«Клятва Горациев» – история Рима на картине знаменитого француза

Искусство

Одним из самых известных полотен, открывающих нам популярный античный сюжет, стала картина «Клятва Горациев», созданная французским художником Жаком Луи Давидом. Искусствоведы считают, что создание именно этого произведения стало поворотным событием в истории живописи.

Оно выполнено в классической манере, однако представляет собой творение неоклассицизма, по сути, став переходным звеном между двумя такими разными стилями. Но что мы видим на картине? Какой смысл вложил в неё автор? И какой сюжет мифа открывается нам в «Клятве Горациев»?

Сюжет картины

Эпоха классицизма в искусстве неизменно связана с античными сюжетами, известными преданиями, которые скульпторы и художники пытались передать в созданных образах. «Клятва Горациев» принадлежит именно к таким творениям.

Основой для её сюжета стала история Тита Ливия, древнеримского историка, что создал немало трудов, посвящённых прошлому Рима, а также известным мифам. Его рассказ повествует о том, как трое братьев Горациев готовятся к сражению с их противниками.

В ту пору Рим вёл войну с городом Альба-Лонга, от которого на поединок были выбраны также три брата, Куриации. Жак Луи Давид постарался отразить тот момент, когда трое Горациев подняли руки, давая священную клятву. “Победить или умереть!” – эти слова буквально исходят от картины.

Жак Луи Давид «Автопортрет», 1794 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид «Автопортрет», 1794 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

История создания

Но как же создавался этот шедевр и что в нём скрыто? В 1784 году Жак Луи Давид приезжает в Рим вместе с супругой и несколькими учениками. Как считал мастер, римлян следует писать лишь в их родном городе. В этот период он заключает договор на два года с Академией Святого Луки, которая предоставляла в пользование художнику мастерскую.

Там Давид мог творить в спокойной обстановке, не волнуясь, что кто-либо потревожит его. Как известно, Жак Луи не любил показывать свои картины в процессе работы над ними, а публике демонстрировался лишь окончательный вариант.

Летом 1784 года «Клятва Горациев» приобрела завершённый вид. Увидев её, один из учеников мастера, Жан-Жермен Друэ, отметил: “Невозможно описать её красоту”. Вскоре его мнение разделили и жители Рима.

Жак Луи Давид «Клятва Горациев», 1784 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жак Луи Давид «Клятва Горациев», 1784 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

После открытия мастерской для публики народ буквально хлынул в неё, чтобы увидеть шедевр Давида. Папа Римский был среди зрителей, пожелавших взглянуть на картину. «Клятву Горациев» называли живописной одой Риму и его истории. Это неудивительно, ведь на ней был запечатлён сюжет, знакомый каждому горожанину.

Из Вечного города полотно было отправлено в Парижский салон. Я хочу отметить, что сам Жак Луи Давид сильно переживал, считая, что его творение могут разместить в тени прочих картин выставки, на что могли повлиять конкуренты. Однако к тому моменту «Клятва Горациев» приобрела такую известность, что и в Париже не могли обойти её вниманием. Публикой она была принята с искренним восторгом

Академия Святого Луки в Риме. Здесь была написана знаменитая картина / okoguide.com
Академия Святого Луки в Риме. Здесь была написана знаменитая картина / okoguide.com

Образы

Но «Клятву Горациев» неспроста называют особенной картиной. Не только в судьбе мастера, но и в истории искусства она сыграла значительную роль. Именно это полотно стоит на стыке классицизма и неоклассицизма, демонстрируя формирующийся новый стиль. Мягкие линии и формы постепенно уступают место строгой чёткости и вертикальной ориентации.

В «Клятве Горациев» мы видим события, развернувшиеся перед решающим сражением Горациев с Куриациями. Братья клянутся в преданности родине и предкам. Перед ними – отец, протягивающий сыновьям мечи. В правой части полотна изображена группа женщин, что скорбят, однако не противятся судьбе.

Чуть дальше от них – мать Горациев, что склоняется над маленькими внуками. Как считают исследователи, маленьких Горациев Давид мог писать с натуры, используя образы собственных детей. Композиция картины напоминает идеально созданный механизм. В нём не слишком много деталей, однако каждая из них виртуозно вписана на самом важном месте.

Мать Горациев, горюя, склонилась над маленькими внуками
Мать Горациев, горюя, склонилась над маленькими внуками

Символы «Клятвы Горациев»

В «Клятве Горациев» присутствует строгое разделение, даже противопоставление двух “миров”. Решительность и жёсткость мужчин является противоположностью смирению и сентиментальности женщин. Давид словно подчёркивает, что мужчина – воин, который обязан бороться, а вот женский удел – покориться судьбе.

Стоит обратить внимание не только на трёх братьев, но и их отца. Только посмотрите – он держит мечи за лезвия, причём его руки ничуть не страдают от этого. Художник был осведомлён, что в те времена подобное боевое оружие затачивали ближе к концу, оставляя тупую часть у рукояти. Однако эта деталь также может быть символом мужества и смелости.

Отец протягивает сыновьям мечи, держа их за лезвия, что является символом мужества, решительности и смелости
Отец протягивает сыновьям мечи, держа их за лезвия, что является символом мужества, решительности и смелости

Есть и ещё один интересный факт о «Клятве Горациев». Как вам кажется, что напоминает жест братьев? Вероятно, многие отметят, что Горации на полотне Давида “зигуют”, хотя это не так.

Мастер использовал распространённый римский жест “салют”, который подчёркивался приветствие или клятва. Более того, существует мнение, что этот жест стал вдохновением для фашистов, которые решили перенять его. Сам того не желая и не подозревая, Жак Луи Давид сыграл некоторую роль в формировании культуры нацистской Германии.

Римский жест салют подчёркивает клятву братьев
Римский жест салют подчёркивает клятву братьев

«Клятва Горациев» считается одной из самых необыкновенных картин, которые можно без преувеличения назвать шедеврами. Идеальная композиция, точность передачи эмоций, высочайшее мастерство художника делают её великим произведением искусства. Однако Жак Луи Давид сумел не только раскрыть нам античный сюжет из истории Древнего Рима, но и сделать первые шаги в развитии нового стиля – неоклассицизма.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий