Как фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор чуть не обанкротил студию 20th Century Fox

Искусство

В истории Голливуда некоторые фильмы выделяются не только цепляющим сюжетом, известными актерами или роскошным саундтреком, но и тем, что съемки были неприлично затратными.

Одной из таких эпично дорогих картин является «Клеопатра». Роскошная историческая драма с участием культовой Элизабет Тейлор едва не привела к финансовому краху кинокомпании 20th Century Fox.

Амбициозный проект

Фильм «Клеопатра», вышедший в 1963 г., изначально задумывался как ремейк немой картины 1917 г. Боссы 20th Century Fox планировали снять несложную, но яркую историю, сюжет которой был уже «практически готов». Бюджет не превышал $2 миллионов. Вице-президент кинокомпании Джозеф Московиц даже заметил по поводу роли египетской царицы:

«Нам же не нужна Лиз Тейлор. Любая эпизодница за сто долларов в неделю справится с этой ролью».

Как же продюсеры ошибались…

К съемкам приступили в конце 50-х гг. В режиссерское кресло сел востребованный и опытный Рубен Мамулян и сразу же заявил, что ни с двумя миллионами, ни с актрисами на зарплате студии Fox он не получит от фильма нужного эффекта. Тогда продюсеры увеличили бюджет еще на миллион и решили пригласить на главную роль кинозвезду.

На роль Клеопатры была приглашена Элизабет Тейлор Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год
На роль Клеопатры была приглашена Элизабет Тейлор
Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год

На роль Клеопатры пробовались Бриджит Бардо, Одри Хепберн и Софи Лорен. Но голливудские боссы остановились на кандидатуре Элизабет Тейлор. Актриса к тому времени была уже признанной звездой, а потому выдвинула ряд требований. Продюсеры поселили ее на роскошной вилле из 14 комнат, а из Беверли-Хиллз ей регулярно привозили любимую еду. Кроме высокого гонорара, персональных помощников и разрешения вносить изменения в свою роль Тейлор потребовала… сменить режиссера. Тейлор и Мамулян никак не могли прийти к взаимопониманию, и в итоге руководство киностудии снова приняло сторону актрисы.

Новым режиссером стал Джозеф Манкевич. Хотя декорации уже были построены, а актеры подобраны, Манкевичу было разрешено вносить любые изменения в сценарий и список актеров. И режиссер развернулся не на шутку. Манкевич решил снять проект колоссальных масштабов, демонстрирующий величие и богатство Древнего Египта, а также бурную любовную связь между Клеопатрой и двумя самыми могущественными лидерами Рима, Юлием Цезарем и Марком Антонием.

Боссам 20th Century Fox пришлось затянуть пояса потуже и перенести съемки в Европу, где производство фильмов обходилось значительно дешевле. Но и в таких условиях бюджет картины раздулся до $6 миллионов (огромная по тем временам сумма). Однако это было только началом непомерных расходов.

Режиссёр Джозеф Манкевич беседует с Клеопатрой / thevintagenews.com
Режиссёр Джозеф Манкевич беседует с Клеопатрой / thevintagenews.com

Перерасход бюджета и производственные проблемы

«Клеопатра» постоянно сталкивалась с финансовыми проблемами. В какой-то момент затраты и вовсе вышли из-под контроля. Одной из основных причин перерасхода бюджета было решение переделать первоначальные фанерные муляжи дворцов и построить тщательно продуманные декорации. Воссоздание Древнего Рима и Египта потребовало огромных и сложных построек, в том числе массивной копии Римского форума. Эти декорации выглядели потрясающе, но были астрономически дорогими в изготовлении и обслуживании.

Проблемы со здоровьем Элизабет Тейлор также сыграли свою роль. Во время съемок она серьезно заболела (у актрисы диагностировали отек легких и какое-то время она провела в реанимации), что привело к задержкам и увеличению производственных расходов. Вместо запланированных четырех месяцев съемок киностудия была вынуждена прекратить производство на полгода, пока Тейлор окончательно не поправилась.

Затраты компании Fox уже превышали $10 миллионов. Студия была вынуждена заморозить большинство своих проектов и полностью приостановить телевизионное вещание. Многие актеры разорвали контракты и ушли из проекта. Пришлось искать новых, в том числе и на две главные мужские роли.

Во время вынужденной паузы режиссер Манкевич почти полностью изменил сценарий. Теперь в роли Марка Антония он видел Марлона Брандо. Но тот оказался занят в другом фильме. Тогда на главную роль пригласили Ричарда Бертона. Актер согласился, но за гонорар в треть миллиона.

На роль Марка Антония Манкевич пригласил Ричарда Бертона Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год
На роль Марка Антония Манкевич пригласил Ричарда Бертона
Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год

Третий по величине флот в мире

Кроме декораций значительную статью расходов занимали костюмы. Для Элизабет Тейлор сшили 65 костюмов, один из которых был выполнен из 24-каратной золотой нити. Всего для фильма было изготовлено 26 000 костюмов и 79 декораций.

Построили даже легендарную позолоченную ладью египетской царицы. А для эпизода морских сражений выстроили так много кораблей, что киношный флот по величине оказался третьим в мире.

Золотая ладья Клеопатры Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год
Золотая ладья Клеопатры
Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год

Спешка, паника и истерика

Для всех, кто участвовал в создании фильма, «Клеопатра» стала определяющим этапом в карьере. Картина чуть было не обанкротила голливудского гиганта, из-за чего несколько продюсеров киностудии покинули свои посты. Манкевич вспоминал о фильме не иначе как «зачатом в спешке, снимавшимся в истерике и законченном в слепой панике». После «Клеопатры» он на несколько лет взял перерыв в работе.

Элизабет Тейлор, так же, как и ее героиня, на съемках безоглядно бросилась в любовную историю и закрутила бурный роман с Бертоном. Однако актер не спешил разводиться с женой ради новой возлюбленной. В итоге Тейлор впала в очередную депрессию, а Бертон пристрастился к бутылке.

Все же, несмотря на все трудности, фильм вышел по-настоящему эпичным. «Клеопатра» стала самой ожидаемой премьерой 1963 г. и получила четыре статуэтки «Оскар». Однако успех картины не смог покрыть всех расходов, даже несмотря на то, что зритель готов был платить за билет в кинотеатр втрое больше обычного. Кассовые сборы в США не дотянули и до $40 миллионов, тогда как суммарный бюджет картины составил $44 миллиона ($350 миллионов по современным меркам).

Фильм «Клеопатра» стал самой ожидаемой премьерой 1963 года и получил четыре премии «Оскар» Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год
Фильм «Клеопатра» стал самой ожидаемой премьерой 1963 года и получил четыре премии «Оскар»
Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год

«Клеопатра» стала нарицательным понятием в Голливуде, обозначающим крупный провал, несмотря на то что мировой прокат все-таки сумел покрыть финансовые расходы. С тех пор киностудии надолго зареклись снимать крупномасштабные костюмированные проекты вплоть до эпохи исторических фильмов XXI в., таких как «Гладиатор» или «Троя».

На обложке: Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий