Классика авантюрно-криминального жанра – как снимали фильм «Афера», который получил 7 «Оскаров»

Искусство

Фильм «Афера» вышел в 1973 г., практически сразу после «Крестного отца». Понятно, куда метили создатели картины – повторить успех культовой работы Фрэнсиса Форда Копполы.

Но я бы не стала сравнивать «Аферу» с «Крестным отцом». Все же это фильм со своим сюжетом, который скорее не о мафии, а о мошенниках. Кроме того, «Афера» гениальна сама по себе, не зря картина получила целых 7 «Оскаров». 

Сценарист с амбициями

Автором сценария «Аферы» является Дэвид Уорд. В 70-х гг. он был еще начинающим сценаристом (до «Аферы» у него был только один фильм), а потому над новой историей Уорд работал очень тщательно, собирая сюжет практически по крупицам. Кроме того, Уорд писал сценарий конкретно под знаменитого Роберта Редфорда. И чтобы такой именитый актер согласился сыграть в картине новичка, нужно было написать очень крепкую историю. 

Сценарий у Уорда получился именно таким. Не зря один из «Оскаров» картина получила за лучший оригинальный сценарий. Каждый сюжетный поворот здесь часть общей истории. Как и персонажи, среди которых абсолютно нет проходных. Что-то поменять или убрать нельзя, сюжет просто развалится. 

Уорд был не просто талантливым сценаристом, он мечтал стать мастером своего дела. Чтобы лучше узнать криминальный мир, Уорд штудировал книги об американских преступниках, искал самые интересные истории и собирал образ «харизматичных мошенников».

Молодой сценарист Дэвид Уорд долго и кропотливо работал над сценарием фильма «Афера»
Молодой сценарист Дэвид Уорд долго и кропотливо работал над сценарием фильма «Афера»

Особенно впечатлила Уорда история братьев Гондорфов, которые придумали аферу с телеграфом. Мошенники убеждали азартных богачей, увлекавшихся игрой на скачках, поставить крупную сумму на определенную лошадь. Гондорфы якобы договорились с сотрудником телеграфа, что тот передаст в букмекерскую контору сообщение о результатах забега с небольшой задержкой. За это время можно будет сделать ставку на уже выигравшую лошадь. Естественно, сотрудник телеграфа был подставным лицом, а букмекерская контора организована самими братьями. 

Уорд вдохновился этой историей и составил на ее основе несколько сюжетных линий. Но для фильма одного реального случая было мало. Поиск материала занял у Уорда целый год. В истории появилось немало сюрпризов, а главными героями стали мошенник-новичок и его опытный «коллега», который делится своими секретами мастерства. Кроме того, сценарий Уорда изобилует жаргонной лексикой. Сценарист признавался, что его герои могли бы полностью говорить на воровском языке, но тогда бы зритель ничего не понял. Поэтому Уорд оставил лишь те слова и выражения, которые понятны по контексту.

Режиссер с собственным стилем 

Universal Pictures не планировала вкладываться в «Аферу» как в кассовый фильм. Бюджет у картины изначально был не самый большой. Да и скорее всего, «Афера» была снята на волне успеха криминального жанра в кино. Фильмов про ограбления к тому времени в Голливуде было выпушено много, никакой новой истории эта кинокартина не рассказывала. Но получилось как на кухне с талантливыми поварами: из простых ингредиентов они приготовили гениальное «блюдо». 

Дэвид Уорд сначала показал сценарий Роберту Редфорду. Актер согласился на участие в картине, если снимать ее будет хороший режиссер. И такой нашелся. Им стал Джордж Рой Хилл. К тому времени это был вполне именитый режиссер. Он уже снял самый кассовый вестерн в истории Голливуда «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (как мне кажется, очень переоцененный) и получил приз жюри Каннского фестиваля за «Бойню номер пять». 

Хилл отличался собственным стилем, в его фильмах царила особая атмосфера. И мне кажется, «Афера» – это тот самый фильм, в котором хилловская атмосфера лучше всего чувствуется. Идея театральной актовости и рисованных заставок перед каждой частью, отсылающих к первым американским комиксам, развязно-циничные мизансцены – это все авторский почерк Хилла.

Режиссер еще и сам подобрал саундтрек к картине – легендарный и гениальный регтайм The Entertainer, который был популярен в начале XX в. В 70-е гг. об этой мелодии почти забыли. Она вышла из моды даже в 30-е гг., время действия фильма. Но благодаря Хиллу и его «Афере», в которой музыка звучала не фоном, а в паузах между диалогами героев, интерес к регтайму возродился.

Режиссёром «Аферы» стал уже знаменитый к тому времени Джордж Рой Хилл
Режиссёром «Аферы» стал уже знаменитый к тому времени Джордж Рой Хилл

Трио «Бутча Кэссиди и Сандэнс Кида»

Можно сказать, что Дэвиду Уорду повезло так, как мало кому везет в Голливуде. За его сценарий взялся не только маститый режиссер, но и два успешных актера – Роберт Редфорд и Пол Ньюман. Успех фильму был практически обеспечен, ведь Хилл снимал Ньюмана и Редфорда в своей картине «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид».

Ради этого трио Уорд даже согласился переписать сценарий. Из триллера (первоначальный сюжет был мрачноват) история превратилась в игривую криминальную комедию. Изменил сценарист и героев. Ньюман и Редфорд имели небольшую разницу в возрасте. С помощью грима из Ньюмана сделали немолодого, но все еще статного и видного красавца. А 36-летний Редфорд благодаря моложавой внешности вполне подходил на роль начинающего мошенника. Тандем этих двух харизматичных актеров вытолкнул фильм на самый верх.

Роберт Редфорд и Пол Ньюман в фильме «Афера», 1973 год
Роберт Редфорд и Пол Ньюман в фильме «Афера», 1973 год

В итоге «Афера» смотрится легко и интересно даже сейчас, хотя и повторяет сюжет множества подобных картин. Фильм подкупает своей историей, персонажами и атмосферой. Пожалуй, повторить успех этой картины смог только «Блеф» с Адриано Челентано. Но «Афера» определенно положила начало жанру авантюрно-криминальной комедии.

На обложке: Кадр из фильма «Афера», 1973 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий