англию и Россию

Искусство

История мировой живописи знает множество примеров, когда сюжетом для картины становилось известное античное предание. Яркий тому пример – «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» Джошуа Рейнолдса. 

Живописец начал работать над полотном ещё в 1786 году, причём сумел завершить картину за два года. Это произведение искусства связано с именем знаменитой императрицы Екатерины Второй. По её заказу и была написана картина, с которой я предлагаю вам познакомиться. Впрочем, само полотно требует углубления и в сам древнегреческий миф. Почему же маленький Геракл оказался окружён змеями? Что из этого вышло? И как преподнёс сюжет предания Рейнолдс?

Рождение Геракла

Как я уже сказала, чтобы лучше понимать замысел художника, нам стоит сначала познакомиться с древнегреческим мифом о юности Геракла. Согласно эллинским мифам, Геракл был сыном самого верховного бога Зевса и Алкмены, супруги Амфитриона. Для того, чтобы овладеть своей возлюбленной, богу пришлось остановить солнце и принять облик Амфитриона. 

В день, когда сын Зевса должен был появиться на свет, его ревнивая супруга Гера выдвинула ультиматум: младенец, появившийся на свет первым, будет властвовать над своими родственниками. Конечно, Геракл должен был родиться первым, однако Гера задержала роды у его матери. В итоге первым появился  Еврисфей. И тогда Зевс заключил с Герой договор: когда Геракл исполнит десять подвигов, то есть требований Еврисфея, он освободится от своего положения подданного и даже приобретёт бессмертие. Богиня дала согласие на это. Я думаю, она и предположить не могла, что Геракл уже с первых дней своего рождения будет отличаться поистине немыслимой силой.

Джошуа Рейнолдс «Автопортрет», около 1776 года Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Джошуа Рейнолдс «Автопортрет», около 1776 года
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Заказ императрицы

Вероятно, предание о рождении и первых днях жизни Геракла стало одним из любимых для великой российской императрицы Екатерины Второй. В ту пору в Европе и России как раз распространилась мода на античные сюжеты и образы. Многие придворные для костюмированных балов предпочитали выбирать наряды древнегреческих персонажей преданий, а знатные красавицы на полотнах были запечатлены в обликах богинь. 

Картина «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» стала одним из трёх аллегорических творений, которые императрица заказала у Рейнолдса. Идею государыни украсить двор столь колоритной живописью поддержал и её фаворит, ценитель красоты Григорий Потёмкин. Кроме того, в последующие годы в Россию были доставлены ещё два полотна – «Амур развязывает пояс Венеры» и «Воздержанность Сципиона Африканского».

Основой сюжета картины стала та часть предания о Геракле, где рассказывается о первых днях его жизни. Гера, обозлённая на малыша, который приходился незаконнорожденным сыном её мужу, подослала к младенцу змей. Конечно, рептилии должны были умертвить маленького Геракла, но богиня не учла главного: перед ней был не обыкновенный ребёнок, а сын великого бога. Младенец Геракл попросту схватил двух гадов и задушил их руками. Присутствовавшие рядом наставники и мать малыша были потрясены – в руках новорожденного Геракла скрывалась недетская, даже нечеловеческая сила.

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой», 1786 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой», 1786 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Особенная аллегория

Джошуа Рейнолдс принадлежал к тем живописцам, которые крайне ответственно подходят к написанию исторических полотен. Хочу отметить, что в ту пору даже картины, связанные с мифологией, считались историческими. Всё-таки художникам приходилось изображать совершенно иные времена, наряды людей, обстановку. 

В своём письме Григорию Потёмкину Рейнолдс объяснял, насколько сложной и интересной стала аллегория «Младенца Геракла…». Как думаете, с чем сравнивал маленького героя художник? Оказывается, с самой Россией! Рейнолдс отмечал, что сила Российской империи в пору правления Екатерины Второй достигла такой мощи, что поистине сравнима со всесильным Гераклом. На полотне же представлен младенец, которого вовсе не стоит недооценивать – он сумел расправиться с двумя крупными смертоносными змеями.

Картину Рейнолдсу заказала сама Екатерина Великая Фёдор Степанович Рокотов «Портрет Екатерины II», 1763 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Картину Рейнолдсу заказала сама Екатерина Великая
Фёдор Степанович Рокотов «Портрет Екатерины II», 1763 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина как дипломатический успех

В Британии и России заказ полотна российской императрицей у английского художника рассматривался также и как налаживание дипломатических отношений. Считалось, что столь тесные отношения в сфере искусства помогут укрепить сотрудничество и на других направлениях. В 1788 году полотно было доставлено кораблём, который красноречиво назывался «Дружба». Екатерина же была восхищена работой Рейнолдса, предложив за картину щедрую плату и наградив живописца драгоценной табакеркой. 

«Младенец Геракл…» – полотно Рейнолдса, которое по праву можно назвать вершиной творчества мастера. Художник в полной мере продемонстрировал напряжение и драматизм момента. Основной свет картины приходится на силуэт маленького Геракла. Это – сюжетный центр полотна. Не секрет, что Рейнолдс пользовался помощью натурщиков. Именно поэтому в богине Гере легко узнаются черты актрисы Сары Сиддонс, а вот старый Тиресий, оказавшийся возле маленького героя – друг Рейнолдса, литературный критик Сэмюэль Джонсон.

В фантастически сильном младенце Геракле художник воплотил образ России
В фантастически сильном младенце Геракле художник воплотил образ России

Что же особенного в картине «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой»? На мой взгляд, именно её драматизм, а также неуловимое сочетание статичных и динамичных элементов. Перед нами словно бы замерла потрясающая сцена из известного мифа. Мы видим триумф только недавно появившегося на свет Геракла. Его сила заставляет понять, что внешняя хрупкость может быть крайне обманчива, и добро, конечно, всегда одержит верх.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий