Имя Матильды Кшесинской до сих пор у всех на слуху. А на рубеже XIX-XX вв. Кшесинская и вовсе была, пожалуй, самой знаменитой русской балериной.
Правда, не только благодаря своему таланту на сцене. Однако за место под солнцем ей приходилось бороться с другой талантливой балериной – Ольгой Преображенской.
Две подружки – две противоположности
Ольге Преображенской и Матильде Кшесинской суждено было встретиться в балетной школе. Собственно, на страстной любви к балету сходство между девушками заканчивается. Во всем остальном Маля и Оля были абсолютными противоположностями.
Красавица Матильда, являясь дочерью прославленного исполнителя характерных танцев Феликса Кшесинского и балерины Мариинского театра Юлии Доминской, без труда продолжила дело родителей. Кроме посещения театрального училища, с ней в частном порядке занимались лучшие педагоги.
Ольга же родилась в семье канцелярского служащего. Она не отличалась красотой и грацией, была полной и сутулой. Прошла приемные испытания в Императорское театральное училище Ольга только с третьего раза, когда педагоги наконец-то рассмотрели в ней музыкальные способности и безупречные балетные ноги. Девушка стала «казенной воспитанницей».
Современники Кшесинской и Преображенской поражались, как эти две разные девочки могли так крепко дружить. Ольга не была ровней Матильде ни по статусу, ни по внешним данным. Союз дурнушки и красавицы – можно было сказать про них. Однако почти все свободное время в училище они проводили вместе, что было необъяснимой загадкой для окружающих. Впрочем, странная дружба не выдержала даже первого испытания.

Театральное закулисье
Если в училище девушкам по большому счету делить было нечего, то с приходом в театр все изменилось. Там действовали свои законы выживания – в ход шли интриги, борьба за роли, гонорары, поклонников.
Общие знакомые балерин вспоминали, что Преображенской было трудно находиться рядом с Кшесинской. Ольга, как сейчас говорят, занимала положение «некрасивой подружки». Ольгу нельзя было назвать привлекательной, одевалась она тоже просто и скромно. Матильда же щеголяла в дорогих парижских туалетах, носила бриллианты и всегда была окружена поклонниками.

Преображенская превосходила свою подружку лишь в трудолюбии. Своим упорством она добилась почти идеальной исполнительской техники. Оттачивать мастерство Ольга ездила в Италию к педагогу, балетмейстеру и танцовщику-виртуозу Энрико Чеккетти, который обучил ее исполнению сложных пассажей, мягкости и грации танца.
Однако без высоких покровителей в балете пробиться было практически невозможно. Поэтому нельзя отрицать роль Кшесинской в карьере Преображенской. Многие обвиняли Матильду в том, что она отдавала Ольге лишь те партии, которые не интересовали ее саму. Но без этого начинающая балерина рисковала вообще навсегда затеряться в кордебалете.
Например, показателен эпизод, когда юную балерину Мариинского театра Кшесинскую пригласили на гастроли в Монте-Карло. С ней поехала и Ольга Преображенская. Кшесинская исполняла главную партию в «Коппелии», но, устав от этой роли, решила передать ее другой балерине. Выбор, естественно, пал на подружку Оленьку.

Легендарная вражда
В какой именно момент между балеринами пробежала черная кошка, неизвестно, но вдруг в письмах Кшесинской появляется некая «товарка по сцене», которая всячески интригует, сплетничает, подкупает рецензентов, подговаривает своих поклонников срывать выступления Матильды.
В неожиданной сопернице балетные легко узнали Ольгу Преображенскую. Кшесинская бравировала тем, что помогала «ничего из себя не представлявшей при выпуске из училища» подруге занять видное место в труппе. За что та «заплатила неблагодарностью и интригами».

Впрочем, изгоем Преображенская не стала, ведь всем был хорошо известен капризный и высокомерный характер Кшесинской. Да и факты вредительства со стороны Преображенской были только на словах. Даже балетмейстер Императорских театров, у которого Кшесинская якобы выпрашивала партии для подружки, так высказался о самовлюбленной приме-балерине:
«13 апреля 1903 года. Вечером 100-й спектакль «Спящей красавицы». Я не поехал в балет из-за этой злюки и свиньи – г-жи Кшесинской».
Кроме того, Преображенскую никак нельзя было назвать посредственной выпускницей. Она славилась именно своей неимоверной работоспособностью и целеустремленностью. Во многом благодаря этим качествам она сумела выйти из тени Кшесинской, которая, как известно, получала желанные партии не столько за талант, сколько благодаря покровительству особ императорской фамилии.
Все же через какое-то время соперничество двух прим стало явным. Однажды во время первого представления балета «Тщетная предосторожность» на сцене открылась клетка с живыми курами в аккурат в тот момент, когда начался танец Преображенской. «Подставу», естественно, записали на счет Кшесинской, хотя той уже несколько месяцев не было в России.

Соперничали две балерины даже в эмиграции, открыв частные балетные школы и переманивая друг у друга учеников. Примирила их только смерть Ольги Преображенской. В своих «Воспоминаниях» Матильда Кшесинская, пережившая подругу на десять лет, отзывалась о ней как об одной из самых выдающихся артисток уходящей эпохи.
На обложке: Балет «Баядерка» с участием Матильды Кшесинской на сцене Мариинского театра