Картина Репина «Приплыли» – как на самом деле называется картина и кто её автор?

Искусство

Многим из нас приходилось слышать выражение “Картина Репина «Приплыли»” в разговорной речи. Оно стало достаточно часто используемым фразеологизмом и, как все крылатые высказывания, имеет интереснейшую историю. Что примечательно, речь в нём идёт о настоящей картине.

Вот только по иронии судьбы авторство её принадлежит не Илье Репину, а совсем другому художнику. Да и название у полотна совсем иное. Как вышло, что в высказывании Репин “присвоил” себе это творение? Какие причуды истории связаны с историей полотна?

Настоящий автор

Попадая в нелепую и часто смешную ситуацию, многие из нас привычно произносят: “Вот, картина Репина «Приплыли»”. Что забавно, большинство обывателей считает, что у Ильи Ефимовича Репина действительно в творческом наследии сохранилось такое творение. Но всё гораздо сложнее и, конечно, интереснее.

Небезызвестная картина действительно стала частью русского фольклора – причём больше вошла в русскую речь, нежели в живопись. Вопреки расхожему мнению, автором полотна является не знаменитый живописец Репин, а малоизвестный художник из Воронежа Лев Григорьевич Соловьёв. Творение это он написал в 1870-е годы.

Лев Григорьевич Соловьев «Монахи. Не туда заехали», 1870-е годы. Местонахождение: Сумской областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы, Украина
Лев Григорьевич Соловьев «Монахи. Не туда заехали», 1870-е годы
Местонахождение: Сумской областной художественный музей имени Н. Х. Онацкого, Сумы, Украина

Но почему же авторство приписали Репину? На этот счёт историки предлагают несколько вариантов.

  1. Во-первых, Илья Ефимович был очень известен как живописец – как в кругах интеллигенции, таки среди простого люда.
  2. Во-вторых, на выставке в 1930-х годах картина располагалась рядом с работами Репина, из-за чего публика автоматически приписывала авторство ему.

От себя хочу отметить, что сюжет, который Соловьёв изобразил на полотне, действительно незабываемый, а потому наверняка произвёл яркое впечатление на людей. В первую очередь – развеселил.

Илья Ефимович Репин, фотография 1909 года
Илья Ефимович Репин, фотография 1909 года

Как называлась картина?

Как я уже заметила, не только автор, но и название картины являются лишь плодом воображения народа. Никакой работы под названием «Приплыли» ни у Репина, ни у Соловьёва не было. Та картина, которую считают первоисточником фразеологизма, на самом деле называлась «Монахи. Не туда заехали».

Не секрет, что особенно запоминающиеся вещи люди могут “окрестить” ёмкими, но короткими названиями. То же самое вышло и с картиной Соловьёва. После той самой выставки в Сумском музее, где полотно оказалось рядом с работами Репина (едва ли не в одном ряду) творение малоизвестного мастера приобрело истинные бессмертие и славу. Сами люди решили называть картину коротко – «Приплыли». На мой взгляд, эта версия названия более ярко отражает суть событий, отражённых на холсте.

Сюжет картины «Приплыли»

Фотография Льва Григорьевича Соловьёва
Фотография Льва Григорьевича Соловьёва

Но давайте наконец взглянем на картину и выясним, что же вызвало столь бурную реакцию публики, и почему “картина Репина” «Приплыли» не оставила равнодушными зрителей. Психологи говорят, что один из самых верных способов покорить, заинтересовать человека – это развеселить его. Сразу хочу заметить, что «Монахи. Не туда заехали» с первого же взгляда полностью подтверждает это мнение.

На первом плане мы видим сцену купания женщин в реке. Казалось бы – и что здесь такого? Ведь многие художники изображали прекрасных купальщиц, восхищаясь их стыдливостью, грацией и красотой. Однако у Соловьёва вполне традиционная для живописи сцена приобретает задорный оттенок.

Перед нами – пологий берег реки, на котором мы видим несколько женщин и девушек, решивших искупаться. Их подруги уже находятся в воде. Другие сидят на траве с детьми, лишь планируя заняться водными процедурами. Конечно, они не стесняются (а кого?), а потому смело сходят прямо в мирные волны реки. Обнажённые тела сияют свежестью и молодостью под солнечными лучами, они пышут здоровьем и красотой.

Но вдруг происходит встреча. По какой-то нелепой иронии судьбы река занесла именно в это место лодку монахов. Конечно, встречи никто не ожидал. И именно этот момент можно заметить на картине «Монахи. Не туда заехали». Соловьёв постарался максимально ярко и точно передать миг ошеломления, что испытывает каждая из сторон. Потрясённые и удивлённые, все участники сцены замерли, не зная, как поступить.

Фрагмент картины «Монахи. Не туда заехали»
Фрагмент картины «Монахи. Не туда заехали» («Приплыли»)

Поразительные детали «Монахи. Не туда заехали»

Особое внимание я хочу обратить на главных действующих лиц – монахов. Посмотрите, как застыл юный инок с веслом, о котором, кажется, даже забыл на время. Наверное, этот юноша никогда не видел обнажённого женского тела, потому понятия не имеет, как поступить в столь конфузной ситуации. На его лице смятение и растерянность.  Совсем иное выражение у пожилого монаха. Он с добродушием прячет улыбку. Несомненно, он воспринял ситуацию с необходимой для неё долей юмора.

Впрочем, не только монахи, но и купальщицы реагируют по-разному. Маленькая девочка отвернулась, пряча своё веселье. Её явно рассмешила эта ситуация. Женщина на берегу терпеливо ждёт, чем разрешится конфуз. А вот обнажённая красавица пытается прикрыться домотканой рубахой.

Фрагмент картины Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали»
Фрагмент картины Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали»

В картине есть ряд композиционных погрешностей, однако то мастерство, с которым Соловьёв изобразил эмоции людей, самые разные чувства на их лицах, заставляют забыть о неточностях. Сегодня его самая знаменитая картина о монахах и купальщицах хранится в Сумском областном художественном музее.

Вот такие чудеса демонстрирует нам история о “картине Репина «Приплыли»”. На первый взгляд, кто бы мог подумать, что речь идёт вовсе не о творении Репина и работе с совершенно другим названием? Это произведение заняло особое место в русской живописи, став неотъемлемой частью фольклора. Нам порой приходится произносить крылатое выражение о картине, но главное – воспринимать ситуацию с той самой долей иронии, что превращает конфуз в веселье.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий