Как сложились судьбы персонажей картины «Всадница» Карла Брюллова?

Искусство

Карл Брюллов написал «Всадницу» в 1832 г. по заказу графини Юлии Самойловой. Портрет-картина долгое время хранилась в Милане у заказчицы. Лишь после смерти графини картину выкупил для своей галереи П. Третьяков. Больше века искусствоведы гадали, кто же изображен на полотне.

Неизвестные модели

Возможно, современники художника точно знали, кого тот изобразил на картине. Но в то время ценителей искусства больше восхищала сама композиция. Работу Брюллова называли портретом-картиной и считали «значительным шагом вперед в достижении поставленных художником новых задач». Одни видели на полотне «юношескую жизнерадостность», другие – «апофеоз безмятежности жизни». А итальянцы и вовсе считали работу художника лучшим конным портретом.

В Третьяковской галерее картина была выставлена под названием «Всадница». Третьяков, кстати, тоже описывал полотно как «превосходную лошадь и вообще вещь интересную». С 1909 г. название убрали и портрет просто подписывали именем графини Юлии Павловны Самойловой. Ни Брюллова, ни графини уже не было в живых, поэтому они не могли подтвердить или опровергнуть версию, что на картине изображена именно Самойлова.

После революции название «Всадница» вернули, но ниже подписывали «портрет Ю.П. Самойловой». Искусствоведы считали, что Брюллов писал всадницу с Самойловой потому, что был влюблен в графиню. Например, на картине «Последний день Помпеи» четыре героини списаны с Самойловой. Кроме того, на ошейнике собаки есть надпись «Samoylo…». Лишь в 40-х гг. XX в. искусствовед О. Лясковская выяснила, что на картине изображена не сама графиня, а две ее воспитанницы.

Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Джованнина и Амацилия

Юлия Самойлова вела достаточно прогрессивный для своего времени образ жизни. Она развелась с мужем через 2 года после свадьбы, уехала в Италию и, унаследовав огромное состояние деда, вела активную светскую жизнь. У нее не было своих детей, поэтому она взяла на воспитание двух дочерей овдовевшего итальянского певца и композитора Джованни Пачини. Поговаривали, что Самойлову и Пачини связывали не только дружеские отношения.

Младшая дочь Амацилия (девочка в розовом платье на картине) совсем маленькой попала в дом Самойловой. Мать девочки скончалась на третий день после родов. То, что Амацилия является дочерью Пачини, не подвергается сомнению. Куда сложнее с происхождением Джованнины, которая была старше Амацилии примерно на 8 лет.

Джованнина (сама всадница) носила ту же фамилию Пачини. Однако позднее была обнаружена дарственная Самойловой с указанием имени сироты Джованнины Бертолотти. Девочка была дочерью сестры второго мужа Самойловой. Некоторые исследователи, правда, предполагали, что сама графиня была матерью девочки. Уж очень они похожи. Не зря всадницу на портрете так долго принимали за Юлию Самойлову.

Бенуа-Шарль Митуар «Портрет графини Юлии Самойловой», между 1824 и 1826 годами Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Бенуа-Шарль Митуар «Портрет графини Юлии Самойловой», между 1824 и 1826 годами
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Обычная история с трагическим оттенком

По воспоминаниям современников, Амацилия воспринимала графиню как родную мать. А та в свою очередь разрешала девочке практически все: играть в любые игрушки, наряжаться в самые богатые и изысканные наряды, путешествовать по миру.

Амацилия рано вышла в свет. В 1845 г., когда девушке было примерно 17 лет, она вышла замуж. Супругом Амацилии стал Акилле Манара, светский красавец, щеголь и мот. Брак недолго был счастливым. Скоро в письмах отцу Амацилия стала жаловаться на одиночество и безденежность. В 1861 г. Манара скончался, оставив жене огромные долги.

Амацилия второй раз вышла замуж. На этот раз ее супругом стал французский генерал де ла Рош Буйет. Но вскоре и он скончался. Вторично овдовев, Амацилия осталась без средств к существованию. Умерла она в приюте при миланском монастыре.

Куда сложнее складывались отношения Самойловой и Джованнины. При милой внешности девушка была очень горда и своенравна. Джованнина вышла замуж за австрийского генерала при условии, что приемная мать гарантирует ей большое приданное. Позже супруги уехали в Прагу.

На картине Амалиция и Джованина выглядят прекрасными ангелами
На картине Амалиция и Джованина выглядят прекрасными ангелами

На картине девочки предстают словно ангелами. Однако то, как эти «куколки» обошлись с женщиной, заменившей им мать, смазывает все впечатление. Юлия Самойлова под конец жизни разорилась и была вынуждена выплачивать большие долги. Но дочери не желали отказываться от наследства и пытались взыскать с графини деньги через суд. Между собой они еще делили особняк, доставшийся им по наследству. И наверняка очень расстроились, когда узнали, что прекрасная картина с их изображением продана с молотка в счет погашения долгов.

На обложке: Картина Карла Павловича Брюллова «Всадница» в Третьяковской галерее / moscowfy.com

МУСАГЕТ
Добавить комментарий