В раннем детстве он впервые увидел море и без памяти влюбился в эту грозную, прекрасную и могучую стихию. Иван Айвазовский любил море страстно и самоотверженно – наверное, именно поэтому его картины с морскими пейзажами не знают себе равных. Они не просто прекрасны – они «живые». Море с полотен Айвазовского дышит, шепчет, бурлит и бунтует. Оно всегда остаётся главным персонажем этих работ и предметом бесконечного восхищения автора.
Величайший художник-маринист всех времён, Иван Айвазовский был человеком неординарным и ярким. Простой армянский мальчишка начинал с того, что рисовал кусочком угля на стенах зданий. Тоненькие линии превращались в волны, и он верил, что когда-нибудь сможет показать миру «своё» море в полноте красок и тонов. Ивану Айвазовскому суждено было достигнуть вершин успеха, к которому он взлетел на гребне волны, написанной им же. Как же сложилась судьбы великого художника? И почему Айвазовский мог бы вовсе не стать живописцем?
Непростая жизнь
Ованес Айвазян (а именно так звали мастера на самом деле) родился в июле 1817 года в армянской семье, жившей в Феодосии. Отца мальчика звали Геворк Айвазян, однако после переезда он решил взять русское имя, записавшись как Константин Гайвазовский.
Глава семейства отличался смекалистым и находчивым характером. Он свободно владел многими языками, благодаря чему решил начать предпринимательскую деятельность, связанную с поездками. Феодосия в ту пору стремительно развивалась, а порт позволял странствовать и заниматься торговлей на значительном отдалении от родных мест. Несомненно, дела Гайвазовского пошли бы на лад, но всё перечеркнула эпидемия чумы.
Материальное положение семейства оставляло желать лучшего, и родителям приходилось искать средства, чтобы прокормить многочисленных отпрысков. Мать будущего живописца Рипсиме Айвазян была прекрасной вышивальщицей. Проводя целые дни за работой, она старалась выгоднее продать свои изделия, чтобы принести домой кусок хлеба и немного сладостей для ребятни.

Местонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
Юный художник
Пока отец и мать работали, маленький Иван любил проводить время на берегу моря. Он мог бесконечно смотреть вдаль, любуясь оттенками волн и бликами на воде. По сути, мальчик был предоставлен самому себе, однако это пошло ему на пользу. Едва увидев, что ветер усиливается и приближается шторм, он спешил к берегу, чтобы полюбоваться грозной силой стихии. Особенно он любил именно такие ненастные дни, когда море раскрывало свой совсем иной характер – не мирный и дремлющий, а могучий и жестокий. Но он обожал море во всех его проявлениях.
Конечно, у мальчика не было денег, чтобы купить себе кисти и краски, а потому свои первые творения он оставлял на песке – так и выходит, что ранние работы юного Айвазовского забрало себе море, его вечный источник вдохновения. А потом Ваня нашёл кусочек угля и принялся рисовать свои картины на стенах городских зданий. Весь дом его семьи был изрисован Иваном, но отец не ругал его. Наверное, понимал, что для мальца это очень важно, а ещё видел, что и сами картины не так уж плохи.
Однако беззаботным детство юного Айвазовского вовсе не было. Уже в возрасте десяти лет он решил, что должен помогать родителям и вносить свою лепту в семейный бюджет. Мальчишка устроился в местную кофейню, где служил разносчиком. Благодаря этой работе Иван получил возможность приобрести свои первые краски и теперь рисовал каждую свободную минуту. А ещё он самостоятельно выучился игре на скрипке, чем немало удивил родных.

Местонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
Знаковая встреча
Вот только все эти таланты не смогли бы раскрыться на той почве, где появились – семья Айвазовских жила в нищете, и Иван вряд ли стал бы живописцем. Его будущее было бы связано с работой в порту, где он трудился бы всю жизнь, иногда рисуя картины, о которых так никто бы и не узнал.
Всего одна судьбоносная встреча полностью перевернула жизнь Айвазовского. Однажды он познакомился с Яковом Кохом, местным архитектором. Тот, увидев первые скромные наброски мальчика, понял, что перед ним – талант, у которого большое будущее.
Он стал дарить Ивану кисти и краски, бумагу и даже давал своему юному подопечному уроки рисования. А вскоре, сыграв на одном из вечеров на скрипке, Айвазовский обратил на себя внимание городского губернатора Александра Казначеева, который тоже считал, что нельзя оставлять без поддержки молодое дарование.

Местонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
В Симферополе
Благодаря помощи губернатора Иван сумел поступить в симферопольскую гимназию. Приехав в новый город, молодой художник обратил на себя внимание местного губернаторского семейства. Наталья Нарышкина, супруга городского главы, по-матерински относилась к Ивану, которому позволяла пользоваться обширной семейной библиотекой.
Дни и ночи напролёт Айвазовский проводил за работой над картинами и книгами. Он начал создавать копии известных картин, стараясь понять принципы построения композиции и особенности наложения красок. Он очень много учился, причём немало премудростей живописи Ивану Константиновичу приходилось осваивать самостоятельно.
Женщина мудрая и рассудительная, Нарышкина понимала, что Ивану необходимо ещё многому научиться. И лучшим вариантом стала бы учёба в Императорской Академии художеств Благодаря своим связям губернаторская жена нашла выход на президента учреждения Оленина.
В своём письме к нему Наталья попросила устроить талантливого юношу в академию, рассказала о бедственном положении семьи Айвазовского, а главное – приложила несколько рисунков паренька. Оленин был впечатлён работами юного живописца, а через некоторое время показал их императору Николаю Первому. Тот был восхищён мастерством Айвазовского и приказал немедленно зачислить его в академию. Так благодаря добрым людям простой армянский парнишка стал учащимся столичной Академии художеств.

Местонахождение: Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург, Россия
Академия художеств
Став самым молодым студентом академии, Иван Константинович поражал виртуозным мастерством своих работ. Он действительно был самородком, однако для совершенствования следовало аккуратно «отшлифовать» врождённый талант. В немалой степени этому способствовал известный пейзажист Максим Воробьёв, который стал наставником мариниста. Именно он раскрыл перед Айвазовским все секреты создания пейзажа и сформировал того самого художника-виртуоза, в подаче которого природа кажется действительно не нарисованной, а живой.
Первыми, так сказать, «осмысленными» работами мариниста стали «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем». За эти картины начинающий живописец был награждён серебряной медалью.
Через некоторое время Иван Константинович стал учеником Филиппа Таннера, который прибыл из Франции. Правда, с ним сложились не столь доброжелательные отношения, как с Воробьёвым. Таннер нередко заставлял своего подопечного делать «грязную» работу или же заказывал обыкновенные копии. Однако своенравный Айвазовский находил время для работы над собственными полотнами, а потому в итоге заставил Таннера поменять своё отношение к ученику.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Правда, снисходительности учителя хватило ненадолго. По собственному решению Айвазовский на выставке, организованной Таннером, представил несколько своих картин. Критики были восхищены этими работами, а вот сам Таннер негодовал. Он даже пожаловался на своего ученика императору, и тот приказал снять картины с выставки. Демонстрировать публике свои творения Айвазовский получил право лишь через полгода.
А потом наступил не менее значимый период обучения Ивана Константиновича. Его определили в класс к художнику-баталисту Александру Зауервейду. Здесь он проучился совсем недолго, однако сумел постичь многие тонкости батальных картин, которые также составят весомый пласт творчества Айвазовского.
Кстати, после обучения у Зауервейда живописец представил свою картину «Штиль», за которую был награждён Большой золотой медалью. После этого преподаватели академии приняли решение о выпуске Айвазовского. По сути, больше ничему новому научиться у них он не мог. Иван Константинович стал самым молодым выпускником, покинув стены учебного заведения в двадцатилетнем возрасте.

Местонахождение: Частная коллекция
Поездки и работа
А впереди было немало приключений. Душа тянула Айвазовского в путешествие, которое бы стало источником вдохновения и энергии. Он ощущал себя свободным и счастливым – разве может быть что-то прекраснее осознания, что ты нашёл своё место и можешь всю жизнь заниматься любимым делом?
Иван Константинович отправился в родной Крым, посетив многие города на побережье, затем вновь приехал в Петербург, а оттуда направился в поездку по Европе, посетив Рим, Венецию, Флоренцию. Как вы понимаете, всюду, где Айвазовский видел море, он старался запечатлеть его на своих полотнах, показав особенный колорит каждого морского пейзажа. Все картины были неповторимыми.

Местнахождение: Монастырь Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция, Италия
Оказавшись в Италии, Айвазовский знакомился с творениями известных мастеров, и сам очень много трудился. Одной из картин, написанных в то время, стал «Хаос». Узнав, что сам Папа Римский выразил восхищение этим полотном, Айвазовский преподнёс его в дар понтифику.
В качестве ответного знака благодарности Папа наградил русского мастера золотой медалью. Казалось бы, ничего особенного не произошло – просто встреча живописца и представителя духовенства. Однако влияние и масштаб власти Папы Римского вскоре превратили Ивана Константиновича в художника, известного всей Европе. Согласитесь, ведь интересно же было взглянуть на работы мастера, чьё творение впечатлило понтифика.
Посетив несколько европейских стран, Айвазовский стал собираться на родину – всё равно родная Россия, а особенно Крым были ему милее дальних государств. Вот только по пути домой корабль, на которой находился маринист, попал в шторм. Вскоре по Феодосии поползли слухи, что живописец погиб во время бури. К счастью, они не оправдались – море помиловало человека, воспевавшего его всю свою жизнь, и Айвазовский вернулся на родину живым и невредимым. А вот увиденное им «сердце шторма» подарило мастеру немало интересных идей.

Местонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
Многогранный Айвазовский
В 1844 году Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба России, получив право носить морской мундир и бывать на местах сражений. Всего через три года он стал одним из профессоров той самой Академии художеств, где некогда учился. Кроме того, он преподавал в художественных академиях крупных европейских городов.
Когда речь идёт о творчестве Ивана Константиновича, мы, конечно, в первую очередь представляем пейзажи и батальные картины. Вот только ими его наработок не ограничивался. Нередко Айвазовский писал городские пейзажи. Так, например, во время своей крымской поездки он создал целую серию пейзажей городов южного побережья Крыма.
Помимо того, вдохновение черпал мастер и в просторах малороссийских степей, которые напоминали ему море с волнами ковыля и душистых трав. Есть среди работ мариниста и портретная живопись. Правда, сам Айвазовский не считал себя хорошим портретистом, а потому писал лишь портреты близких людей. Зато благодаря этому сохранились образы его бабушек и дедушек, родителей и других родственников.

Местонахожодение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
Путешественник и патриот
Айвазовский стремился воспевать красоту своей родины. Во время путешествий по Европе он демонстрировал картины с изображением бескрайних русских степей или лазурных волн Чёрного моря. На выставке 1857 года в Париже Иван Константинович представил публике серию «Богатства России». Одно только название говорило, что автор бесконечно горд тем, что принадлежит к гражданам этой великой страны. Французы же по достоинству оценили шедевр, а маринист получил очередную заслуженную награду.
Если сегодня из поездок мы привозим множество фотографий, то у Айвазовского это были его картины. После каждого путешествия он делал зарисовки и превращал их в полотна, которые рассказывали об удивительных местах, виденных автором. Так, например, после посещения Египта появилась картина «Великая пирамида в Гизе», а после поездки в Соединённые Штаты Айвазовский создал полотно с видом Ниагарского водопада.

Местонахождение: Частная коллекция
Став очень известным ещё при жизни, он превратился в одного из самых востребованных живописцев. Иван Константинович нередко получал приглашения переехать в другой город или даже страну – ему всюду были рады.
От предложений художник не отказывался, однако вдали от родины все равно оставался путешественником. Своим истинным домом он считал только Феодосию. Даже в письме Павлу Третьякову маринист писал:
«Мой адрес — всегда в Феодосии».

Местонахождение: Национальная галерея, Ереван, Армения
Любовь к Феодосии
Именно здесь, в Феодосии, живописец обзавёлся имениями в деревне Шейх-Мамай и в Судаке, где нередко играл на скрипке под аккомпанемент фортепиано. Благодаря Айвазовскому преобразился его родной город. Он часто принимал участие в общественных делах, стремился благоустроить Феодосию и превратить её в цветущий край.
Иван Константинович сделал свой город одним из центров живописной культуры юга России, организовал строительство в Феодосии концертного зала и помогал обустроить местную библиотеку. Сам Айвазовский даже на совершенно незнакомых людей производил впечатление человек важного и значительного (а так оно и было в действительности). Юрий Галабутский в книге «И.К.Айвазовский. По личным воспоминаниям» пишет:
«Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметен был нерусский акцент… он говорил со спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать».

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Именно Иван Константинович инициировал строительство железной дороги «Феодосия – Джанкой», работы над которой были завершены к 1892 году. А в 1886 году, когда в Феодосии многие страдали от нехватки воды, именно живописец организовал подвоз воды из собственного источника. Он писал:
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. вёдер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника».

Фонтан Айвазовского, 1910-1912 годы
По его же инициативе началось строительство водопровода, который возвратил город к жизни. Вода подавалась в фонтан, где местные жители совершенно бесплатно могли наполнить вёдра и горшки.
Кроме того, в своём доме знаменитый маринист открыл выставочный зал. Здесь он выставлял свои картины, подаренные Феодосии. Как указал в своём завещании Иван Константинович, всё, что имелось в выставочном зале, не должно было покинуть пределов города:
«Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

Страстная любовь
В биографии Айвазовского можно выделить немало значимых событий. Не менее бурной была и его личная жизнь, которая позволяет нам обратить особенное внимание на трёх женщин. Первой любовью Ивана Константинович стала венецианская танцовщица Мария Тальони.
Она была значительно старше его, однако ради возлюбленной Иван готов был закрыть глаза на все общественные предрассудки. Вместе с Марией Айвазовский отправился в Венецию, где прожил некоторое время. Однако роман продолжался недолго и не имел будущего – Мария предпочла юному романтику карьеру.

Местонахождение: Театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва, Россия
Неудачный брак
В 1848 году Иван Константинович женился. Его супругой стала Юлия Гревс, дочь придворного врача. Пышная свадьба в Феодосии собрала, казалось, всех местных жителей. Увы, счастье этой семьи оказалось недолгим. После рождения дочерей Юлия начала мечтать о выходах в свет и столичной жизни.
Женщину удручала обстановка в Феодосии, где её супруг окружал себя простыми людьми и был всем доволен. Эти бытовые разногласия вылились в развод, что в ту пору было редкостью. Недоброжелатели говорили, что причиной расторжения брака стало периодическое физическое насилие художника над женой. Однако в семье все прекрасно понимали, что проблема заключалась в ином: Айвазовский привык к Феодосии, которую так и не смогла полюбить его супруга.
Но и после развода пара не могла найти покоя. Юлия старалась всячески настроить дочерей и внуков против Ивана Константиновича, а он отчаянно пытался сохранить добрые отношения с младшими членами семьи.

Последние годы жизни
Поразительно, но настоящее счастье в любви Айвазовский познал лишь в преклонном возрасте. Когда ему исполнилось шестьдесят пять лет, он встретил молодую красавицу Анну Саркизову-Бурназян. Женщине было всего двадцать пять лет, однако именно она скрасила последние годы великого живописца. Её образ Иван Константинович увековечил в своей работе «Портрет жены художника».
Великий живописец немало трудился и сумел познать вершины славы, но, увы, не мог жить вечно. Незадолго до смерти художник написал картину «Морской залив», а в последний день своей жизни приступил к работе над «Взрывом корабля». К сожалению, завершить это творение он не успел.

Местонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
Айвазовского не стало 19 апреля (2 мая) 1900 года. Знаменитый маринист был похоронен в армянской средневековой церкви Святого Саркиса. Через некоторое время его вдова Анна установила на месте погребения памятник, на котором были написаны слова историка Мовсеса Хоренацци:
«Рождённый смертным, он оставил бессмертную память».

Местонахождение: Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия, Россия
Даже в наше технологично-прагматичное время картины Ивана Константиновича Айвазовского вызывают искреннее восхищение. «Они более реалистичны, чем фотографии», «Я слышу, как шумит это море», «Воду так не может написать никто другой». Вот такие отзывы можно встретить на сайтах, посвящённых великому русскому живописцу. А ведь это действительно так. Айвазовский так и остался непревзойдённым мастером морского пейзажа, человеком, показавшим море во все его проявлениях. За свою жизнь Иван Константинович написал более 6 тысяч картин (а если считать с эскизами и прочими наработками, то число их превышает 20 тысяч!). Эти творения сделали имя Айвазовского поистине бессмертным.
На обложке: Фрагмент картины Алексея Васильевича Тыранова «Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского», 1841 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия