Мать отговаривала его от «опасной» профессии – что ждало Джеймса Уистлера?

Искусство

Знаменитый англо-американский художник, сторонник такого редкого направления как тонализм, критик импрессионистов и просто крайне своеобразный человек Джеймс Уистлер был личностью яркой, многогранной и интересной. Некоторые его высказывания шокировали коллег. Так, например, однажды Уистлер заявил, что писать природу лучше у себя дома, тем самым раскритиковав выезды других живописцев, предпочитавших создавать картины с натуры.

В жизни Джеймса Уистлера было много ярких эпизодов, но самым счастливым временем он считал детство. Ранние годы он провёл в России, стране, которая навсегда осталась для живописца некой прекрасной сказкой, полной очарования, света и красоты. Он полюбил Россию ещё в детстве, но жить здесь ему было не суждено. Каким же оказался путь к славе? И через что пришлось пройти Уистлеру, чтобы стать знаменитым живописцем?

Провинциал Уистлер

В июле 1834 года в Лоуэлле, городке в штате Массачусетс, в семействе Уистлеров родился первенец. Маленький Джеймс, сын железнодорожного инженера и домохозяйки, свои первые годы провёл в скромном домике на одной из улиц этого американского города.

Правда, в дальнейшем он почему-то стыдился своей малой родины, считая её глухой провинцией и совершенно неинтересным местом. Спустя много лет, когда Уистлера попросили назвать место своего рождения, он заявил, что появился на свет в Петербурге, а позднее объяснил:

«Я должен был родиться когда и где захочу, и я бы не выбрал Лоуэлл».

Кстати, это был далеко не единственный обман в происхождении Уистлера. К примеру, однажды он заявил, что происходит из обедневшей аристократической семьи американского Юга. Такие заявления говорили о желании иметь высокое положение в обществе, некий статус, чего, разумеется, получить сын железнодорожника никак не мог.

Жизнь в России

На протяжении нескольких лет семья Уистлеров переезжала из города в город, что было связано со сменой места работы отца Джеймса. Уистлера-младшего нельзя было назвать послушным ребёнком. Джеймс нередко капризничал, однако уже в ранние годы стал проявлять интерес к рисованию. Родители считали, что наилучшим вариантом для сына станет обучение живописи, но в провинциальных городах Соединённых Штатов было не так просто найти достойного преподавателя или школу рисования.

А потом, в 1842 году, Уистлера-старшего пригласили в Россию. Здесь как раз начинали строиться железные дороги, причём главная из них должна была связать две столицы – Петербург и Москву. Инженер вместе с семейством отправился в столицу Российской империи.

Петербург очаровал мальчика. Огромный, поистине сказочный город с величественными старинными зданиями и великой историей вдохновлял юного Уистлера. Кроме того, здесь было несложно найти хорошего учителя для способного подростка. Джеймс брал уроки у многих известных мастеров, в частности, Александра Корицкого, который был очень доволен своим подопечным.

В возрасте одиннадцати лет Джеймс поступил в Императорскую Академию художеств. А в скором времени в Россию прибыл известный живописец Уильям Аллан, который ознакомился с работами Уистлера. Он был одним из первых мастеров, что прочили юноше большое будущее. Более того, именно Аллан посоветовал родителям Уистлера не препятствовать его интересу к творчеству и стараться не навязывать ему другие занятия, если те мальчику скучны.

В скором времени семья отправилась в Лондон, где провела несколько лет, пока отец Джеймса был занят в России. В дальнейшем в жизни живописца будет немало интересных и ярких эпизодов, но сам он считал самым прекрасным временем детство, проведенное в Петербурге. Джеймс с теплотой вспоминал величие «сказочного» города, катания на санях зимой и весёлые игры с местной ребятнёй.

Дом в Лоуэлле, в котором родился Джеймс Уистлер / art.wikisort.org
Дом в Лоуэлле, в котором родился Джеймс Уистлер / art.wikisort.org

Испытания и трудности

Уже тогда, путешествия по Британии, молодой Уистлер решил, что выберет карьеру художника. Он искал литературу о великих живописцах и старательно изучал всё, что рассказывалось об их приёмах. Он обзавёлся набором кистей и красок и делал первые пробы в создании картин, портретов и пейзажей. Конечно, это были лишь ранние «сырые» работы, однако они ярко раскрывали, насколько большой потенциал имеет их автор. В одном из писем своему отцу Джеймс писал:

«Надеюсь, дорогой отец, ты не будешь возражать против моего выбора».

Но не всё было гладко на пути к мечте. В 1849 году внезапно умер отец будущего живописца. Семейство переехало в Помфрет, родной город матери Джеймса. Женщина с детьми едва находила средства на самые необходимые вещи. Она настаивала, чтобы сын выбрал более стабильную профессию, которая бы приносила постоянный доход. Казалось, Уистлеру суждено было распрощаться со всеми своими грёзами о работе художника.

Уильям Эдвард Килберн «Джеймс Уистлер», между 1847 и 1849 годами Местонахождение: Библиотека Гарвардского университета, Кембридж, США
Уильям Эдвард Килберн «Джеймс Уистлер», между 1847 и 1849 годами
Местонахождение: Библиотека Гарвардского университета, Кембридж, США

Мать надеялась, что сын сможет стать священнослужителем, а потому отправила его учиться в местную школу богословия. Вот только прилежного ученика из Уистлера не получилось. Очень скоро он стал известен на всё учебное заведение – причём вовсе не примерным поведением и не своими успехами в науках. Джеймс обожал рисовать карикатуры и с удовольствием создавал шаржи на других учеников и своих наставников. Разумеется, о религиозной карьере такой парень мечтать точно не мог, а потому спустя некоторое время бросил учёбу и подал документы в Военную академию США.

Поступить сюда было очень непросто – требовалось соответствовать не только по умственным показателям, но и по физическим данным. С последним у Уистлера были явные проблемы – парень не отличался крепким здоровьем, да к тому же был очень близорук. Но Уистлера приняли – и этому в немалой степени способствовала его фамилия. В прежние времена отец Джеймса преподавал в академии черчение и был одним из самых уважаемых специалистов.

Генри Инман Портрет «Джорджа Вашингтона Уистлера», отца художника, около 1843 года Местонахождение: Художественный музей, Цинциннати, США
Генри Инман Портрет «Джорджа Вашингтона Уистлера», отца художника, около 1843 года
Местонахождение: Художественный музей, Цинциннати, США

«Кудрявый» Уистлер

Среди молодёжи, обучающейся в академии, молодой Уистлер вскоре приобрёл репутацию странного чудака и одного из самых дерзких студентов. Он носил слишком длинные волосы, за что получил прозвище «Кудрявый».

Нередко Уистлер отказывался подчиняться приказам преподавателей, а порой даже высмеивал устав академии. Тем не менее наставники снисходительно относились к выходкам паренька, на которого было больно смотреть во время тренировок. Впрочем, успехов Уистлер не показывал не только в физической подготовке, но и в основных дисциплинах. В конце концов на одном из экзаменов Джеймс заявил, что кремний – это газ, после чего его отчислили из академии. Кстати, в дальнейшем он любил пошутить:

«Если бы кремний был газом, я бы уже стал генералом».
Дерзкий и непослушный Уистлер недолго проучился в Военной академии США / historyexp.com
Дерзкий и непослушный Уистлер недолго проучился в Военной академии США / historyexp.com

Служба не по нраву

Впрочем, период обучения в Военной академии позволил Джеймсу приобрести ценный опыт. Именно там он обучился основам картографии и рисования. Его преподавателем по этим дисциплинам был известный американский художник Роберт Вейр, который оказал значительное влияние на формирование стиля молодого живописца. Кроме того, годы обучения позволили ему устроиться картографом в Службу береговой съёмки.

Вот только здесь служба показалась Уистлеру ещё более скучной, чем прежняя учёба. Он часто опаздывал или вовсе отсутствовал на рабочем месте. Когда же начальство увидело, что на полях карт Джеймс рисует русалок и морских змеев, парня определили в отдел гравировки. Там было интереснее, но Уистлера всё равно угнетала необходимость следовать установленным правилам и принципам. В конце концов через два месяца он оставил службу. Кстати, искусство гравировальщика ему не раз пригодилось в дальнейшем.

Художник Роберт Вейр оказал значительное влияние на формирование стиля молодого живописца
Художник Роберт Вейр оказал значительное влияние на формирование стиля молодого живописца

Пора всё менять

Уже в ту пору Уистлер твёрдо решил, что свяжет свою жизнь с изобразительным искусством – по сути, больше его ничто не интересовало. Значительную поддержку ему на первых порах оказывал друг Том Уайнэнс, который предоставил Джеймсу свою квартиру. Там Уистлер жил и работал, превратив одну из комнат в собственную художественную студию.

Конечно, Уистлер понимал, что «влиться» в новый мир едва ли можно без соответствующих знакомств и связей. Однако обзавестись ими для него оказалось делом несложным. Общительный и талантливый, он вскоре приобрёл немало приятелей среди живописцев. Кстати, в ту пору ему удалось собрать достаточно крупную сумму для поездки и обучения в Париже. Главным «спонсором» выступал Уайнэнс, но помогали Уистлеру и другие молодые художники. Кстати, некоторые приятели живописца приобретали его ранние работы, тем самым позволяя «продержаться на плаву».

Разумеется, мать Джеймса была не в восторге от его идеи отправиться за океан и стать живописцем, но никакие её убеждения не могли повлиять на сына. Она отговаривала его от выбора столь «нестабильной» профессии, но Уистлер ничего не желал слышать – он твёрдо решил, что станет художником.

Одна из ранних работ Джеймса Уистлера «Сапожник», 1850-е годы Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США
Одна из ранних работ Джеймса Уистлера «Сапожник», 1850-е годы
Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США

Город, исполняющий мечты

В 1855 году молодой живописец приехал в Париж. Поразительный город, обещающий исполнить самые смелые мечты, воодушевил Уистлера. Яркие витрины, шумные компании, ночные развлечения, богемная жизнь – всё это очаровывало Джеймса. Он снял художественную студию в Латинском квартале, где вскоре обзавёлся новыми друзьями и даже подругой по имени Элоиза. Девушка работала здесь же портнихой и поддерживала знакомство со многими представителями местной богемы.

Однако не стоит считать, что по прибытию в Париж Уистлер лишь предавался развлечениям и вёл беззаботную жизнь. Нет, он никогда не забывал о том, ради чего совершил столь масштабное путешествие. Молодой художник много учился и осваивал классическую технику живописи. Вот только она его не слишком впечатляла. Куда ближе ему оказались приёмы, с которыми он познакомился в школе Шарля Глейра. Тот был весьма своеобразным мастером, причём выработал два важных правила:

  •  линии куда важнее, нежели цвета и оттенки;
  •  чёрный – господствующий цвет, который является доминантным в любом произведении.

Вероятно, многие из нас могут поспорить с этими «постулатами», однако Уистлеру они пришлись по душе. В его работах нередко мы видим именно отражение глейровских принципов.

Как бы то ни было, сам Джеймс предпочитал учиться самостоятельно, создавая свой особенный стиль. Кстати, немало времени он посвятил копированию картин в Лувре. Большую часть копий ему пришлось продать, так как за первый год пребывания в Париже у молодого мастера скопилось немало долгов. Кроме того, неприятности доставляло и состояние здоровья художника. Как многие начинающие живописцы, прибывшие в столицу Франции, он начал злоупотреблять сигарами и алкоголем, что в итоге принесло свои скверные плоды.

Один из учителей Уистлера в Париже Шарль Глейр «Автопортрет», 1830-1834 годы Местонахождение: Кантональный музей изящных искусств, Лозанна, Швейцария
Один из учителей Уистлера в Париже
Шарль Глейр «Автопортрет», 1830-1834 годы
Местонахождение: Кантональный музей изящных искусств, Лозанна, Швейцария

Всё больше работы

Лишь к 1858 году Уистлер начал понемногу избавляться от своих вечных долгов. На поправку пошло и его здоровье – он понимал, что следует больше работать, а не проводить время в празднестве и весёлых кутежах. Кстати, в ту пору он написал свой первый автопортрет «Портрет Уистлера в шляпе». Надо признать, есть в этой картине что-то, напоминающее тёмные произведения Рембрандта. Здесь тоже присутствует обилие мрачных оттенков, но при этом сама картина не производит удручающего впечатления.

В этот период Уистлер познакомился с известным живописцем Анри Фантен-Латуром, благодаря которому начал общаться со многими живописцами, к тому времени уже ставшими знаменитыми личностями мира искусства. Одним из них был Эдуард Мане, творчество которого, как считают, также оказало влияние на Уистлера.

Среди парижских приятелей Уистлера был и известный поэт Шарль Бодлер. Именно он призвал живописцев изобразить жизнь без прикрас, со всеми её горестями и трагедиями, в несколько неказистой, а порой и вовсе уродливой форме. Эти идеи были очень близки реалисту Уистлеру.

Джеймс Уистлер «Автопортрет». Портрет Уистлера в шляпе, 1858 год Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США
Джеймс Уистлер «Автопортрет». Портрет Уистлера в шляпе, 1858 год
Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США

«У рояля»

Именно тогда, в 1858 году, была создана первая выставочная работа Уистлера – «Мать Жирара». Он не стал задерживаться в Париже и решил отправиться в Лондон, где проводил всё больше времени. Вероятно, английская столица больше соответствовала духу Уистлера, нежели главный город Франции.

Именно в Лондоне он создал свою известную картину «У рояля». На этом полотне Уистлер изобразил свою племянницу Анни Хейден вместе с матерью. И хотя эта работа мало похожа на традиционные варианты живописи той поры, многие критики отмечали, насколько смелым и интересным было это решение. Современники с восхищением отзывались о картине, в которой автор «демонстрирует понимание натуры, очень редкое среди художников».

Джеймс Уистлер «У рояля», 1859 год Местонахождение: Музей искусств Тафта, Цинциннати, США
Джеймс Уистлер «У рояля», 1859 год
Местонахождение: Музей искусств Тафта, Цинциннати, США

«Гармония…»

Кстати, в той же музыкальной комнате, где создавалось полотно «У рояля», была написана и другая картина, которая получила называние «Гармония в зелёном и розовом: музыкальная комната». Здесь мастер показал жанровую сцену, причём очень ярко в этом произведении заметно стремление к новизне.

Искусствоведы отмечают, что в «Гармонии…» можно рассмотреть этапы написания портретов, которые были свойственны Уистлеру. В глаза бросается некая небрежность, а также скорость создания таких полотен, но это и были отличительные черты творчества живописца.

Джеймс Уистлер «Гармония в зелёном и розовом. Музыкальная комната», 1861 год Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США
Джеймс Уистлер «Гармония в зелёном и розовом. Музыкальная комната», 1861 год
Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США

Портрет возлюбленной

Надо признать, что Уистлеру нравилось в некотором роде «совмещать» музыку и живопись. Так, к примеру, увидеть это можно на картине «Симфония в белом № 1: девушка в белом». Это произведение было написано во время недолгого возвращения мастера в Париж в 1861 году.

На картине мы видим портрет любовницы и арт-агента Уистлера Джоанны Хиффернан. Простота линий, обыкновенный белый эскиз – на первый взгляд, ничего особенного. Но творение Уистлера впечатлило многих – именно той самой кажущейся простотой и значительной глубиной образа.

Что интересно, версий о смысле картины было немало. Так, например, часть критиков говорила, что идея автора – показать аллегорический образ невинности, утраченной невестой. Другие же полагали, что в качестве основы для своего произведения Уистлер использовал роман «Женщина в белом» Коллинза, который как раз был на вершине популярности в то время.

Примечательно, что на картине девушка держит в руке лилию, но стоит на волчьей шкуре. Некоторые ценители искусства сравнивали это с аллегорическими образами невинности и похоти. В целом, версий относительно «Симфонии…» было немало, да и сегодня многие гадают, что же хотел нам сказать автор этим своим творением.

Джеймс Уистлер «Симфония в белом № 1. Девушка в белом». Портрет Джоанны Хиффернан, 1862 год Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Джеймс Уистлер «Симфония в белом № 1. Девушка в белом». Портрет Джоанны Хиффернан, 1862 год
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Интерес к Азии

Интересовали Уистлера не только музыка и поэзия, но и экзотические культуры. Некоторые его работы раскрывают увлечённость автора традициями и жизнью людей в странах Азии. Мода на восточную экзотику захватит Европу чуть позднее. Уистлер же был человеком, который в этом плане опередил своё время. Одной из работ, посвящённых азиатской тематике, стала «Принцесса страны фарфора». Исследователь В.Барашкова пишет:

«Среди европейских художников Уистлер первым испытал увлечение искусством Японии и Китая. В цветных японских гравюрах на дереве его привлекала неожиданность и острота композиционного решения, выразительность ракурсов, радостные краски».

Как видите, Уистлер был не только ценителем «рембрандтовской» мрачности и сторонником использования в своих работах исключительно тёмных тонов. Он умел «играть» с яркими цветами, светлыми оттенками и самыми радостными сочетаниями тонов.

Джеймс Уистлер «Принцесса страны фарфора», 1864 год Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США
Джеймс Уистлер «Принцесса страны фарфора», 1864 год
Местонахождение: Художественная галерея Фрира, Вашингтон, США

Приезд матери

Отношения Уистлера с его любовницей Хиффернан продолжались достаточно долго, однако не выдержали «проверки на прочность». Когда живописец узнал, что возлюбленная позировала обнажённой для его коллеги Курбе, он ощутил разочарование в этой женщине. Сама же Хиффернан считала, что не обязана ограничивать свою свободу. В итоге любовники расстались.

Уистлер не слишком переживал разрыв с Хиффернан – известие от матери заставило его суетиться. В одном из писем женщина сообщила, что в скором времени намерена приехать в Париж – так сказать, посмотреть, как и чем живёт её сын. Как признавался сам Уистлер в послании своему другу:

«Необычайное потрясение! Мне пришлось вычистить свой дом и очистить его от погреба до крыши».

Но мать художника всё равно осталась недовольна. Богемная жизнь сына казалась ей порочной и «грязной», совсем не такого был достоин её Джеймс. Вот только менять что-либо Уистлер не собирался. Кроме того, он уже стал известным живописцем, его картины продавались. и отныне не приходилось думать, как найти средства, чтобы «протянуть» ещё пару месяцев.

Анна Матильда Уистлер, мать художника, 1850-е годы После известия о скором приезде матери Уистлеру, по его словам, пришлось вычистить свой дом и очистить его от погреба до крыши
Анна Матильда Уистлер, мать художника, 1850-е годы
После известия о скором приезде матери Уистлеру, по его словам, пришлось вычистить свой дом и очистить его от погреба до крыши

«Ноктюрны» Уистлера

В 1866 году Уистлер решил отправиться в очередное путешествие. На этот раз в качестве конечного пункта был выбран Вальпараисо в Чили. Сам художник говорил, что преследует политические мотивы, отправляясь в эту поездку. В ту пору чилийцы воевали с испанцами, и Уистлер явно восхищался героизмом небольшой нации, восставшей против могущественной страны.

Во время поездки он написал три картины, которые демонстрируют нам ночные виды – сцены тихой гавани в потоках лунного света. Сам автор назовёт их «ноктюрнами». Кстати, помощником в качестве поисков вариантов для названия произведений Уистлера был его приятель, музыкант-любитель Фредерик Лейленд, страстный поклонник творчества Шопена. В одном из писем к нему художник писал:

«Я хочу сказать, что не могу выразить то, как я вам благодарен за слово «Ноктюрн» в качестве названия для моих [картин] лунного света! Вы не представляете, какое раздражение это вызывает у критиков и, как следствие, доставляет мне удовольствие… и так поэтично говорит всё то, что я хочу сказать, ни больше ни меньше!»
Джеймс Уистлер «Ноктюрн в чёрном и золотом». Падающая ракета, 1875 год Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США
Джеймс Уистлер «Ноктюрн в чёрном и золотом». Падающая ракета, 1875 год
Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США

Самая известная работа

В 1871 году Джеймс Уистлер решил вновь вернуться к портретным работам. Как рассказывала его мать, однажды приглашённая натурщица не пришла в назначенное время, и тогда сын предложил своей матери написать её портрет. Так родилось самое известное произведение Уистлера – «Аранжировка в сером и чёрном: портрет матери».

Произведение это получилось строгим и лаконичным. При этом искусствоведы отмечают, насколько «геометрически уравновешенной» выглядит картина. Здесь гармонично сочетаются прямоугольник занавески, линии лица и фигуры, рисунок на полу и стене. Сам художник отмечал, что не собирался создавать некий повествовательный образ – он просто отдавал дань уважения своей матери, которая немало помогала ему в жизни.

Но, несмотря на усилия мастера, публикой картина была принята холодно. Вероятно, причиной тому была простота и сдержанность изображения. В те времена в Англии в моде была яркость и викторианская пышность образов – здесь же всё противоречило тенденциям, которые нравились обществу. Но немалой была и та часть публики, которая признавала, что «Портрет матери» Уистлера – символ материнства и своего рода «ода» всем матерям. По заслугам творение живописца было оценено спустя многие годы. В 2015 году американский критик Питер Шьелдаль отметил:

«(Эта картина) остается самой важной американской работой, находящейся за пределами США».
Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника», 1871 год Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж, Франция
Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника», 1871 год
Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж, Франция

Джеймс Уистлер не переставал творить и на склоне лет. Как вспоминали знакомые, его дом был открыт для гостей и молодых художников, которые всегда могли рассчитывать на его поддержку. В то же время он часто вступал в противостояния и ссорился с приверженцами иных стилей. Быть может, именно поэтому Уистлер предпочёл оставить богемный Париж и переехать в строгий Лондон, где и провёл свои последние годы, став одним из самых известных англо-американских живописцев.

На обложке: Фрагмент картины Джеймса Уистлера «Композиция в сером. Автопортрет», около 1872 года. Местонахождение: Институт искусств, Детройт, США

МУСАГЕТ
Добавить комментарий