Камеронова галерея – как английский зодчий исполнил мечты Екатерины Второй?

Искусство

На склоне холма в Екатерининском парке Царского Села расположилось удивительное архитектурное сооружение – Камеронова галерея. Это место по праву можно назвать детищем Екатерины Второй, хотя, разумеется, строительством занималась не императрица. В обустройство галереи, предназначенной для бесед и размышлений, государыня вложила не меньше сил и труда, чем некогда её предшественница Елизавета Петровна – в строительство большого Царскосельского дворца.

Камеронова галерея, расположенная в центре парка, словно бы разделяет его на две части. Как задумывала императрица, это место и правда превосходно подходит для прогулок и размышлений. Здесь есть утончённость, роскошь и некая суровая сдержанность, свойственная классицизму. А как же создавался архитектурный шедевр? И довольна ли была императрица творением архитектора Камерона?

Приглашённый мастер

В пору правления Екатерины Второй дворцовый парк у Екатерининского дворца претерпел наибольшие изменения. Императрица не на шутку увлеклась его устройством, причём многие проекты здесь были созданы по её идеям и проектам. До самой своей кончины государыня лично руководила работами в парке.

В середине своего правления Екатерина Вторая пригласила в Россию известного шотландского архитектора Чарльза Камерона, которому дала задание создать ряд построек в античном стиле. Именно этот зодчий должен был заниматься основными моментами благоустройства Екатерининского парка.

Архитектор Чарльз Камерон, 1800-е годы
Архитектор Чарльз Камерон, 1800-е годы

Новый стиль

Надо сказать, что в ту пору Екатерина была не в восторге от своей летней резиденции. Екатерининский дворец, выстроенный по вкусу прежней императрицы Елизаветы Петровны, ей совсем не нравился и казался слишком вычурным. Государыня даже называла его «взбитым кремом».

Начало правления Екатерины Второй было связано с развитием нового стиля – русского классицизма. И если прежде в России «царствовало» елизаветинское барокко с пышностью форм и обилием декора, то теперь ему на смену пришли строгие, а порой даже аскетичные очертания. Именно этот новый стиль нашёл отражение в Камероновой галерее, построенной в глубине дворцового парка.

Стоит заметить, что Екатерина Великая неспроста пригласила для создания ряда построек в Екатерининском парке именно Чарльза Камерона. В ту пору он был уже признанным мастером классицизма, и создавать в этом стиле свои произведения начал задолго до прихода нового направления в Россию.

Помимо этого, несколько лет Камерон жил в Италии, где изучал особенности античных строений и тонкости их оформления. Особенное внимание он уделял римским термам (баням), о которых даже написал трактат. Кстати, в дальнейшем благодаря Камерону термы появятся и возле Большого Царскосельского дворца.

Камеронова галерея в Царском Селе / © Владимир Гилясев / fotokto.ru
Камеронова галерея в Царском Селе / © Владимир Гилясев / fotokto.ru

Индивидуальность и классика

Непосредственно Камеронова галерея представляет собой архитектурный ансамбль из Холодных терм, Висячего сада, Агатового павильона и Пандуса. В ту пору галерею не называли в честь её создателя – она попросту не имела названия. Лишь спустя столетие в журнале «Зодчий» историк искусства П.Н.Петров в своей статье впервые «окрестил» сооружение Камероновым.

Индивидуальность стиля очень ярко отражена в Камероновой галерее. Архитектор сумел сохранить здесь и самобытность, и некий античный колорит, и глубину своей мысли. Современники отмечали, что здесь чувствуется «атмосфера Помпей». Автор первой монографии В.Н. Талепоровский писал:

«Чарльз Камерон первый из архитекторов привёз с собой в Россию не учебник архитектуры, а живую архитектурную мысль, увлекательный рассказ о Греции, Риме и Помпеях».
Камеронову галерею обрамляют сорок четыре колонны / © Александр Дроздов / rasfokus.ru
Камеронову галерею обрамляют сорок четыре колонны / © Александр Дроздов / rasfokus.ru

Галерея для размышлений

Впрочем, назвать Камеронову галерею подобием римского стиля было бы слишком примитивно. Здесь чувствуется лёгкость, присущая греческим храмам, а также основательность постройки, которая так нравилась римлянам. Нижняя часть галереи вымощена полустёсанным камнем, что придаёт ей некое сходство с античными руинами. При этом верхняя – отражение величия и красоты древних сооружений.

Саму Камеронову галерею обрамляют сорок четыре колонны. Они широко расставлены, но при этом выглядят невероятно изящно. Однако здесь чувствуется некая дерзость зодчего, решившего по-своему отразить идею, которая была взята за основу при создании древнего афинского Акрополя. Украшением галереи стали не только статуи, но и бюсты великих мыслителей древности. По замыслу Екатерины Второй, это место должно было способствовать размышлениям и отдыху. Часть из них по гипсовым моделям Камерона выполнил итальянский скульптор Конченцио Альбани. В 1796 году императрица писала в одном из своих писем:

«Я вернулась с моей колоннады, где я гуляла между бронзовыми бюстами, которые уже поставлены…»

Висячий сад Камероновой галереи стал одним из двух сохранившихся в России висячих садов. Поначалу он имел значительно меньшую длину и иную форму, нежели сегодня. Многие бюсты, украшающие это место, являются копиями с итальянских скульптур, созданных во втором веке до нашей эры.

Украшением галереи стали не только статуи, но и бюсты великих людей прошлого / © Светлана Шарафутдинова / fotokto.ru
Украшением галереи стали не только статуи, но и бюсты великих людей прошлого / © Светлана Шарафутдинова / fotokto.ru

Для Екатерины Второй Камеронова галерея стала одним из самых любимых мест в окрестностях летней резиденции. Во время Великой Отечественной войны скульптуры и сама постройка значительно пострадали. Лишь благодаря тяжёлой и кропотливой работе советских реставраторов удалось восстановить первоначальный облик архитектурного шедевра. Камеронову галерею и сегодня можно увидеть в Царском селе. Говорят, она позволяет не только насладиться красотой удивительного творения, созданного по замыслу российской императрицы, но и способна мысленно перенести в прошлое.

На обложке: Камеронова галерея / bagra.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий