«Купание красного коня» – картина-знамя Петрова-Водкина

Искусство

«Купание красного коня» – картина, что принесла известность своему автору, Кузьме Петрову-Водкину. Написанная в 1912 году, она сразу же приобрела успех на выставке, где была размещена поверх прочих произведений искусства. Исследователи считают её одним из самых неоднозначных творений русских живописцев.

С момента своего появления «Купание красного коня» вызывало разные эмоции. Кто-то из ценителей посчитал это вызовом и символом, кто-то – лишь мишенью для критики. Давайте же попробуем разобраться или хотя бы предположить, что же Петров-Водкин хотел выразить в своём загадочном творении. И какова история картины?

История создания

Кузьма Петров-Водкин – один из самых ярких и неординарных живописцев России. Этот человек успешно развивал самые разные грани своего таланта, став писателем, драматургом, педагогом. Но, в первую очередь, он был художником. В 1912 году, когда и была создана его знаменитая картина, окутанная тайнами и домыслами, Петров-Водкин находился в Хвалынске, на юге России.

Как предполагают искусствоведы, «Купание красного коня» могло быть написано в селе Гусевка. Там он сделал несколько набросков для будущего полотна. Известно, что художник изначально создал эскиз картины, но он, увы, не сохранился до нашего времени, оставшись лишь на фотографиях.

Я хочу заметить, что первоначальная версия и окончательный вариант «Купания красного коня» значительно различались между собой. На фотоснимке первого эскиза видно, что на полотне изображены несколько подростков, ведущих коней к реке. Подобное произведение тяготело к бытовой теме, отражая жизнь молодого поколения села.

Вероятно, самому Петрову-Водкину подобный сюжет показался излишне простым. Он преобразовал своё творение, убрав ненужные детали и лишних персонажей, превратив «Купание красного коня» в полотно, наполненное символами и скрытыми намёками.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Автопортрет», 1929 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Автопортрет», 1929 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Образы и сюжет картины

Основной образ картины, тот самый красный конь, был написан с настоящего жеребца по имени Мальчик. А вот юноша, восседающий на нём, стал изображением ученика живописца, будущего художника Сергея Калмыкова. Он признавался без излишней скромности:

“К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня”.

Нельзя исключать, что именно Сергей Калмыков, а точнее, его работа, могла вдохновить Петрова-Водкина на создание своего знаменитого полотна. В 1910 году Сергей стал учеником мастера, а через год сам написал картину, где изобразил красных коней. Я думаю, эта тема, популярная в русской живописи, стала источником вдохновения для Петрова-Водкина, что обыграл её очень нестандартно и символично.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина «Купание красного коня» при ближайшем рассмотрении кажется и вправду крайне необычной. Практически весь передний план занимает огромный конь. Вода и окружающий животное пейзаж художник написал в холодных тонах, и от этого красный цвет коня кажется особенно ярким.

Когда смотришь на это полотно, создаётся впечатление, будто этот могучий зверь находится вовсе не на картине, а рядом с вами – настолько реалистичным и объёмным становится его образ. На коне восседает юный всадник. Фигура его очень напоминает традиционные для русской живописи силуэты героев, одерживающих победу над злом, например, того же Георгия Победоносца.

Несмотря на кажущуюся хрупкость, юноша укротил могучего коня, который послушно повинуется воле всадника. Кроме того, красный цвет в иконописи трактуется как символ величия жизни, а само животное может ассоциироваться с глубинными силами земли.

Юноша изображён в монументальной мощи, заключенной в хрупкое изящное тело
Юноша изображён в монументальной мощи, заключенной в хрупкое изящное тело

«Купание красного коня» – символ будущего

Очень часто «Купание красного коня» рассматривают как картину-гимн революционным событиям, но, хочу напомнить, написана она была в 1912 году, когда в народе назревало недовольство, но до революции было ещё далеко.

На мой взгляд, Петров-Водкин и сам не представлял, насколько ярким, символическим и даже в некоторой степени «пророческим» получится его творение. Полотно кажется неким предчувствием событий, что развернутся всего лишь через пять лет после его написания.

В «Купании красного коня» живописец использует несколько нетипичную технику. Чаще всего к подобным приёмам сферической подачи прибегали в иконописи. Рассматривая предметы сбоку и сверху одновременно, Петров-Водкин закругляет линию горизонта, что даёт возможность ощутить изображение как некую часть окружающего пространства, нечто вселенское и всеохватывающее.

Всадник на красном коне - художник Сергей Иванович Калмыков. «Автопортрет», 1949 год Местонахождение: Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан
Всадник на красном коне – художник Сергей Иванович Калмыков. «Автопортрет», 1949 год
Местонахождение: Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

Впервые публика увидела картину на выставке «Мир искусства» в 1912 году. Народ с воодушевлением принял это творение, увидев в нём символ грядущих перемен в обществе. Через несколько дней после начала выставки «Купание красного коня» было размещено над дверью зала, чтобы все желающие могли увидеть работу художника. Критик Всеволод Дмитриев сравнил её с “высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться”.

Через несколько лет картина Петрова-Водкина выставлялась на «Балтийской выставке» в Швеции. В этой стране ей суждено было находиться до 1950 года, когда полотно смогло вернуться на родину. Сегодня же увидеть его можно в Государственной Третьяковской галерее.

Картина, возможно, вдохновившая Петрова-Водкина на создание шедевра Сергей Иванович Калмыков «Красные кони», 1911 год Местонахождение: Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан
Картина, возможно, вдохновившая Петрова-Водкина на создание шедевра
Сергей Иванович Калмыков «Красные кони», 1911 год
Местонахождение: Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы, Казахстан

В своё время картина «Купание красного коня» вызвала море критики, но ещё больше восторженных отзывов – как искусствоведов и критиков, так и простых людей. Это полотно Петрова-Водкина идеально вписалось в эпоху, когда было создано. Искренние, точные символы стали отражением настроений, что уже тогда витали в народных массах. Это действительно было «знамя», что отождествляло грядущие перемены.

На обложке: Картина «Купание красного коня» на выставке работ Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина в Русском музее, 2018 год / РИА Новости

МУСАГЕТ
Добавить комментарий