Если зайти в любой русский сувенирный магазин, на витрине всегда можно увидеть маленьких красавиц, которые стоят рядком и легко помещаются друг в друга. Это – знаменитые русские игрушки матрёшки, уже давно ставшие символом нашей страны. В самых разных уголках мира эти деревянные творения очень популярны и, конечно, ассоциируются с Россией.
Но что мы знаем о наших матрёшках? Честно признаться, практически ничего. А ведь эта игрушка появилась много веков тому назад и сумела покорить всю планету. В прежние времена богатейшие люди Европы и даже правители мечтали заполучить в свою коллекцию даже самую простую русскую матрёшку. Когда же стали их изготавливать на Руси? И как матрёшки покорили мир?
Появление матрёшек
Изготовлением игрушек, которые можно было вкладывать одну в другую, на Руси занимались в давние времена. С появлением токарных станков начали вовсю делать пасхальные яйца и яблоки, которые можно было удобно вкладывать друг в друга. Некоторые историки считают, что такие игрушки мастерил даже сам Пётр Первый, но доказательств этого не сохранилось. Впрочем, не секрет, что первый российский император любил мастерить различные диковинки, а потому неудивительно, если именно он и создавал прообразы матрёшек.
Однако прежде это были лишь неодушевлённые предметы – яйца, яблоки и прочее, что мало походило на будущую красавицу из дерева. Есть предположение, что первая матрёшка «родилась» в 1890 году. Началось всё с усадьбы Абрамцево, где жил знаменитый меценат и коллекционер Савва Мамонтов. Когда к нему попала японская фигурка мудреца Фукурумы, он был в восторге от умения азиатских мастеров создавать целых семь фигурок, которые вкладывались друг в друга.
Мамонтов решил и в России создать нечто подобное, а потому обратился к художнику Сергею Малютину. Тот действительно заинтересовался японским творением и решил создать нечто похожее – но, конечно, в русском стиле.
Первая матрёшка Малютина представляла собой куклу-«мать», в которую вкладывалось восемь «дочерей». Со временем появились и другие варианты матрёшек. Один из самых интересных – «Репка», в которой представлены все герои знаменитой народной сказки.

Местонахождение неизвестно
Мода на всё русское
Но почему эти деревянные диковинные игрушки стали называться матрёшками? Здесь всё просто. В ту пору имя Матрёна было популярно на Руси. Постепенно имя приобрело нарицательный характер, обозначая многодетную мать, имевшую немало отпрысков и отличавшуюся пышной фигурой. Несмотря на всё разнообразие матрёшек, самым популярным вариантом стали куклы, которых Малютин изготовил первыми – те самые девицы-красавицы и их матушка.
Поначалу русские матрёшки изготавливались в московской мастерской. Когда же она была закрыта, центром изготовления деревянных кукол стали мастерские в Сергиевом Посаде. Считалось, что истинный мастер непременно должен создать в своей жизни хотя бы пару матрёшек – так сказать, для демонстрации своего искусства и хорошего вкуса.
Что интересно, матрёшки появились в конце позапрошлого века вовсе не случайно. Именно в ту пору среди русской интеллигенции вспыхивает интерес ко всему народному, так сказать, исконному. Дворяне снова стали интересоваться не европейской, а русской модой – причём даже в старинном её варианте. Достаточно вспомнить Императорский бал, прошедший в начале XX века. На нём самые знатные люди Российской империи выбрали исключительно русские костюмы, представ в образах бояр и царевен. Да и танцы исполнялись соответствующие.

Матрёшка покоряет мир
Матрёшка же вписалась в эту атмосферу просто идеально. Она напоминала игрушки, которые создавали много столетий тому назад. При этом игрушка сохраняла новизну и для многих была удивительной диковинкой, прежде невиданной. Во многих домах стали появляться большие и маленькие коллекции, связанные с народным творчеством. Нередко в них матрёшки занимали самые почётные места.
Но если популярность матрёшек в России была вполне понятна, то как же этим деревянным игрушкам удалось покорить страны, находящиеся далеко от нашей родины? А здесь тоже сыграла свою роль мода. Именно тогда в Париже прошли «Русские сезоны» Сергея Дягилева.
С той поры мода на всё русское охватила европейские страны. Любительницы украшений старались найти нечто, напоминающее скифские узоры; ценительницы туалетов старались наряжаться в платья, подобные русским сарафанам; стали модны тиары-«кокошники». Конечно, матрёшки оказались не менее популярны, чем другие колоритные русские вещицы.

С 1909 года русская матрёшка стала постоянным «гостем» Берлинской выставки изделий кустарного искусства. Эти удивительные игрушки стали продавать в приморских городах Греции, Турции, Ближнего Востока.
Не перестали быть популярными матрёшки и в советское время. Теперь их изготавливали целыми партиями на заводах, а маленькие куклы, которые вкладывались друг в друга, имелись практически у каждого ребёнка. Во времена перестройки мастера стали исхищряться, стараясь придать матрёшкам новые формы. Так, например, появились изделия в виде политиков, героев американских комиксов и даже весьма вульгарных героев поп-культуры.

Несмотря на все перемены, которые коснулись внешности матрёшек, самыми популярными остаются те самые, «исконные». Деревянные куколки с розовыми щеками и пышными фигурами, напоминающие русскую барыню в расписном сарафане, по-прежнему нравятся и маленьким, и взрослым. И в наши дни немало коллекционеров, которые гордятся своими коллекциями матрёшек из самых разных времён.
На обложке: Русская матрёшка / polinka.top