«Лебединое озеро» по праву можно назвать балетом, который превосходно знают не только завсегдатаи театра. Эта постановка действительно принадлежит к немногим произведениям, которые получили огромную популярность – как в театральной среде, так и в массовой культуре. Спустя полтора века после своего создания этот балет приводит в восторг зрителей. Времена меняются, но «Лебединое озеро» любят по-прежнему.
Создателем бессмертной музыки стал русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Современники считали, что идея написать балет на сюжет волшебной истории с девушкой-лебедем ему пришла неспроста – Чайковский побывал в действительно «волшебных» местах, которые вдохновили его. Как же простое путешествие композитора стало основой для его шедевра? В чём заключается уникальность партитуры «Лебединого озера»? И почему на премьере балета никто не пребывал в восторге от творения Чайковского?
Рождение сказки
Как считают биографы, вдохновением для Петра Ильича послужила его поездка в Баварию. Именно там русский композитор увидел знаменитый замок Нойшванштайн («Лебединый замок»). Это поистине удивительное архитектурное сооружение было построено королём Людвигом Вторым, полубезумным мечтателем, который стремился создать сказку на земле.
Надо признать, что и современного искушённого человека замок этот заставляет вспомнить волшебные сказки и некие сказочные моменты, которые появлялись в детстве в нашем воображении. Чайковский был впечатлён красотой «Лебединого замка», причём настолько, что решил создать произведение, где тоже фигурировали бы и лебеди, и волшебство.
Кроме того, в ту пору Чайковский получил заказ от Московской дирекции Императорских театров – ему выпала возможность совместить «приятное с полезным». Как писал сам композитор:
«(Я взялся за это) отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что… давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».
Впрочем, есть и иные предположения относительно того, что могло вдохновить Чайковского на создание его знаменитого балета. Так, например, швейцарцы уверены, что источником вдохновения для мастера служил их Шильонский замок. В России многие уверены, что композитор был впечатлён видом лебедей, плававших на озёрах его родины. Словом, версий очень много, и многие места претендуют на то, чтобы быть «точкой» вдохновения Чайковского.
Уникальная структура
История балета прежде не знала столь революционного подхода, как у Чайковского в его «Лебедином озере». Партитура произведения была поистине уникальна.
По сути, изначально автор преследовал очевидную цель – написать музыку, которая подошла бы для балета, то есть удобную для танцевального воплощения. Однако к простоватым мелодиям Пётр Ильич добавил интересные лирические дополнения и романтические вставки, которые сделали звучание ярче и богаче. Кстати, в хореографическом плане эти детали также были использованы, превратив балет в настоящий шедевр. Но не стоит думать, что уже на премьере зрители кричали: «Браво!» и были в восторге от увиденного. Напротив, всё происходило совершенно иначе.
Посредственно и скучно
4 марта 1877 года в Москве состоялась премьера «Лебединого озера». Хореография балетмейстера Рейзингера, мягко говоря, не впечатлила публику. Никто не спешил аплодировать и восхищаться балетом. Наоборот, многие театралы и ценители балетного жанра отметили, что эта постановка была крайне скучна и под неё можно было разве что задремать. Даже великолепная музыка Чайковского не спасла ситуацию.
Впрочем, есть и иное мнение. Некоторые считали, что зрителям не понравилась именно музыка. Дескать, композитор опередил время, и зрители попросту не смогли по достоинству оценить его творение. Такое бывало нередко, и эта неприятность могла произойти с Чайковским.
Как бы то ни было, но о «Лебедином озере» на некоторое время позабыли, посчитав его посредственным балетом, который едва ли заслуживает большого внимания. Однако новую жизнь в него вдохнули через годы. Балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов пересмотрели хореографию балета, многое заменив и добавив собственное видение этой истории. Их работа была представлена публике в 1895 году, и тогда зрители куда благосклоннее отнеслись к произведению.
Русский символ
Балет «Лебединое озеро» прошёл непростой и достаточно долгий путь, прежде чем стать известным на всю Россию и за её пределами. Уже в советские времена эта постановка была своего рода «визитной карточкой» страны. Во время приезда высоких иностранных гостей им непременно предлагали посетить Большой театр, чтобы увидеть там «Лебединое озеро». Легендарный балет стал своего рода символом русского искусства, вершиной композиторского мастерства и, конечно, отечественной хореографии.
Кстати, с «Лебединым озером» в постсоветское время были связаны не самые лучшие воспоминания. Так, например, во время Августовского путча 1991 года знаменитый балет Чайковского показывали несколько дней по всем каналам. На сценическую жизнь постановки это никак не повлияло, однако породило немало анекдотов:
«Вся эта история с «рокировками в тандеме» показывает, что власть в России меняется не на выборах, а только тогда, когда по ТВ покажут «Лебединое озеро».
Сегодня «Лебединое озеро» – один из самых известных и узнаваемых балетов. О нём знают в самых разных уголках мира. Его волшебная история, так похожая на сказку, не оставляет равнодушными зрителей, а хореография считается одной из самых сложных в мировом танцевальном искусстве. Но главное – «Лебединое озеро» даёт возможность зрителю отдохнуть от повседневных хлопот и погрузиться в мир волшебства и бесконечно прекрасной музыки.
На обложке: Балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» на сцене Донецкого театра оперы и балета имени А.Б.Соловьяненко / donbassopera.ru