Каскадеры, дублеры и циркачи – кто делал и как снимали трюки в фильме «Три толстяка»?

Искусство

Алексей Баталов всегда мечтал снять фильм по сказке Юрия Олеши «Три толстяка». Свою мечту он исполнил в 1966 г. Чтобы соответствовать литературному первоисточнику, он очень серьезно отнесся не только к сюжету, но даже к трюкам.

Во многих опасных эпизодах актеры играли без дублеров. Для этого на съемках работала целая группа каскадеров и цирковых артистов, в том числе супруга Алексея Баталова цирковая актриса Гитана Леонтенко.

Канатоходец Баталов

Алексей Баталов стал не только режиссером картины, но и исполнителем одной из главных ролей. Он появился в фильме в образе гимнаста Тибула, который вместе с оружейником Просперо и всем трудовым народом боролся против тиранов в лице трех толстяков.

В книге есть эпизод, когда Тибул передвигается по карнизу и доходит до того места, где к фонарю была протянута проволока. Тогда он отделяется от стены и медленно, осторожно переступая, идет по этой проволоке. На полпути проволока обрывается и Тибул, успев ухватиться за нее, взбирается на балкон дома.

Естественно, в фильме вместо актера по проволоке должен был ходить цирковой артист. Но как только камера приближалась к персонажу, подмена была заметна. Еще один вариант снять сцену – применить комбинированные съемки. Но тогда комбинированные съемки для цветного фильма делали плохо. Баталов вспоминал: «Это сейчас смешно слышать, когда есть компьютерные технологии и можно показать в кино любой трюк. А тогда, когда нам приготовили к монтажу кадры с моим проходом по канату, это был настоящий позор».

Но и отказаться от сцены Баталов не мог, так как это был ключевой эпизод сюжета. Решение было найдено не самое простое. Для актера подобрали учителя-канатоходца. Больше года Баталов учился ходить по канату. Конечно, проход у профессионального циркача в кадре получился бы лучше, но зато зрители видели точно, что их не обманывают. Тибул в исполнении Баталова действительно шел по канату, причем заметно, что страховки у актера не было.

Алексей Баталов в процессе работы над ролью Тибула научился ходить по канату Кадр из фильма «Три толстяка», 1966 год
Алексей Баталов в процессе работы над ролью Тибула научился ходить по канату
Кадр из фильма «Три толстяка», 1966 год

Приключения продавца воздушных шаров

Роль продавца воздушных шаров в фильме исполнил Николай Корноухов. В книге есть эпизод, когда продавец был унесен воздушными шарами и летал над городом, повиснув на веревочке. Эту сцену тоже решили перенести из книги в фильм.

Конечно, болтаться на тоненьком тросе было опасно не то что актеру, но и профессиональному каскадеру. Декораторы сделали куклу в человеческий рост, повторяющую облик актер. Причем, вместе с одеждой кукла весила чуть больше килограмма. В нее был встроен механизм, благодаря которому поворачивались ноги, руки и голова.

Куклу прицепили к шарам, а заодно привязали леской, чтобы не улетела. Во время съемки куклу отпустили с большой башни. Все выглядело красиво и правдоподобно. Однако ветер резко поменялся, куклу стало уносить в сторону, леска зацепилась за крышу и оборвалась. Весь кропотливый труд декораторов вместе с красивыми разноцветными воздушными шарами улетел далеко от места съемок.

Искать куклу или делать новую уже не было времени, а потому решили, что сниматься в сцене будет сам актер. Причем Корноухов согласился выполнить все, что задумывалось. Так что про этот эпизод можно с уверенностью сказать, что его снимали вживую. Очевидцы вспоминали, что актер действительно парил в воздухе, вцепившись в стальной трос.

После неудачи с куклой актёр Николай Корноухов сам снялся в сцене полёта на воздушных шарах
После неудачи с куклой актёр Николай Корноухов сам снялся в сцене полёта на воздушных шарах

Девочка и кукла

На роль девочки Суок была выбрана литовская актриса Лина Бракните. С ней также занимались цирковые артисты, в том числе супруга Алексея Баталова Гитана Леонтенко. Она обучала девочку акробатике и жонглированию. Лина позже вспоминала о съемочном процессе и своей подготовке к роли:

«Поначалу у меня не очень получались трюки, но я была упорной. Тем более что на съемках у Баталова всем приходилось несладко. Но мы на него не обижались, ведь он не давал поблажек ни себе, ни актерам».

Маленькую актрису, конечно, не подвергали риску, как взрослых актеров. Для нее были изготовлены специальные куклы-дублеры, которые и заменяли актрису, участвуя в трюковых эпизодах. Однако небольшие трюки в кадре Лина исполняла сама.

Лина Бракните в роли Суок. Кадр из фильма «Три толстяка», 1966 год
Лина Бракните в роли Суок. Кадр из фильма «Три толстяка», 1966 год

Думаю, риск, которому Баталов подвергал и себя, и актеров, был оправдан. Фильм получился настолько замечательным, в том числе и в плане трюков, что его хочется пересматривать даже спустя полстолетия.

На обложке: Кадр из фильма «Три толстяка», 1966 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий