Он ворвался в мир живописи с совершенно новыми идеями и взглядами. Казалось бы, глядя на полотна Эдуарда Мане, его современники должны были гордиться тем, что живут в одно время со столь талантливым живописцем. Но реакция зрителей была прямо противоположной. Люди, привыкшие к академической точности и «каноничным» принципам искусства, не могли сразу понять, какова ценность работ Мане.
Сегодня работы этого художника, равно как и его соратников, стоят немалых денег. Но представьте: первая выставка живописцев-реформаторов с треском провалилась. Картины Мане называли глупой мазнёй и «рисунками ребёнка». Тогда никто не думал, что именно этот мастер окажется у истоков нового направления, которое вскоре станет очень популярным – импрессионизма. Увы, Мане так и не оценили при жизни. Но как же сам живописец боролся с непониманием публики? Как выживал непризнанный гений? И почему многие его картины считались скандальными и провокационными?
У истоков импрессионизма
Знаменитому французскому живописцу Эдуарду Мане суждено было пополнить список выдающихся людей, которых признание и слава нашли только после смерти. Его произведения были своего рода вызовом прежним устоям живописи. Они освободили творчество от наскучившего мастерам академизма, открыли новые возможности для соратников Мане.
У живописца было немало последователей, причём многих из них ожидала та же участь – их картины так и не были по достоинству оценены при жизни своих авторов. Произведения Мане, написанные в полном несоответствии с общепринятыми канонами, отвергались.
Их считали «нелепостью» и «детской мазнёй». А ведь именно Мане позволил ярче раскрыться и проявить себя совершенно новому течению. Импрессионизм благодаря его творчеству набирал новые обороты. Спустя время этот стиль станет одним из самых популярных в Европе. Увы, сам Мане той поры уже не застал. Но давайте обо всё по порядку. Кто же он – гений Эдуард Мане?
Сын юриста
Будущий живописец появился на свет в январе 1832 года в Париже. Его родителями были весьма влиятельные люди. Отец мальчика, Огюст Мане, занимал должность министра юстиции. Мать Эдуарда была дочерью дипломата. Как легко догадаться, и родители, и более старшее поколение семейства Мане желали видеть его в будущем государственным деятелем или юристом. Однако Эдуард пошёл вопреки всему, а мечты родных потерпели крах.
Ещё в раннем детстве мальчик стал проявлять интерес к рисованию. Сначала родители снисходительно относились к этому увлечению. Но когда юный Мане заявил отцу, что хочет стать художником, тот провёл с ним крайне строгую беседу. Родители объясняли сыну, что живописцы очень мало зарабатывают, а многие вовсе прозябают в нищете, надеясь получить хотя бы захудалый заказ.
Такой участи они не желали своему сыну. Да и вообще, юрист – серьёзный и солидный человек, а кто такой художник? Прощелыга, который питается подачками богачей и рисует глупые картинки. Словом, уже тогда талант Мане мог бы погибнуть, если бы не один человек.
Свои принципы
Соратником одарённого мальчика выступил его дядя по материнской линии Эдмон-Эдуард Фурнье. Он видел, как малышу нравится рисовать, а потому сумел выхлопотать для племянника место в детской группе по живописи. В свободное от учёбы время Эдуард спешил на занятия, которые приносили ему огромное удовольствие. Кстати, именно во время посещений кружка Мане познакомился с Антоненом Прустом, который в будущем станет министром изящных искусств и лучшим другом живописца.
Однако уже тогда юный Эдуард начинал понимать, что рисует совсем не то, к чему стремится его душа. Молодых живописцев обучали художники-академисты. Требования были крайне понятными и строгими. Во время написания картины необходимо было следовать установленным правилам. Любое отклонение от них считалось губой ошибкой, даже если произведение становилось самобытным и неповторимым.
Юноша создавал портреты одноклассников, делал однообразные скульптуры, делая копии с тех, что имелись в художественном классе. Но всё это не приносило ему большой радости. Первоначальное воодушевление сменилось скукой – такой вариант работы не нравился Мане. Эдуард мечтал о настоящем творчестве, в котором есть простор для идей и нет никаких ограничений. Здесь же, напротив, его угнетала необходимость следовать чётким правилам.
Большое путешествие
В поисках себя молодой человек решил, что хочет стать мореплавателем. Его романтическая натура жаждала новых впечатлений и приключений. К той поре отец Эдуарда уже смирился с тем, что сын не сделает блестящей карьеры юриста, а потому согласился отпустить отпрыска в дальнее плавание. В 1848 году Мане был принят юнгой на судно, направлявшееся в Рио-де-Жанейро. Это было то самое путешествие мечты, которое полностью перевернуло мировосприятие юноши и заставило его иначе взглянуть на всё окружающее, да и на собственную жизнь.
Позади оставался серый Париж с вечно нависшими тучами над горизонтом. Мане был потрясён обилием красок и морскими просторами. Бразилия предстала перед ним в своём самом «парадном» облачении. Здесь цвели цветы, пели птицы, воздух был наполнен пьянящими ароматами и самыми разными диковинными звуками.
Именно тогда, наслаждаясь совершенно новым миром, Мане почувствовал острое желание переносить свои впечатления на полотна. Только так он мог поделиться с другими собственными эмоциями. Всего через несколько месяцев он вернулся домой. Но это был уже совсем другой Эдуард. Вместо неуверенного юноши, запутавшегося в своих мечтаниях, перед родителями стоял человек, который твёрдо знал, чего хочет в жизни. Из путешествия Мане привёз целый чемодан карандашных набросков. Эти эскизы в дальнейшем помогли ему создать многие картины. Мане был полон идей и смелых планов. Он не сомневался, что мир поймёт и примет его творчество.
Пора обучения
Вернувшись в Париж, Эдуард Мане поступил в мастерскую живописца Тома Кутюра. Здесь он обучался шесть лет. Однако и тут молодой художник проявил себя как настоящий бунтарь. Мане не хотел слепо следовать академическим канонам, он стремился к самовыражению, поиску чего-то уникального, своего собственного. Художник хотел создавать «живые» полотна, а его творчество не должно было подчиняться ни правилам, ни жёстким ограничениям.
Впрочем, Эдуард умел укрощать собственную своенравную натуру. Несмотря на внутренние протесты, он смирено выполнял задания наставника, шесть лет обучаясь художественным премудростям. И дело было вовсе не в желании вникнуть в основы академизма. Напротив, Мане хотел отбросить их и создавать «свободные» картины.
Однако именно здесь, в мастерской Кутюра, он имел возможность изучать работы классиков. Затем, окончив обучение, Мане продолжил самостоятельно знакомиться с живописью. Он нередко бывал в Лувре, часами рассматривая картины великих мастеров. Со временем у него появилась возможность побывать в Голландии, Италии, Германии, где Эдуард Мане познакомился с картинами знаменитых живописцев прошлого. Каждая такая поездка вдохновляла молодого человека, давая идеи для его собственных творений и рождая самые смелые идеи по их созданию.
Скандальная картина
В 1859 году Эдуард решил, что его образование можно считать завершённым. Теперь он считал, что может выставляться в Парижском салоне и верил, что его первые работы принесут успех. Большие надежды художник возлагал на картину «Любитель абсента». Он даже продемонстрировал её своему учителю Кутюру, но тот разнёс в пух и прах творение ученика. Кутюр считал полотно «негодным», причём отметил немало допущенных ошибок.
Разногласия на творческой почве привели к разрыву всяческих отношений между наставником и его учеником. Однако вскоре Мане узнал, что жюри салона отвергло его картину. Помимо того, что она была далека от идеалов академизма, смутила критиков и реалистическая подача. Без прикрас здесь был изображён пьяница – таких можно было увидеть на улицах, и это противоречило принципам о живописи, порождённой исключительно аллегорическим воображением живописца. Словом, уже тогда Мане понял, насколько непросто будет ему донести до публики свои идеи.
Большая потеря
А спустя некоторое время живописцу суждено было пережить тяжкое горе. Он узнал, что покончил с собой Александр – мальчик, на протяжении нескольких лет являвшийся верным помощником Мане. Его можно увидеть на полотне «Мальчик с вишнями».
Эдуард относился к Александру как к своему младшему другу, а также своего рода ученику. Эта потеря оставила глубокий след в душе живописца, однако не лишила его желания писать. Более того, вскоре у него родилась идея для очередной картины.
«Написанная» музыка
Прогуливаясь однажды в саду Тюильри, Мане обратил внимание на группу людей, собравшихся здесь, чтобы послушать музыку и отдохнуть. Это место было привычным для досуга богемы. Представители парижской творческой элиты прогуливались, беседовали, устраивали маленькие импровизированные концерты. Наблюдая за этой спокойной обстановкой сада, Мане решил, что пора отвергнуть абсолютно все советы Кутюра и написать по-настоящему «свободное» полотно. Более Эдуард не желал следовать навязанным принципам и правилам.
В скором времени на свет появилась картина «Музыка в Тюильри». Создавая полотно, Мане не стал придерживаться особой техники, при которой с дальнего или близкого расстояния картина смотрелась бы одинаково. Напротив, при ближайшем рассмотрении лица изображённых людей кажутся размытыми и неясными. Здесь используются принципы передачи эмоций, но не точных линий или черт лица. Наиболее выгодно картина выглядит, когда находится на некотором отдалении от зрителя. Вот тогда-то и достигается максимальное сходство с реальностью.
Признание отца
Суровых критиков Мане всё же сумел заставить стать более снисходительными. И если его первые картины сразу же отвергались членами жюри салона, то работы «Гитарреро» («Испанский гитарист») и «Портрет родителей» получили положительные отзывы. Этот первый успех подарил автору известность и незначительный гонорар. Но главным для самого живописца стало признание его творчества отцом. Тот даже приглашал в свой дом гостей, чтобы продемонстрировать им картину своего сына, где Мане-старший был изображён с супругой. Для Эдуарда это была наивысшая награда.
Сам Мане непрерывно пребывал в творческом поиске. Он старался найти новые образы, новый стиль, экспериментировал с цветовыми решениями и подачей. Для Эдуарда такое постоянное «движение», преобразования в творчестве были смыслом его работы. В ином случае его творения потеряли бы «жизнь», что он особенно ценил в искусстве.
Прекрасная натурщица
Одной из ярких работ Мане стала картина «Уличная певица». Натурщицей для неё выступила юная провинциалка Викторина Мёран. Приехав в Париж, она мечтала разбогатеть, причём не слишком считалась со средствами для достижения этой цели. Викторина заводила романы с живописцами, что помогло ей познакомиться с Мане.
Между мастером и натурщицей вскоре завязались интимные отношения, о которых судачила вся парижская публика. Правда, самого Мане это не смущало – он считал, что к свободе следует стремиться не только в творчестве, но и в личной жизни.
Салон отверженных
Спустя некоторое время Эдуард Мане получил возможность продемонстрировать те свои работы, которые не были допущены критиками к публичным выставкам. Идея принадлежала не ему, а самому императору Луи Наполеону. По замыслу правителя, следовало создать так называемый «Салон отверженных», где публика могла бы познакомиться с картинами, которые не были допущены на показы в Парижском салоне.
Получив поощрение от императора, организаторы «отверженной» выставки приступили к её подготовке. Сложно сказать, какие картины казались им особенно привлекательными для публики. Однако настоящей «звездой» выставки стало произведение Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Полотно, на которое художник возлагал большие надежды, было раскритиковано ценителями искусства.
Над «Завтраком» откровенно потешались, поражаясь, насколько неумелой и дилетантской кажется эта картина. Тем не менее именно шквал негативных отзывов привлёк к этой работе всеобщее внимание. Картина Мане превратилась в особенный символ Салона отверженных 1863 года. Сам же её автор приобрёл скандальную славу, хотя к этому никогда не стремился.
Критики осуждали тяготение Мане к изображению обнажённого женского тела. И здесь вы можете озадаченно спросить: а разве раньше никто не писал обнажённую натуру? Писали, ещё как. Однако Мане изображал не богинь или муз, а самых обыкновенных «земных» женщин (порой с далеко не идеальными пропорциями фигуры). Именно за это его и критиковали.
Картина, «взорвавшая» Париж
Но Мане не собирался отказываться от своих творческих принципов. Спустя время на очередной выставке Салона он представил новую картину – «Олимпия». Вот теперь в обществе разразился настоящий скандал. Практически все обсуждали новое произведение живописца, осуждая его манеру показывать обнажённых дам в столь неприглядном свете.
«Олимпию» называли самой вульгарной картиной Мане. На художника обрушились такие волны критики и негатива, что он вынужден был попросту бежать из страны. Живописец отправился в Испанию, где провёл время с пользой, познакомившись с картинами известных испанских мастеров.
Понимая, что теперь станет автором, которого будет постоянно отвергать жюри салонов, художник сблизился с группой живописцев, которые преследовали те же принципы свободы творчества, что и он. Клод Моне, Эдгар Дега, Поль Сезанн стали не только близкими друзьями, но и соратниками Мане.
Возвращение Мане
Новые возможности для Эдуарда Мане открыла Всемирная выставка, проходившая в Париже в 1867 году. Неподалёку от моста Альма он создал собственный павильон, где представил зрителям свои лучшие работы. Как ни странно, но теперь критики не стали осыпать живописца негодующими отзывами. Напротив, они вполне благосклонно отнеслись к его творчеству, хотя и считали его «второсортным».
Времена возвращения на родину были связаны для Мане и с другим событием. В эту пору он познакомился с молодой художницей Евой Гонсалес, которой предложил стать его ученицей. Талант этой девушки воодушевлял Мане. К слову, именно Ева стала первой и единственной ученицей мастера.
Самая большая любовь
Многие живописцы были весьма ветреными натурами, и Мане не стал исключением. Он нередко заводил романы, однако признавался, что на протяжении всей жизни по-настоящему любил только одну женщину. Ещё в конце 1840-х годов Мане встретил очаровательную девушку по имени Сюзанна. Она практически с первого взгляда стала предметом его обожания. В дальнейшем, несмотря на свои измены, сам Эдуард не переставал восхищаться супругой и всегда говорил, что очень любит её.
Сюзанна давала уроки игры на фортепиано двум младшим братьям Мане. При этом отношения её с живописцем были весьма сложными. С одной стороны, они, несомненно, испытывала друг к другу нежные чувства. С другой же, и Сюзанна, и Эдуард не гнушались открыто говорить об изменах.
Так, например, когда весь Париж обсуждал роман живописца и Викторины, жена художника равнодушно слушала эти истории. Когда же у пары родился сын Леон, Сюзанна немало удивила всех знакомых, заявив, что отцом мальчика является не Эдуард, а некий Коэлл. Мане вскоре стал крёстным отцом Леона.
Историки и сегодня не могут наверняка сказать, кем же живописец приходился этому ребёнку – отцом или крёстным. Более того, есть предположение, что настоящим отцом Леона мог быть Мане-старший, который увлёкся молоденькой невесткой. Другое из предположений гласит, что отцом мальчика был сам Мане, но он по неким личным причинам скрыл это.
Музы мастера
Несмотря на привязанность к Сюзанне, художник позволял себе заводить интрижки на стороне. Одной из самых известных его возлюбленных стала та самая Викторина, о которой уже была речь. Девушка была не только очень привлекательной внешне, но и обладала природным артистизмом. Натурщица умела принимать самые разные образы, причём гармонично вписывалась в каждый из них. Увы, и свою очаровательную внешность, и свой талант Викторина погубила пристрастием к алкоголю.
Другой женщиной, поразившей Мане, стала Берта Моризо, с которой он познакомился в 1860-е годы. Женщина эта обладала самобытной красотой – она была идеальной натурщицей. Вскоре после знакомства Мане сумел уговорить Берту позировать ему. Им было создано более десятка полотен, на которых изображена Берта. Несомненно, эта красавица очень нравилась мастеру, однако они так и остались только добрыми друзьями. Вероятно, Берта не хотела стать одной из любовниц Мане, повторив участь брошенных «муз».
Последние мучительные годы
Последним произведением Эдуарда Мане стала картина «Бар в Фоли-Бержер». Произведение было закончено в 1882 году, и за него автор удостоился ордена Почётного легиона. Живописец видел, что публика и критики наконец понемногу начинают принимать его работы. Увы, времени у Мане уже не оставалось.
Ещё в 1879 году у него проявились первые признаки заболевания головного мозга. Спустя несколько месяцев у живописца начались нарушения координации движений и проблемы с памятью. Спустя пару лет стало только хуже. Нога художника была поражена гангреной, и её прошлось срочно ампутировать. Для организма, измученного болезнями, это стало смертельным ударом.
Через несколько дней после операции, 30 апреля 1883 года, Эдуард Мане умер. Проводить живописца в последний путь пришли все его самые близкие соратники. Они понимали, что при жизни художник не получил и десятой доли заслуженного признания. Оно придёт спустя годы, но, увы, сам Мане об этом уже не узнает.
На обложке: Фрагмент картины Анри Фантен-Латура «Портрет Эдуарда Мане», 1867 год. Местонахождение: Художественный институт, Чикаго, США