«Лунная ночь на Днепре» – картина, из-за которой Куинджи обвиняли в сделке с дьяволом

Искусство

«Лунная ночь на Днепре» – одна из самых известных работ русского живописца Архипа Куинджи. Он написал её в 1880 году и представил на первой в России моновыставке. Полотно произвело ошеломляющее впечатление на публику. Те, кому довелось увидеть «Лунную ночь на Днепре» собственными глазами, заявляли, что картина наполнена таинственным сиянием, а художник использовал какие-то «неземные» краски.

Некоторые даже заявляли, что Куинджи вступил в сделку с дьяволом – представить, что обыкновенный человек способен написать такую картину, могли далеко не все. Работа мастера действительно поражала своим реализмом. Одним из почитателей творчества Куинджи стал великий князь Константин Константинович, который приобрёл картину и всюду возил её с собой. Но увы, именно эта привычка привела к печальным последствиям. Как же была написана «Лунная ночь на Днепре»? И что произошло с картиной?

Уникальный художник

Архип Куинджи был поистине гениальным живописцем. Его коллега Илья Репин вспоминал, что однажды Куинджи и другие художники участвовали в занимательных опытах Петрушевского и Менделеева. Знаменитые физик и химик выявляли, насколько много оттенков способен различать человеческий глаз. Как признавался Репин, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Кроме того, живописец достаточно долго работал в лаборатории Менделеева с пигментами, стараясь выявить наиболее эффектные сочетания и экспериментируя со смешиванием различных оттенков.

Ещё до появления «Лунной ночи на Днепре» Архип Иванович заметил, что многие краски на холсте, высыхая, становятся матовыми. И если для некоторых работ это было идеально, то в отдельных случаях требовалось сохранить мерцание. Чтобы осуществить замысел, Куинджи подмешивал в краску бронзовую и алюминиевую пудру, которая придавала пигментам сияние.

Как признавались некоторые ценители искусства, увидевшие «Лунную ночь на Днепре», сначала им вовсе казалось, что картина подсвечена лампой. Присмотревшись, они были шокированы – сияние излучали сами краски. По сути, никакого волшебства в этом не было – Куинджи просто очень любил свою работу и старался создать по-настоящему неповторимый шедевр. Кроме того, эффект мерцания был усилен тёмными штрихами на поблёскивающей глади реки.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет Архипа Ивановича Куинджи», 1869 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет Архипа Ивановича Куинджи», 1869 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Создание шедевра

Ещё в 1870 году, за десять лет до написания знаменитой картины, Архип Иванович побывал в южнорусских землях. В ходе своего путешествия он посетил окрестности Мариуполя, где, как предполагают, и увидел вдохновивший его пейзаж.

Вернувшись в мастерскую, он по памяти писал картину – художник в точности запомнил малейшие детали и особенности местности. Вскоре слух о необыкновенной картине Куинджи разошёлся по всему Петербургу. Живописец каждое воскресенье открывал свою мастерскую на два часа, чтобы все желающие могли взглянуть на полотно. Надо сказать, что таких было немало.

Среди посетителей мастерской Куинджи были не только коллеги, но и представители императорского семейства. Как я уже сказала, «Лунная ночь на Днепре» покорила великого князя Константина Константиновича Романова, который договорился с живописцем о покупке ещё до завершения работы над картиной. За свою работу Куинджи получил пять тысяч рублей – сумму, по тем временам действительно огромную, равную 200 средним месячным жалованьям.

Архип Иванович Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Архип Иванович Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Особенности картины

«Лунная ночь на Днепре» была яркой демонстрацией того, что современники назвали «эффектом Куинджи». Исследования в области цвета проводил физик Петрушевский, однако он не помогал мастеру в разработке особой техники.

Во время одной из лекций Петрушевский отметил, что картины, подобные «Лунной ночи на Днепре», выгоднее смотрятся при искусственном освещении, поскольку в этом случае особенно ярко выделяются белые тона. На первый взгляд казалось, что техника Куинджи невероятно проста, но именно в этой обманчивой простоте и крылось гениальное мастерство художника. Коллега мастера Павел Чистяков писал:

“Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут”.
Эффект Куинджи, передающий потрясающее мерцание, производил огромное впечатление на зрителей
Эффект Куинджи, передающий потрясающее мерцание, производил огромное впечатление на зрителей

Печальная участь полотна

Однако «Лунную ночь на Днепре» ожидала печальная участь. После моновыставки, где картина была показана публике, её  владелец, великий князь Константин Константинович забрал полотно с собой. Ему настолько нравилась картина, что он не хотел расставаться с ней даже во время путешествий по морю. Писатель Иван Тургенев уговаривал князя оставить творение на выставке в Париже, заявляя, что морской воздух может повредить произведению искусства. Но Константин хотел в любой момент иметь возможность видеть картину.

На борту фрегата «Герцог Эдинбургский» полотно пробыло два года – всё это время продолжалось путешествие великого князя. В 1882 году он привёз «Лунную ночь на Днепре» на реставрацию. Куинджи был потрясён состоянием полотна. Краски потускнели, местами виднелись следы морской соли и царапины. Он сумел восстановить произведение, но, как признавал сам, вернуть к первоначальному облику картину было невозможно.

Великий князь Константин Константинович Романов договорился о покупке картины ещ до завершения работы над ней
Великий князь Константин Константинович Романов договорился о покупке картины ещ до завершения работы над ней

Несмотря ни на что «Лунная ночь на Днепре», которую сегодня можно увидеть в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, продолжает поражать воображение зрителя. Картина эта и вправду наполнена неким потрясающим внутренним сиянием. Живописцы считают, что весь секрет в красках, но, как мне кажется, Куинджи использовал и ещё один «ингредиент». Он искренне любил своё творчество и в каждом произведении оставлял частичку своего сердца. «Лунная ночь на Днепре» пронизана любовью к природе и в полной мере передаёт очарование, которое испытал и столь ярко сумел передать мастер.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий