Лучший внутри России и извне – почему Иосиф Бродский считал Высоцкого большим поэтом?

Искусство

Владимир Высоцкий встречался с Иосифом Бродских всего несколько раз, сначала в Нью-Йорке, а затем в Париже. Бродский в то время считался диссидентом, поэтому любые контакты с ним для советского гражданина были как минимум нежелательны.

Но Высоцкого это не останавливало. Он попросил друга познакомить его с Бродским и с удовольствием пел ему песни собственного сочинения, а тот в свою очередь признал в Высоцком «своего» и назвал его лучшим русским поэтом.

Встреча двух поэтов

Есть только одна фотография Бродского и Высоцкого вместе, опубликованная в журнале «Аврора» в 1990 г. Сделал снимок друг Высоцкого фотограф Л. Лубяницкий в 1977 г. На снимке два поэта оживленно беседуют. По словам Лубяницкого, именно так и проходила встреча. Высоцкий и Бродский были чрезвычайно расположены друг к другу. А когда разговор заканчивался, то Высоцкий пел, а Бродский замечательно его слушал: он то хохотал, то пускал слезу, то иронично улыбался. Лубяницкий вспоминал:

«Бродский очень ценил Высоцкого. Он считал, что Володя – удивительно талантливый поэт».

Эти же слова в своих воспоминаниях подтверждает и Марина Влади. Она писала:

«Перед уходом он (Бродский) оставляет тебе посвящение на странице сборника стихов. Мы так взволнованы, что едва можем вымолвить слово. Впервые в жизни случилось такое, что настоящий большой поэт признал тебя за равного».
Владимир Семёнович Высоцкий - советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, лауреат Государственной премии СССР
Владимир Семёнович Высоцкий – советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, лауреат Государственной премии СССР

Что же написал Иосиф Александрович? Одна строчка, несколько слов, но для Высоцкого, поэта, признанного народом, это была высшая оценка. Бродский подарил Высоцкому сборник своих стихов и на последней странице написал: «Лучшему поэту России, как внутри нее, так и извне».

Этот сборник стихов до конца жизни Высоцкого стоял на почетном месте в его небольшой библиотеке. Он показывал автограф Бродского многим друзьям, и сам в одиночестве не раз перечитывал стихи и короткое посвящение, которое возводило его в сан поэта.

Иосиф Александрович Бродский - поэт, эссеист, драматург и переводчик
Иосиф Александрович Бродский – поэт, эссеист, драматург и переводчик

Стихотворец талантливый, необычный…

Еще одна любопытная встреча двух поэтов произошла в Париже. Высоцкий приехал в Европу с «Гамлетом» и телеграммой вызвал Бродского из Лондона на спектакль. Бродский прилетел, высидел первый акт и… «свалил». Он вспоминал:

«Свалил с первого действия. Смотреть это невыносимо».

Бродский не видел в Высоцком актера. Он считал, что «Володя заигрывался», и было в его спектаклях «больше не театра, а телевидения». Для Бродского Владимир Высоцкий был прежде всего поэтом. Иосиф Александрович мало интересовался бардовской музыкой (как и телевидением), считая это поп-культурой и относился к поэтам-песенникам с предубеждением и отстранением. Но так было до знакомства с Высоцким. Собственно, мнения своего относительно авторской музыки он не поменял. Он просто выделял Высоцкого в «этой профессии».

«Начав слушать его, я понял, что это – поэт», – вспоминал Бродский.
Бродский не сумел оценить потрясающего Гамлета в исполнении Высоцкого, из всех талантов Владимира Семёновича зациклившись лишь на поэтическом даре
Бродский не сумел оценить потрясающего Гамлета в исполнении Высоцкого, из всех талантов Владимира Семёновича зациклившись лишь на поэтическом даре

Однако слушал Бродский именно текст, гитару он считал совершенно лишней. Хотя в некотором роде его устраивало, что свои стихи Высоцкий исполняет под музыку.

«Гитара ему была не нужна, он использовал ее для публики и скрывал за ней титанический труд, затраченный на написание стихов. Но из тех, кто взял в руки гитару, он – самый талантливый. Стихи Высоцкого как текст были совершенно замечательны, без переложения на музыку. Именно его рифмы, язык… Он пользовался совершенно феноменальными рифмами», – говорил Бродский.

Он ставил Высоцкого не только выше самых успешных шансонье (Вертинского, например), но и талантливых поэтов, «всяких Кирсановых и Маяковских», а также молодых «официальных», как называла их Марина Влади, Вознесенского и Евтушенко. Бродский считал, что потеря Высоцкого равносильна потере языка.

Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, Нью-Йорк, август 1977 года / © Леонид Лубяницкий
Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий, Нью-Йорк, август 1977 года / © Леонид Лубяницкий

Я считаю, Бродский был абсолютно прав. Высоцкий не был бардом или шансонье, он был прежде всего поэтом. Он не писал песни, он писал стихи. Чувствовал это и рядовой слушатель. Думаю, на подсознательном уровне мы восхищаемся не столько музыкой и исполнением Высоцкого, сколько лингвистической стороной и языковой фактурой его стихов.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий