Кто позировал Нестерову для картины «Видение отроку Варфоломею»?

Искусство

«Видение отроку Варфоломею» не зря является, наверное, самой значительной и известной картиной Михаила Васильевича Нестерова.

Художник готовил работу несколько лет, сделал множество эскизов (есть даже варианты картины с разных ракурсов), зарисовал самые разные места. Однако окончательный образ картины у него сложился в усадьбе Абрамцево.

Первые зарисовки

«Видение отроку Варфоломею» – не единственная картина Нестерова, посвященная жизни преподобного Сергия Радонежского. Однако художник хотел написать такую работу, которая бы привлекла внимание Павла Третьякова. Так завещал художнику его отец.

Преподобного Сергия Радонежского особенно почитали в семье Нестеровых. Поэтому первую свою картину о жизни этого святого художник хотел непременно посвятить его детству. Нестеров выбрал тот момент из жизнеописания святого, когда он, будучи отроком, просил старца: «Отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Старец же дал Варфоломею кусочек просфоры.

Михаил Васильевич Нестеров «Автопортрет», 1915 год Местонахождение: Государственный Русский музей,Санкт-Петербург, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «Автопортрет», 1915 год
Местонахождение: Государственный Русский музей,Санкт-Петербург, Россия

Художник продумывал несколько вариантов композиции, делал наброски в Италии, в Уфе, в окрестностях Троице-Сергеевой лавры. Но позже увидел пейзаж своей картины в ландшафтах имения Абрамцево, а героев – в жителях окрестных деревень.

Нестеров был членом местного абрамцевского кружка, располагавшегося в имении мецената Саввы Мамонтова. Однажды, выйдя на террасу, он обратил внимание на огромный дуб. Художник записал в своем дневнике:

«Нашел подходящий дуб для первого плана. Я смотрел на него, любовался, проникся каким-то чувством подлинной историчности».
Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», между 1889 и 1890 годами Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», между 1889 и 1890 годами
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Поиски натурщика

Однако главной проблемой художника являлось то, что он не мог найти подходящего натурщика для образа молодого Сергия Радонежского. Нестеров пересмотрел всех мальчишек в Абрамцево и окрестных деревнях, но не были никого с подходящей внешностью.

Сохранились первые эскизы, для которых художнику позировал местный мальчик. Однако его образ совсем не соответствовал настроению картины. Мальчик выглядел по-простецки. А Нестерову нужен был проникновенный образ ребенка с огромными глазами. И вскоре он встретил такого ребенка. Художник так рассказывал:

«Пейзаж получился убедительным. Осталось только найти такую же убедительную голову для отрока. Я искал ее среди местных ребятишек и заодно писал фигуры мальчика и старца, березки, осинки…Но однажды, идя по деревне, я встретил девочку лет десяти. Она была стриженная, с большими широко открытыми удивленными глазами, болезненная. Я замер словно перед видением. Образ Варфоломея был найден».
Натурщицу для своей картины Нестеров нашёл среди крестьянских детей в Комякино
Натурщицу для своей картины Нестеров нашёл среди крестьянских детей в Комякино

Нестеров не запомнил имени той девочки. Лишь узнал, что она была из деревни Комякино, изба ее матери Марьи располагалась второй с краю. Девочка долго «болела грудью, а вот теперь встала и шла куда-то».

Болезненный вид ребенок имел из-за того, что болел чахоткой. Эта болезнь заостряла черты лица, придавала бледность и заставляла глаза неестественно блестеть. Но именно такого образа с горящими глазами, словно не от мира сего, и не доставало художнику.

Нестеров восхищался натурщицей. Причем для образа отрока подходило не только ее лицо, но и «худенькие с неровно сжатыми пальчиками руки», и фигура в целом. Девочку не нужно было учить позировать. Деревня Комякино располагалась недалеко от Абрамцево, поэтому художники были привычным явлением для местных жителей. Однако, что стало с этой девочкой потом, неизвестно.

Для образа отрока подходило не только лицо девочки, но и руки, и фигура в целом
Для образа отрока подходило не только лицо девочки, но и руки, и фигура в целом

Нестеров почти закончил свое полотно, когда случилось несчастье. Художник заболел гриппом и из-за слабости упал на картину. Работа была безнадежно испорчена, все пришлось начинать сначала. Но труд живописца окупился сполна. Картина «Видение отроку Варфоломею» привлекла внимание на выставке и была куплена, как того и хотел Нестеров, в коллекцию Павла Михайловича Третьякова.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий