У большинства из нас танцующий человек ассоциируется с неким праздником или хотя бы радостным событием. Однако в Бразилии уже несколько веков активно развивается искусство, которое сочетает в себе и танец, и боевые приёмы. Это – капоэйра. Делая сальто, такие «танцоры» наносят удар по противнику, а затем всё с той же непринуждённой грацией одерживают над ним победу.
Приёмы капоэйры действительно напоминают отчасти танец, отчасти боевое искусство. Это удивительная смесь самых различных культурных элементов, которые появились здесь, в «сборной солянке» разных народностей. Сегодня капоэйра нередко демонстрируется в голливудских фильмах, а ведь прежде она считалась «танцем» рабов. Как же это искусство проделало свой долгий и непростой путь? Каковы его особенности и традиции? И что нам открывает яркая капоэйра, призванная побеждать?
Истоки искусства
Впервые слово «капоэйра» упоминается в документах, которые датируются концом XVIII века, однако это не означает, что искусство танца с боевыми элементами появилось только тогда. Напротив, к тому времени капоэйра уже была достаточно известна и широко распространена на территории современной Бразилии. Сегодняшние местре (мастера этого искусства) уверенно заявляют:
«Без сомнений, капоэйре нас научили черные рабы, привезенные из Анголы».
В XVI-XVII веках европейцы начали активно осваивать свои южноамериканские колонии. Среди покорителей новых земель первенство занимали португальцы. Именно Португалия входила в торговый треугольник, к которому принадлежали Бразилия и Африка.
Танец борцов за свободу
Истребив местное население или же вытеснив индейцев в резервации, португальцы и испанцы нуждались в рабочей силе, без которой постройку новых городов и крепостей, работы на плантациях и обслуживание господ невозможно было представить. Вот тогда-то европейские колонизаторы и начали завозить рабов из Африки. «Чёрный континент» на протяжении длительного времени был главным источником человеческих ресурсов.
Чернокожих пленников, взятых из разных африканских регионов и принадлежавших к разным племенам, держали в одних бараках. Люди обменивались опытом, вспоминали народные песни и танцы, и постепенно создавалась смесь самобытных африканских культур. Именно так рождалась капоэйра.
Основу капоэйры составил нголо – так называли африканский танец-борьбу. По сути, само это искусство было превосходной тренировкой для воинов. Оно помогало поддерживать себя в форме и изучать боевые приёмы. Но зачем необходимо было танцевать? Именно танцевальные элементы помогали замаскировать боевое искусство. Плантаторы видели танцующих людей и не могли подозревать, что в этот самый момент их рабы во время танца проводят тренировку – для того, чтобы затем, когда придёт время, восстать против поработителей.
Запрещённая капоэйра
Поднимая бунты, рабы уходили в созданные ими поселения (киломбу). Беглые невольники нередко представляли серьёзную силу, противостоять которой мог далеко не всякий плантатор. В крупных поселениях, которые создавали рабы, капоэйра развивалась особенно активно. Однако португальцы не собирались терпеть своеволия чернокожих. Многие киломбу были разрушены артиллерией и войсками, отправленными для подавления бунтов. Они смогли сравнять с землёй невольничьи города, но не сумели победить капоэйру.
На некоторое время танец с элементами боя ушёл в подполье, это искусство находилось под строгим запретом. В одном из судебных архивов был найден документ от 1789 года. В нём говорится о рабе Адаме, который получил за исполнение капоэйры 500 ударов плетью и два года исправительных работ:
«Между капоэйристами произошла драка, одного из них убили. Согласно закону королевства, одно из самых тяжелых преступлений – занятие капоэйрой. Адам непричастен к убийству, но его статус капоэйриста подтвержден».
Возрождение танца-боя
Но с постепенной урбанизацией Бразилии капоэйра начала своё возрождение. А в начале прошлого века здесь стали открываться школы капоэйры. Этот танец является одним из символов культуры Бразилии, его история раскрывает самые непростые периоды прошлого этой страны.
Сегодня капоэйра очень популярна не только на своей родине, но и далеко за её пределами. Неудивительно, что даже Голливуд по достоинству оценил эффектные приёмы капоэйры, которые смотрятся весьма впечатляюще. Но главное – и в наше время, когда существует множество боевых искусств, капоэйра помогает подготовить бойца смешанных единоборств.
Секреты и особенности
Танец, который восставшие рабы превратили в своё мощное оружие, был действительно эффективным в борьбе с захватчиками и поработителями. Рассказывали, что одного капоэйриста едва ли может поймать пара всадников, несмотря на перевес в силе. Африканские воины, ловкие и быстрые, имели большое преимущество перед тяжело вооружёнными солдатами, закованными в доспехи.
В наше время капоэйра, конечно, не применяется для борьбы, но остаётся популярным видом спорта. Капоэйристы виртуозно владеют искусством нанесения точных ударов, они превосходно управляют своим телом, что крайне важно во время боя. Кроме того, капоэйра даёт подвижность и быстроту, что нередко оказывается главным преимуществом.
Если говорить о танцевальной составляющей, то она представляет собой сочетание танцев различных африканских народов. Здесь и сальто, и повороты, и прыжки, и «необычная ходьба», как писали в старину про капоэйру. Но главное – этот танец, ставший боевым искусством и спортом, показывает, как порой тесно переплетаются история и культура. Это нам доказывает капоэйра.
На обложке: Капоэйра / allbizplan.ru