Сегодня в репертуаре практически каждого оперного театра присутствует произведение Жоржа Бизе «Кармен». Опера, основой для которой стала новелла Проспера Мериме, в наше время считается одним из самых любимых зрителями классических произведений. Слушая великолепную музыку Бизе, едва ли можно представить, что изначально композитор потерпел полный провал. А ведь было именно так.
Будоражащая история о свободолюбивой цыганке и её ревнивом возлюбленном продолжает удивлять мир. Но изначально оперу Бизе посчитали вульгарной и неинтересной. Более того, многие «ценители» музыки были уверены – у произведения нет будущего. Каким же был путь этого творения от неудачи к триумфу? И за что ругали талантливого композитора?
Революционный подход
Как считают многие литературоведы, прообразом знаменитой цыганки, героини новеллы Проспера Мериме, была Земфира из поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Наш классик, создавший поэму «Цыганы», был одним из любимых литераторов новеллиста. Именно это произведение стало одним из тех, которые Мериме перевёл на французский язык. Конечно, прямых доказательств заимствования образа Кармен нет, однако история Земфиры и Алеко очень напоминает то, что описал Мериме о взаимоотношениях своей героини и ревнивца Хосе.
Жорж Бизе, вдохновлённый творением Мериме, приступил к работе над созданием музыки к известному сюжету в 1874 году. До этого он уже написал несколько крупных произведений и теперь с энтузиазмом работал над оперой. По сути, Бизе совершил революцию в этом музыкальном жанре.
Если прежде опера считалась неким условным искусством, то теперь на сцене появлялись обыкновенные люди (не божества или нимфы). Подверженные своим страстям, они вели себя так же как в жизни. Именно это и подкупало Бизе. Увы, к новаторству композитора публика оказалась не готова.
Большой провал
Премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен» состоялась 3 марта 1875 года. Французские критики и зрители были потрясены увиденным. На несчастного композитора обрушился поток негодования и гневных отзывов. Его критиковали за нежелание изменить сюжет, ведь смертоубийство на сцене угнетало «семейного зрителя».
И если первый акт публика приняла относительно благосклонно, то финал оперы зал встретил гробовым молчанием. Даже исполнительница главной роли, очаровательная Селестин Галли-Марье, не смогла положительно повлиять на впечатление публики. Это был полнейший провал. Жорж Бизе писал:
«Хозе убил Кармен, а Кармен убила меня!».
В некоторой степени он был прав. Композитор умер спустя несколько месяцев после постановки оперы, которая не только не оправдала его больших надежд, но и стала самым горьким разочарованием мастера. До великого триумфа «Кармен» Бизе дожить было не суждено.
Успех за границей
Однако и среди коллег французского композитора были те, кто считал «Кармен» поразительным произведением. Так, например, будущий успех произведения предсказал Пётр Ильич Чайковский, который не сомневался, что разобравшись с оперным искусством и «распробовав» оперу, публика поменяет отношение к ней.
После провала в «Опера-Комик» Парижа опера «Кармен» исчезла из репертуара французских театров. Поразительно, но за рубежом творение французского композитора сумели оценить по достоинству, поняв то, что не было ясно соотечественникам Бизе. В Вене и Петербурге премьера произведения стала настоящим триумфом. Публика с удовольствием обсуждала сюжет и персонажей. Это было великое событие в мире музыкального искусства.
Новые персонажи и другие характеры
Несмотря на то, что «Кармен» создавалась по одноимённой новелле Мериме, многое в опере резко отличается от книжной версии. Так, например, Хосе в новелле показан настоящим разбойником, а вот в произведении Бизе это простой, честный, вспыльчивый, но слабохарактерный человек.
Также ценным «приобретением» оперы стало появление нового персонажа – Микаэлы. Преданная и любящая девушка создаёт резкий контраст с обольстительной и легкомысленной Кармен. Кстати, главную героиню своего творения Бизе постарался облагородить. В ней нет хитрости и воровской деловитости, которые присутствуют у персонажа Мериме, однако она превратилась в воплощение женской красоты и свободолюбия.
Новые постановки
Несмотря на то, что оперу не оценили при жизни автора, она, к счастью, не была забыта. К 100-летнему юбилею Жоржа Бизе его «Кармен» была поставлена на сцене в 2276-й раз. То, что композитор считал своим самым большим провалом, на деле оказалось бессмертным творением, прославившим имя мастера. Увы, славы этой он так и не познал.
В дальнейшем к истории красавицы-цыганки Кармен не раз обращались и режиссёры, и музыканты, и хореографы. В 1967 году творческий коллектив исполнителей задумал воплотить в балете «Кармен-сюиту».
Майя Плисецкая, мечтавшая исполнить партию Кармен, обращалась к ведущим постановщикам того времени, но получила отказ – слишком смелой им казалась эта идея. В итоге сама балерина вместе с супругом поставила «Кармен-сюиту», сотрудничая с кубинским балетмейстером Альберто Алонсо.
«Кармен» стала самой популярной оперой мира. У всякого уважающего себя оперного театра она непременно имеется в репертуаре. Многие солистки мечтают воплотить образ смелой и дерзкой красавицы, но лучшей Кармен была признана советская исполнительница. В 1975 году мировое сообщество отметило оперную певицу Елену Образцову как лучшую Кармен. Ещё во время постановки артистка настояла на том, что её героиня непременно должна появиться на сцене босой. В итоге Образцова покорила зрителя и артистизмом, и блестящим вокалом, и бунтарством, которое было присуще не только её Кармен, но и самой исполнительнице.
На обложке: Опера Жоржа Бизе «Кармен» / uleoparda.ru