«Клеопатра и Цезарь» – великая пара на картине Жерома

Искусство

«Если вы хотите увидеть прошлое – взгляните на картины Жерома», – именно так почитатели творчества французского живописца любят говорить о картинах мастера. Надо признать, что Жером действительно умеет виртуозно передавать сцены давно ушедших веков и, на мой взгляд, одной из самых интересных его работ является картина «Клеопатра и Цезарь».

В качестве сюжетной основы для своего творения Жан-Леон взял легенду о появлении Клеопатры в Александрии, когда во дворец прибыл Гай Юлий Цезарь. Встреча двух могущественных правителей, вылившаяся в бурный роман, не оставляла равнодушными писателей, поэтов, драматургов, художников и режиссёров. Что же решил продемонстрировать Жером на своём полотне? И почему на картине мы вовсе не видим исторической правды?

Художник с душой историка

Ещё в юные годы талантливый живописец и скульптор Жан-Леон Жером увлёкся историей Ближнего Востока, древними преданиями и легендами. В дальнейшем ему суждено было стать одним из лидеров академического художественного движения XIX века. Но работа не мешала Жерому путешествовать по миру.

Он несколько раз бывал в Египте, причём интересовался древней историей загадочной страны. Несомненно, уже во время первого своего посещения египетской земли француз задумал создать картину, посвящённую известным событиям, происходившим здесь много веков тому назад. В качестве справки хочу заметить, что «Клеопатра и Цезарь» стала далеко не единственной работой Жерома, посвящённой египетской истории.

Жерома можно назвать консерватором среди художников. Ярый академист, он даже в пору расцвета импрессионизма писал картины, на которых всё демонстрировал с фотографической чёткостью. На мой взгляд, именно эта «дерзость» и позволила живописцу остаться по-настоящему неподражаемым. Кроме того, каждая его работа напоминает маленькое путешествие на машине времени в прошлое.

Жан-Леон Жером «Автопортрет», 1886 год Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария
Жан-Леон Жером «Автопортрет», 1886 год
Местонахождение: Художественная галерея, Абердин, Швейцария

Начало работы

В декабре 1860 года известный писатель Проспер Мериме, с которым дружил Жером, отправил художнику письмо. В нём он предложил мастеру написать картину, которая рассказывала бы об отношениях знаменитой пары Клеопатры и Цезаря. За три года до этого Жан-Леон уже побывал в Египте и, как отмечали современники, «он приобрёл многочисленные предметы местного колорита и точные детали». Несомненно, уже в ту пору он детально познакомился с историей необыкновенной страны.

Жан-Леон Жером. Карандашный набросок будущей картины, 1865-1866 годы Местонахождение: Частная коллекция
Жан-Леон Жером. Карандашный набросок будущей картины, 1865-1866 годы
Местонахождение: Частная коллекция

Основой для сюжета своего произведения Жером взял рассказ Плутарха из его «Сравнительных жизнеописаний». В качестве заказчика картины выступила известная куртизанка Паива, имевшая немалые средства. Она планировала разместить картину с изображением Клеопатры в своём особняке.

Появление Клеопатры

Согласно преданию, которое так искусно поведал Плутарх, Клеопатра появилась перед Цезарем неожиданно. Узнав, что римский полководец прибыл во дворец, она решила непременно увидеться с ним. В ту пору египетская царица была изгнанницей. Если бы войска брата обнаружили её, правительнице грозила бы верная смерть – молодой царь желал устранить конкурентку.

Поэтому Клеопатра приказала своему верному слуге Аполлодору принести во дворец ковёр, который был предназначен в подарок Цезарю. Внутри ковра скрывалась сама царица. Разумеется, Гай Юлий немало удивился, когда увидел обворожительную девушку, появившуюся из свёртка. Быть может, именно это потрясение и пробудило в римлянине интерес, который вскоре перерос в настоящие чувства.

Жан-Леон Жером «Клеопатра и Цезарь», 1866 год Местонахождение: Частная коллекция
Жан-Леон Жером «Клеопатра и Цезарь», 1866 год
Местонахождение: Частная коллекция

Завершённое творение

В процессе работы над картиной Жером изобразил несколько версий полотна, меняя композицию. В одном из вариантов Клеопатра лежала на полу, у ног Аполлодора, простирая руки к Цезарю. Но, наверное, этот образ царицы не понравился живописцу. Всё-таки Клеопатра была пусть и изгнанной, но правительницей, а потому не должна была забывать о чувстве собственного достоинства.

Когда картина была завершена, Жером продемонстрировал её публике. Реакция оказалась неоднозначной. Паива, для которой писалась работа, наотрез отказалась приобретать полотно. Она заявила, что картина не оправдала её ожиданий, а цена, названная мастером, слишком высока. Торговаться с куртизанкой Жером не стал. Его работу приобрёл Адольф Гупиль, известный французский арт-дилер. Периодически меняя владельцев, произведение оказалось в частной коллекции в США, где находится и сегодня.

Очаровательная Клеопатра и её верный Аполлодор представляют удивительно контрастную пару
Очаровательная Клеопатра и её верный Аполлодор представляют удивительно контрастную пару

Образы на картине

«Клеопатра и Цезарь» – картина, демонстрирующая нам кульминационный момент известного предания о появлении египетской царицы в покоях Цезаря. В здании дворца в Александрии Цезарь явно находится за работой. Он сидит за столом вместе с четвёркой секретарей, которых почти не видно в тени. Изумлённый Цезарь смотрит на нежданную гостью. Он поднял руки, и этот жест может говорить, что римский военачальник желает взять ситуацию под контроль.

Очаровательная Клеопатра, облачённая в полупрозрачный наряд, и её верный Аполлодор представляют удивительно контрастную пару. Слуга царицы на полотне Жерома представлен нубийцем. Его смуглая кожа оттеняет сияющую белизну тела его прекрасной госпожи. Он с восхищением замер, чувствуя прикосновение руки Клеопатры. Несомненно, этот человек готов на всё ради своей властительницы.

Изумлённый Цезарь смотрит на нежданную гостью
Изумлённый Цезарь смотрит на нежданную гостью

Жан-Леон Жером по праву считается художником, с полотен которого на нас смотрит сама история. Однако в случае с «Клеопатрой и Цезарем» мы имеем дело скорее с известной легендой, нежели с реальными событиями. Историки считают, что рассказ Плутарха был неверно переведен. Слово «ковёр», использованное им, означало вовсе не свёрток, в котором тайно принесли египетскую царицу к Цезарю. В те времена им обозначали плотное покрывало. Скорее всего, Клеопатра проникла во дворец самым прозаическим образом, однако прикрыла лицо, чтобы остаться неузнанной. Но, конечно, в красивую историю из древнего предания всё равно хочется верить.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий