Мастер кошмаров и вечной тревоги – как осмеянный художник Эдвард Мунк стал «живописцем ужаса»

Искусство

И сегодня ценители живописи неоднозначно относятся к творчеству Эдварда Мунка. Одни называют его безумцем, создававшим странные и даже страшные полотна. Другие же заявляют, что в этих картинах они видят любовь к жизни и стремление вырваться из определённых рамок, приобрести свободу и вдохновение. Словом, творчество Мунка способно вызывать самые противоречивые эмоции.

Этого норвежского художника называли «живописцем хоррора». А ведь и правда – его произведения нередко напоминают иллюстрации к неким жутким рассказам. Ужас, тревога, боль, отчаяние – всё это можно увидеть на полотнах Мунка. Какая его самая известная картина? Несомненно, на этот вопрос вы ответите совершенно верно. Да, это тот самый «Крик», который в наше время остаётся одним из самых популярных произведений живописи. Но что же так поражает людей в творчестве Эдварда Мунка? Как художник стал «создателем кошмаров»? И чем были картины Мунка – отражением его безумия или логичными произведениями вполне здравомыслящего человека?

Странный художник

Среди европейских художников Эдвард Мунк по праву занимает особое место. Этот норвежец не просто стал одним из самых известных экспрессионистов, но и создал неповторимый стиль, в котором мог писать только он. Его картины нельзя не узнать, а увидев однажды, сложно забыть. Кто-то называет их психоделическими и пугающими, кто-то усматривает в них нечто позитивное и светлое.

Жизнь Мунка, как и его произведения, нельзя было назвать радостной. Напротив, его мрачное существование было омрачено болезнями и разочарованиями, что ярко выразилось в творчестве художника. В то же время на многих его полотнах присутствуют надежда и вера в то, что из кризиса ещё можно вырваться. Но сумел ли сам Мунк разорвать «цепи», которые его держали? Какую боль своей души он вкладывал в каждое произведение?

Эдвард Мунк «Автопортрет», 1882 годМестонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Автопортрет», 1882 год
Местонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия

Тяжёлое детство

В 1863 году в норвежском городе Лётен в семье военного врача родился мальчик, которому суждено было преобразить мир искусства. Маленький Эдвард появился на свет в небогатой семье. Кристиан Мунк, его отец, не смог скопить значительного состояния, однако пользовался уважением горожан. Он был не менее образованным и воспитанным человеком, нежели его влиятельные предки.

Помимо Эдварда, в семье росло ещё четверо детей. Родителям жилось очень непросто, порой семейству приходилось обходиться без ужина. Кроме того, по долгу службы Мунк-старший вынужден был переезжать с места на место. Его родные следовали за ним, и это тоже отражалось на уровне жизни Эдварда и других детей. Им приходилось мириться с крайне тяжёлыми бытовыми условиями. Семья жила в бедности, и даже маленькие дети понимали, как тяжело родителям.

Фото Эдварда Мунка в молодости
Фото Эдварда Мунка в молодости

Потеря за потерей

Когда Эдварду исполнилось пять лет, от туберкулёза умерла его мама. Воспитанием мальчика занялись тётушка Карен. Часто за маленьким Эдвардом присматривала старшая сестра Софи. Эдвард был очень привязан к ней, а потому кончина сестры в возрасте пятнадцати лет стала для мальчика не менее сильным потрясением, чем смерть матери. Именно эта трагедия, пережитая в нежном возрасте, нашла отражение в первых картинах Мунка. Так, например, воспоминания о сестре переданы на полотне «Больная девочка».

Не меньше омрачала жизнь мальчика и болезнь другой его сестры, Лауры. Она страдала от шизофрении и тоже достаточно рано ушла из жизни. Несложно догадаться, что эти потери стали большим ударом для Эдварда. Похоронив своих сестёр, он часто размышлял о близости смерти и горечи потерь. Неудивительно, что уже тогда мысли юноши занимали вовсе не светлые и радостные образы, а напротив, мрачные картины, которые со временем найдут отражение в творчестве Мунка.

Воспоминания об умершей сестре переданы на полотне Эдварда Мунка «Больная девочка», 1907 годМестонахождение: Тейт Модерн, Лондон, Великобритания
Воспоминания об умершей сестре переданы на полотне Эдварда Мунка «Больная девочка», 1907 год
Местонахождение: Тейт Модерн, Лондон, Великобритания

Воспитанный на ужасах

Но когда же будущий живописец начал рисовать? Как часто бывает, способности к живописи проявились у него ещё в детстве. Он был впечатлительным ребёнком. Когда происходило что-то, затрагивавшее душу малыша, он тут же брал лист бумаги и карандаш и начинал рисовать. Часто это было отражением пережитого – но не столько изображением конкретного события, сколько воспроизведёнными в живописной форме эмоциями самого Эдварда.

Немалое влияние (причём далеко не самое положительное) на творчество Мунка имел и отец. Он был человеком религиозным и часто вёл с детьми душеспасительные беседы. Но вместо рассказов о могуществе Бога и светлой силе ангелов Мунк-старший проповедовал малышам о том, насколько ужасен ад и какие наказания там ожидают грешников.

Молодой Эдвард Мунк со своей сестрой Ингер
Молодой Эдвард Мунк со своей сестрой Ингер

Мрачное «наследство»

Кристиан Мунк был поклонником творчества американского писателя Эдгара Аллана По, причём прочитанные рассказы он нередко пересказывал детям. А теперь представьте: уже с ранних лет Эдвард жил в атмосфере своеобразного «хоррора», постоянно слушая истории об ужасных казнях, пытках или мистических происшествиях, от которых волосы вставали дыбом. Как говорил сам живописец:

«Мой отец был темпераментно нервным и одержимо религиозным – на грани психоневроза. От него я унаследовал семена безумия. Ангелы страха, печали и смерти были рядом со мной со дня моего рождения».

Отец нередко делал выговор своим детям, заявляя, что их мать смотрит на них с небес и не одобряет шалостей и выходок, которые они себе позволяют. Эдвард, слабый здоровьем и крайне впечатлительный мальчик, уже тогда стал погружаться в мрачные раздумья, ему являлись страшные видения. Он чувствовал, что смерть всё время находится рядом, ему казалось, что каждый член его семьи «проклят», поскольку никто так и не стал счастливым:

«Я унаследовал двух самых страшных врагов человечества – наследие потребления и безумия».
Эдвард Мунк «Автопортрет с бутылкой вина», 1906 годМестонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Автопортрет с бутылкой вина», 1906 год
Местонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия

Новая жизнь

Завершив среднюю школу в 1879 году, Эдвард был отправлен в техническое учебное заведение. Он был неплохим студентом, проявлял интерес к физике и математике, однако в конце концов понял, что не станет связывать свою жизнь с точными науками. Спустя два года он оставил учёбу и поступил в Королевскую академию рисования в Христиании (Осло). Именно здесь он проникся страстью к натурализму в живописи, однако не переставал искать собственные стиль и подачу в картинах.

Кстати, именно в период обучения Мунк познакомился с писателем Хансом Йегером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для молодого художника. Йегер был человеком, который проповедовал свободу – во всём. Он считал, что творческая личность не должна следовать условностям или придерживаться неких установленных обществом рамок. Свободные отношения полов Йегер считал высшей добродетелью, поскольку это было естественное и искреннее проявление привязанности.

Благодаря новому приятелю (а Мунк очень быстро нашёл общий язык с Йегером) Эдвард познакомился со многими представителями норвежской творческой элиты. Он с головой погрузился в богемную жизнь. Мунк стал посещать питейные заведения, встречался с нигилистами, участвовал в дискуссиях и заводил отношения с весьма сомнительными личностями.

Эдвард Мунк «Портрет писателя Ханса Йегера», 1889 годМестонахождение: Национальная галерея, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Портрет писателя Ханса Йегера», 1889 год
Местонахождение: Национальная галерея, Осло, Норвегия

«Недостойное ремесло»

Его и без того далеко не идеальные отношения с отцом и вовсе дали трещину. Родитель осуждал «грешного» сына, тот же не хотел больше слышать нравоучений. Кроме того, отец считал живопись «нечестивым ремеслом». Против Мунка были настроены даже его старые знакомые и соседи. Они не раз отправляли художнику анонимные письма, в которых называли его падшим человеком и грешником, напоминая об ужасах, которые ждали его в аду. Но если раньше Эдвард с содроганием выслушивал такие проповеди, то теперь сохранял спокойствие. Он знал, что не сможет жить без живописи.

Свою первую работу Эдвард Мунк представил публике в 1883 году. Это было полотно «Этюд головы». Спустя некоторое время зрители смогли оценить его новую картину – «Девушка, разжигающая огонь в печи». О первых работах критики оставили весьма неоднозначные отзывы. Некоторые называли эти произведения «импрессионизмом, доведенным до отчаяния». Сам же автор отмечал, что старается осмыслить суть вещей и всего мира:

«В своем искусстве я пытаюсь объяснить себе жизнь и ее смысл».

Далеко не все зрители сумели по достоинству оценить первые творения Мунка. Да что и говорить – даже критики поначалу заявляли, что произведения молодого живописца кажутся простым отражением его безумия. Многие вспоминали о том, что родная сестра Эдварда была душевнобольной, а потому полагали, что и брат мог быть подвержен такому недугу. Однако у Мунка были собственная манера, принцип отражения своих эмоций на картинах. Вот только понять это могли немногие. Так, например, его приятель Кристиан Крог выступал в защиту Мунка:

«Он рисует или, скорее, рассматривает вещи иначе, чем другие художники. Он видит только существенное, и это, естественно, все, что он рисует… он действительно знает, как показать нам, что он чувствовал и что его охватило, и этому он подчиняет все остальное».
Эдвард Мунк «Девушка, разжигающая огонь в печи», 1883 годМестонахождение: Частная коллекция
Эдвард Мунк «Девушка, разжигающая огонь в печи», 1883 год
Местонахождение: Частная коллекция

Сильные чувства

В конце 1884 года дальний родственник Мунка Фриц Таулов помог начинающему живописцу получить стипендию. Выплаченные средства позволили ему отправиться в Париж. Во французской столице живописец проникся духом импрессионизма. Он познакомился со многими работами известных парижских мастеров, причём в некоторой степени перенял их манеру написания. В картинах Мунка стало появляться больше светлых тонов и небрежных мазков.

Знакомство с семейством Фрица Таулова, а также его родственниками стало одним из самых ярких впечатлений Эдварда в ту пору. Особенно поразила его Милли Таулов, невестка Фрица. В скором времени после знакомства у Мунка с Милли завязался роман. Эти отношения приносили немало страданий живописцу. Эдвард страдал от того, что не может быть всегда рядом с возлюбленной, понимал, что она в долгу перед мужем. В творческом наследии Мунка нет ни одного портрета Милли Таулов, однако исследователи считают, что женщина изображена на картинах «Голос» и «Лунный свет».

Эдвард Мунк «Голос», 1896 годМестонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Голос», 1896 год
Местонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия

В провинции

Некоторое время Эдвард Мунк старался писать в традиционной манере. Одной из самых известных работ того периода стала «Весна». Здесь он не просто показывает одно из времён года, но делится впечатлениями со зрителем. Мунк глубоко переживал из-за недуга сестры и собственной болезни. Картина наполнена этими внутренними страданиями и душевной болью. Кроме того, здесь мы видим немало тревоги, что также свойственно многим картинам живописца.

Летом 1889 года Эдвард отправился на загородную дачу, принадлежавшую его семье. Проведя несколько месяцев в Осгорстранне, он был очарован чудесными видами провинции. Эта местность настолько впечатлила Мунка, что спустя несколько лет он решит приобрести дом именно здесь. Затем, снова получив стипендию, Мунк вновь отправился в Париж. На сей раз поездка оказалась куда более плодотворной, чем прежде.

Эдвард Мунк «Весна», 1889 годМестонахождение: Национальная галерея, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Весна», 1889 год
Местонахождение: Национальная галерея, Осло, Норвегия

«Таити – внутри него»

Во время изучения работ французских мастеров особенное внимание Эдвард уделял произведениям трёх живописцев. Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Анри де Тулуз-Лотрек особенно сильно впечатлили его. Все эти живописцы использовали цвет для передачи эмоций. Это же стал делать и Мунк.

Но если тому же Гогену требовалось отправляться на заморские земли, чтобы показать удивительный колорит дальних стран, то в случае с Мунком всё было куда проще. Внутри него был целый мир, многогранный, разномастный и противоречивый – его он и писал. Как очень точно высказался один из берлинских друзей Эдварда:

«Ему не нужно ехать на Таити, чтобы увидеть и прочувствовать примитивность человеческой природы. Он несет в себе свой собственный Таити».

В Париже Мунк посетил несколько занятий Леона Бонна. Известный живописец по достоинству оценил стиль своего коллеги, однако отметил, что Эдвард крайне вольно обращается с цветом. Несмотря на то, что общего языка Мунк и Бонна так и не нашли, советы Бонна пригодились художнику в его дальнейшем творчестве. Мунк начал экспериментировать со стилями, менять цветовые принципы подачи изображения, использовать импрессионистические или пуантилистические приёмы.

Леон Бонна «Автопортрет», 1885 годМестонахождение: Музей д`Орсе, Париж, Франция
Леон Бонна «Автопортрет», 1885 год
Местонахождение: Музей д`Орсе, Париж, Франция

Новая трагедия

Казалось, творческий взлёт Эдварда Мунка только начинается. Парижские критики всё теплее отзывались о нём, но закрепить свой успех во Франции живописец не смог. В декабре 1889 года ему пришло известие о смерти отца. На похороны родителя Эдвард не успевал, и это сильно угнетало его. Возвращаясь домой, он понимал, что остался без средств к существованию, но теперь заботы о родных лягут на его плечи.

Мунк взял крупный заем у состоятельного норвежского коллекционера, однако понимал, что едва ли сможет вернуть взятые в долг деньги. Всё чаще его посещали мысли о самоубийстве. В своём дневнике он написал однажды:

«Я живу с мёртвыми – моей матерью, моей сестрой, моим дедушкой, моим отцом… Убей себя, и тогда все кончено. Зачем жить?».
Эдвард Мунк «Отчаяние», 1892 годМестонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Отчаяние», 1892 год
Местонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия

Важное знакомство

Но, несмотря на потрясения, Мунк продолжал писать картины. Они помогали ему выразить свои чувства, поделиться ими со зрителем, а также несколько облегчить страдания из-за болезни (он мучился заболеванием лёгких) и муки из-за потери родных людей.

Вскоре состоялась персональная выставка Мунка в Христиании. Норвежские критики достаточно положительно отзывались о его произведениях, причём особенное впечатление на ценителей искусства произвела картина «Меланхолия». Когда это произведение увидел консервативный художник-пейзажист Адельстен Норман, он тут же предложил Эдварду организовать выставку в Берлине. У Нормана там были серьёзные связи, а потому вскоре берлинская публика увидела крайне неоднозначные картины норвежского мастера. Именно эта выставка стала своего рода «бомбой», взорвавшей мир искусства.

Эдвард Мунк «Меланхолия», 1892 годМестонахождение: Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Меланхолия», 1892 год
Местонахождение: Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия

Страсти по Мунку

Берлинская выставка, на которой были представлены работы Мунка, прошла с большим ажиотажем. Увенчалась она поистине грандиозным скандалом, который спровоцировал раскол среди живописцев. Молодые художники, сторонники авангарда и новых идей, выступали в поддержку Мунка. Консерваторы же заявляли, что выставку необходимо закрыть – «из уважения к искусству и честному труду». В качестве ответа им молодые живописцы организовали объединение, названное «Берлинским сецессионом».

Что забавно, сам Мунк, в общем-то, находился в стороне от кипящих страстей. Он уже привык к жёсткой критике в свой адрес, а потому к происходящему относился даже с некоторой долей иронии:

«Никогда еще я так весело не проводил время – невероятно, что что-то столь невинное, как живопись, могло вызвать такой переполох».

Кроме того, в Берлине он обзавёлся множеством полезных знакомств, полностью погрузившись в жизнь творческой элиты. Но главное – в жизни Эдварда Мунка появилась новая любовь. В Берлине он познакомился с писателем Станиславом Пшибышевским, а тот представил живописцу свою невесту Дагни Юль. Талантливая пианистка и муза многих художников, она очаровала Мунка. Эта женщина изображена на его картине «Мадонна».

Эдвард Мунк «Мадонна», 1894 годМестонахождение: Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Мадонна», 1894 год
Местонахождение: Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия

Масштабная работа

Несмотря на скандал, связанный с его именем, живописец уже вынашивал несколько идей, которые хотел в ближайшее время отразить в своём искусстве. Вернувшись на родину, он тут же приступил к масштабной работе «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

Над произведениями, вошедшими в этот цикл, художник трудился на протяжении всех 1890-х годов. Первым «Фризом» стало «Рождение любви», Эти работы живописец считал одними из лучших своих творений. На своих картинах Мунк затрагивал вечные темы о жизни, рождении, смерти, любви. Разумеется, всё это делалось в специфической манере.

Именно благодаря своему «Фризу», куда вошло 22 полотна, Мунк приобрёл признание у критиков. Теперь о его творчестве перестали говорить с насмешкой, его работы не считали рисунками безумца. Напротив, в новом варианте живопись Мунка казалась философской и наполненной очень глубоким смыслом. Сам Мунк о своих произведениях из «Фриза» говорил, что стремился достичь «симфонического эффекта», когда «созвучие» картин звучит гармонично и ярко.

Картина из фриза «Рождение любви»Эдвард Мунк «Танец на берегу», 1900 год Местонахождение: Национальная галерея, Прага, Чехия
Картина из фриза «Рождение любви»
Эдвард Мунк «Танец на берегу», 1900 год
Местонахождение: Национальная галерея, Прага, Чехия

Знаменитый «Крик»

Однако самой известной работой Мунка стали вовсе не произведения из его «Фриза». Полотно «Крик», которое сегодня считается одной из самых неоднозначных и впечатляющих картин, имело несколько версий. Первый вариант картины назывался «Отчаяние», причём на нём был изображён человек в шляпе.

Как рассказывал сам автор, идея создания столь странной картины возникла у него во время прогулки. Идя с друзьями по тропинке, он вдруг увидел, что всё вокруг окрасилось в багряные цвета заката. В этот момент залитая красным цветом природа словно бы издавала крик, который живописец явно слышал. Весь мир кричал внутри него. Как говорил Мунк, картина «Крик» стала отражением его собственных страданий:

«В течение нескольких лет я был почти безумен… Вы знаете мою картину «Крик»? Я был напряжен до предела – природа кричала в моей крови… После этого я потерял надежду когда-либо снова полюбить».
Эдвард Мунк «Крик», 1893 год Местонахождение: Национальная галерея, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Крик», 1893 год
Местонахождение: Национальная галерея, Осло, Норвегия

Страсти и печальный финал

А жизнь Мунка в ту пору действительно напоминала некую безумную карусель, которую нельзя было остановить. Его последней любовью стала молодая богатая дама Тулла Ларсен. Поначалу их отношения были безоблачными, но со временем Эдвард стал охладевать к своей любовнице. Пытаясь манипулировать им, она инсценировала самоубийство.

Когда к живописцу приехал его приятель и сообщил, что Тулла наложила на себя руки, Эдвард бросил всё и помчался в дом своей избранницы. Но «умершая» внезапно вскочила с постели и начала размахивать пистолетом, заявляя, что сейчас покончит с собой. Мунк пытался остановить даму, но она нажала на курок и в итоге прострелила ему руку. После этого пара рассталась.

Эдвард Мунк «Тулла Ларсен», между 1898 и 1899 годамиМестонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия
Эдвард Мунк «Тулла Ларсен», между 1898 и 1899 годами
Местонахождение: Музей Мунка, Осло, Норвегия

Измученный депрессиями и разочарованиями, страдающий от хронических болезней Эдвард Мунк в последние годы старался заглушить душевную боль алкоголем. Конечно, ни к чему хорошему это привести не могло. У него развилась мания преследования, он ослеп на правый глаз, страдал бессонницей и нервными расстройствами, однако продолжал писать. Во время Второй мировой войны Мунк жил в постоянном страхе, что немецкие нацисты заберут его картины. В 1944 году он тихо умер на своей вилле. Сердце художник не выдержало постоянных мучений и стрессов, которые он переживал каждое мгновение своей жизни.

На обложке: Фрагмент картины Эдвард Мунка «Автопортрет с папиросой», 1895 год. Местонахождение: Национальный музей искусств, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий