«Лев зимой» – в чем разница между пьесой и ее экранизациями?

Искусство

Пьеса Джеймса Голдмена «Лев зимой» повествует о семействе английского короля Ричарда II и борьбе за власть его сыновей. В 1968 г., через два года после выхода, пьеса была экранизована. А в 2003 вышла еще одна экранизация. Хотя фильмы практически полностью повторяют сюжет Голдмена, конечно, есть и некоторые различия.

Шекспировский дух

«Лев зимой», по-моему, является лучшим произведением Джеймса Голдмена. В пьесе отлично передана атмосфера средневековой Англии и монархического двора с его вечными заговорами и интригами. А диалоги – отдельный шедевр. Этакий шекспировский стиль.

И неважно, что пьеса с трудом может претендовать на историчность. На исторической канве Голдмен вышил свой сюжет. Прямо как еще один гений литературы Александр Дюма с его известным высказыванием про историю-гвоздь, на которую он «вешает свою картину».

Режиссер первой экранизации Энтони Харви старался внести минимум изменений в сюжет. Тем более, что сценаристом фильма стал сам Джеймс Голдмен. Однако пьеса – это диалоги и монологи. В художественном фильме, естественно, должны быть не только слова, но и действия. Чтобы добавить динамики, некоторые реплики убрали.

Правда, быстрее действо от этого, на мой взгляд, почти не стало и все так же повторяло неспешный ритм театрального спектакля. Зато диалоги – огонь. Как заметил один из критиков:

«Слова в фильме разят как кинжалы, а юмор персонажей постоянно превращается в убийственный черный сарказм».
Кадр из фильма «Лев зимой», 1968 год
Кадр из фильма «Лев зимой», 1968 год

Снова вспоминаются колкие реплики шекспировских героев. Обе экранизации могут похвастаться превосходным актерским составом. И, как мне кажется, именно актеры во многом вытягивают эту театральную историю. Они сногсшибательно хорошо сыграли стремление к власти, ненависть, любовь, одержимость местью и все оттенки чувств своих героев. И это если еще учесть, что персонажи переходят от любви к ненависти буквально за несколько секунд.

Предыстория сюжета

Театральная пьеса отличается от фильма тем, что не имеет предыстории. То есть зрителям показывают лишь срез некой истории, не раскрывая, что было до нее и что случится после. Фильм 1968 г. в стремлении почти ничего не изменить в литературном первоисточнике тоже весьма театрален.

Андрей Кончаловский, режиссер экранизация 2003 г., постарался выйти за рамки театральности и внести в сценарий небольшое индивидуальное дополнение. Чтобы достоверно раскрыть сюжет голдменовской пьесы, он эпизодически дает краткий очерк реальных исторических событий. Даже сам фильм начинается с исторической справки.

Кадр из фильма «Лев зимой», 2003 год
Кадр из фильма «Лев зимой», 2003 год

«Львица зимой»

Благодаря мощной игре актрис, исполняющих роль Алиеноры Аквитанской, эта героиня в фильмах (да, в обоих сразу) выходит на первый план. Картины можно было бы переименовать в «Львицу зимой», ведь сюжет вращается практически вокруг героини.

Генрих II, чувствуя свой конец, беспокоится за судьбу королевства. У него есть наследники, но никто из них не достоин трона. Алиенора является не только королевой, но еще и матерью. Поэтому в ней борются два чувства. Кроме того, она хочет, чтобы унаследовал трон непременно ее сын, а не отпрыск от молодой соперницы. А еще есть король, отношения с которым балансируют на грани любви-ненависти.

Оба фильма являются достойными экранизациями. Они практически полностью повторяют пьесу. Однако фильм 1968 г. я бы назвала постановкой в стиле классической древнегреческой трагедии, хотя средневековая атмосфера там передана отлично. Картина 2003 г. больше походит на психологическую драму.

Гленн Клоуз в роли Алиеноры Аквитанской в фильме «Лев зимой», 2003 год
Гленн Клоуз в роли Алиеноры Аквитанской в фильме «Лев зимой», 2003 год

Я бы не стала относиться к фильмам, как, впрочем, и к пьесе, серьезно с исторической точки зрения. Голдмен и не скрывал, что сюжет абсолютно выдуманный. Если Кончаловский еще постарался добавить немного историчности, то в картине Энтони Харви нет и этого. Зато есть удивительная история, которая до сих пор вызывает восхищение зрителей.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий