Кто был прототипом капитана Титаренко из фильма «В бой идут одни „старики“»?

Искусство

Фильм «В бой идут одни „старики“» по праву признается одной из лучших картин о войне, хотя непосредственных военных действий там и не показано. Но Леонид Быков задумывал картину именно такой: о людях, которые «остались лежать в полях за Вислой сонной», которые ценой своей жизни позволили нам жить в прекрасных городах.

Герои фильма – обаятельные и трогательные, совсем молодые летчики. И, конечно, снимая искреннюю и правдивую историю о «поющей эскадрилье», Быков не мог допустить обман даже в мелочах. У многих героев есть реальные прототипы. А капитан Титоренко (Маэстро) был списан сразу с нескольких героев войны.

Маэстро Виталий Иванович Попков

Главным прототипом киношного Маэстро стал Виталий Иванович Попков, летчик-ас, генерал-лейтенант авиации и дважды Герой Советского Союза. Во время войны Виталий Попков был командиром звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Виталий Попков попал на войну в 1942 г. Ему было 20 лет, и он только окончил школу пилотов. Воевал на многих фронтах, но неизменно в составе своего 5-го полка. За время войны совершил 117 боевых вылетов, лично сбил 47 самолетов противника и еще 13 в группе. Попков рассказывал, что «исколесил с тяжелыми кровопролитными боями все небо Европы», а главным своим вылетом считал случай в блокадном Ленинграде. Ему нужно было вывезти из города тяжелораненых и забрать еще 30 детей из детского дома. Самолет был перегружен, но, чтобы никого не оставить, летчик решил слить часть горючего. Виталий Попков закончил войну дважды Героем, участвовал в параде на Красной площади 1945 г. А после войны продолжал службу в ВВС.

Главным прототипом Маэстро стал Виталий Иванович Попков, лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза
Главным прототипом Маэстро стал Виталий Иванович Попков, лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза

Леонид Быков познакомился с Виталием Попковым в 1969 г. на праздновании 30-летнего юбилея полка, в котором служил знаменитый летчик. Однако Быков видел героя еще в 1944 г. Юный Леня Быков выступал вместе с детским ансамблем перед летчиками. Как признавался режиссер, там он услышал рассказы о воздушных боях и очаровался небом. Известно, что Быков очень хотел поступить в летное училище, а когда не получилось, решил во что бы то ни стало снять фильм о героях неба.

Встретившись снова с Виталием Попковым, Быков практически получил сценарий своего фильма. Попков много рассказывал о себе и о военном времени. Многие эпизоды боевой жизни полка были показаны в фильме.

Кузнечик, прототипом которого также стал Виталий Попков
Кузнечик, прототипом которого также стал Виталий Попков

Например, летчика-истребителя прозвали Маэстро, а его эскадрилью «поющей» после того, как он устроил концерт в своем полку. Правда, в жизни летчики нередко пели прями в небе. Впечатлили Быкова комичные истории про «вечного дежурного» и молодого летчика, который ловил на поле кузнечиков. Это были реальные эпизоды из биографии Попкова, когда он только попал на фронт. Как и история с налетом фашистских истребителей. На аэродроме никого не было, и тогда молодой летчик принял бой и сбил вражеский самолет. Так начинающий истребитель Попков стал еще прототипом для киношного Кузнечика.

Гвардии майор Титоренко

Хотя многое в военной биографии реального и киношного Маэстро совпадало, имя своему герою Быков дал другое. Режиссера расстроило неофицерское звание аса. Когда Виталий Попков получил должность командира эскадрильи, он был в звании старшего сержанта (парадоксальная ситуация, т.к. командовать приходилось офицерами). Леонид Быков на это воскликнул: «Маэстро ни в коем случае не должен быть сержантом! Он – офицер, бывалый летчик!» Так киношный Маэстро получил фамилию Титаренко (кстати, Кузнечика в фильме Быков тоже повысил в звании до лейтенанта).

Но фамилия не была вымышленной. Так звали летчика-истребителя Дмитрия Титоренко (Быков изменил имя на Алексей и поменял одну букву в фамилии), ведомого легендарного Ивана Кожедуба. Гвардии майор Титоренко прошел всю войну, открыл счет сбитым самолетам в своем полку, за что попал в список награждаемых орденом Красного Знамени в первом сталинском указе.

Капитан Титаренко и его поющая эскадрилья Кадр из фильма «В бой идут одни «старики», 1974 год
Капитан Титаренко и его поющая эскадрилья
Кадр из фильма «В бой идут одни «старики», 1974 год

Спецгруппа Покрышкина

Во время работы над сценарием Леонид Быков много беседовал с летчиками-фронтовиками, в том числе со знаменитыми ассами Иваном Кожедубом и Александром Покрышкиным. Они тоже добавили фактов в биографию комэска Алексея Титаренко.

Так, они, например, рассказали о случае с трофейным «мессером», на котором советские летчики летали в тыл врага (случай, кстати, далеко не единственный в войну). Для таких вылетов была даже сформирована «спецгруппа Покрышкина», которая на трех «мессерах» вылетала за линию фронта. Однажды у одного самолета отказал мотор, и самолет упал прямо на передовой. Его подобрали советские солдаты и, несмотря на то, что летчик кричал по-русски, надавали ему тумаков. Отступили только тогда, когда сбитый пилот стал ругаться отборным матом.

Возвращались в свой полк тоже на чем придется. В фильме Маэстро возвращается на лошади и извиняется перед Макарычем, что не было танка. А белорусский летчик Николай Шутт, о котором Быков узнал от аса Василия Шевчука, вернулся на танке. С Николаем Шуттом на войне случилась история из фильма, когда Маэстро по рации отвечает командиру: «Все нормально, падаю». Самолет Шутта тоже сдбили, но он успел выпрыгнуть. От фашистов его, как и в фильме Маэстро, спасла наступавшая пехота.

Легендарный Александр Иванович Покрышкин - лётчик, наводивший ужас на немецких асов, первый трижды Герой Советского Союза
Легендарный Александр Иванович Покрышкин – лётчик, наводивший ужас на немецких асов, первый трижды Герой Советского Союза

Наверное, в фильме нет ни одного выдуманного эпизода, связанного с капитаном Титаренко (да и с другими героями тоже). Леонид Быков лишь немного менял реальные истории, чтобы они выглядели более «кинематографичными». Ведь ему было важно, чтобы персонажи фильма обрели характер, получились живыми и настоящими. Быков хотел рассказать зрителю, о чем думали летчики перед боем, боялись они или нет, как вели себя в небе и т.д. Поэтому он так старался придать экранным летчикам сходство с реальными истребителями и особенно главному герою картины.

На обложке: Кадр из фильма «В бой идут одни «старики», 1974 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий