История, глядящая на нас с картины – что открывает «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года»?

Искусство

Этот день называют одной из величайших дат в истории Российской империи, неким переломным моментом в судьбе великой державы. Живописец Стефано Торелли, которому посчастливилось своими глазами видеть всё происходящее, решил запечатлеть столь грандиозное событие, и всего через год родилась картина «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года».

Это полотно стало не просто отражением исторического события особой важности, но и неким символом последующих лет. Как истинный художник, Торелли постарался «зашифровать» собственный взгляд на российскую императрицу. Что же он открывает нам на своей картине? И какой была коронация великой правительницы России?

Придворный живописец

Стефано Торелли происходил из творческого семейства. Его отец Феличе Торелли также был живописцем и, вероятно, именно поэтому у маленького Стефано с детства проявился талант к рисованию. Он стал старательным учеником своего отца и вскоре добился признания на столь непростом поприще.

Молодой художник Торелли стал известен в Риме и многих других итальянских городах, однако не задержался на родине. Когда ему поступило приглашение работать при дворе Августа Третьего Саксонского, Стефано принял его – разумеется, оплата здесь была в разы выше, чем те деньги, что он получал от итальянской знати.

При саксонском дворе Торелли быстро приобрёл «хватку» придворного живописца. Он знал, как именно и в каком свете следует изображать «сильных мира сего», при этом старался не допускать ни критики, ни лести. По сути, Торелли вызывал восхищение именно правдивостью изображения, за что получил уважение как придворных, так и самых правителей.

Стефано Торелли «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года», 1777 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Стефано Торелли «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года», 1777 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В России

Но в 1762 году Торелли получил новое предложение. Отказаться от столь заманчивых перспектив он не мог. Генерал Иван Шувалов предлагал ему приехать в Россию, чтобы работать при российском императорском дворе. Стоит ли говорить, что это было гораздо интереснее, нежели создание картин в Саксонии? Россия действительно стала второй родиной Торелли.

Здесь он занимался росписью интерьеров и созданием портретов самых высокопоставленных особ. Его кисти принадлежат произведения, изображающие императрицу Елизавету Петровну, Петра Великого и Екатерину Вторую. Особенным творением стала картина «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года».

Великий день Екатерины II

Прежде, чем перейти непосредственно к творению Торелли, я хочу рассказать о самой коронации, событии, свидетелем которого и стал итальянский живописец. В июне 1762 года Екатерина II совершила дворцовый переворот, свергнув своего мужа, императора Петра III.

Стоит сказать, что затруднений со сменой власти не возникло – в армии и народе недовольство правлением Петра с каждым днём становилось всё сильнее и наконец выплеснулось в переворот. При этом после свержения супруга Екатерина не передала власть малолетнему сыну, став самостоятельной правительницей. Как отмечал историк В.О.Ключевский:

«Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца».
По приказу Екатерины ювелиры Георг Экарт и Жереми Позье создали великолепную корону, 1762 год Местонахождение: Алмазный фонд, Москва, Россия
По приказу Екатерины ювелиры Георг Экарт и Жереми Позье создали великолепную корону, 1762 год
Местонахождение: Алмазный фонд, Москва, Россия

Вскоре после дворцового переворота началась подготовка к коронации. Скупиться на столь значимую церемонию Екатерина не стала. Более того, она решила обновить коронационные принадлежности. По её приказу ювелиры Георг Экарт и Жереми Позье создали великолепную корону, которая была декорирована 4936 бриллиантами и 75 жемчужинами. Венчала её шпинель ярко-красного цвета весом в 400 карат. Только вообразите: стоимость этого украшения достигла 2 миллионов рублей! Для сравнения: в ту пору дом стоил всего 7 рублей. Поистине императорский размах!

Как настоящая женщина, Екатерина уделила не меньше внимания и коронационному наряду. На пошив платья ушло немало шёлка и парчи. Диаметр юбки составлял пять метров, которые дополнял трёхметровый шлейф. Кстати, по всей поверхности платья были вышиты золотыми нитками двуглавые орлы – герб и символ России. Если хотите рассмотреть его внимательнее, рекомендую портрет работы того же Торелли, изображающий Екатерину II крупным планом.

Стефано Торелли «Портрет императрицы Екатерины II», 1760-е годы Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Стефано Торелли «Портрет императрицы Екатерины II», 1760-е годы
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Великое событие на полотне Торелли

«В 5 часов… войска выступили из казарм и направились в Кремль; к 8 часам все гвардейские и напольные полки выстроились около Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов… Не только места для зрителей, все валы и крыши домов были усеяны народом».

Так утро дня коронации описывал историк В.А.Бильбасов. У входа в Успенский собор императрицу встречали представители высшего духовенства. Она поцеловала иконы и заняла подготовленный для неё престол. Церемония была действительно пышной и зрелищной, и это в полной мере видно на картине «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года». Как я уже сказала, здесь можно не просто увидеть отражение того знаменательного дня, но и особенные символы, которые оставил для нас автор.

Заметьте, Торелли не стал изображать Екатерину в центре полотна или крупным планом. Нет, это он сделает на отдельном портрете, а здесь живописец постарался передать масштаб и яркость того исторического события. Мы видим склонившихся придворных, самых знатных представителей русской аристократии. Все они находятся ниже Екатерины, которая восседает на престоле, стоящем на возвышении.

Склонившиеся придворные, самые знатные представители русской аристократии, находятся ниже Екатерины, которая восседает на престоле, стоящем на возвышении. Она - над всеми.
Склонившиеся придворные, самые знатные представители русской аристократии, находятся ниже Екатерины, которая восседает на престоле, стоящем на возвышении. Она – над всеми.

«Она – над всеми», – словно бы говорит нам со своей картины Стефано Торелли. Но главное – место, где находится императрица, залито светом, а значит, на неё словно бы в этот самый миг, в момент коронации, снисходит Божье благословение. «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года» стало особенной картиной Торелли, который показал и красоту новой императрицы, и величие дальнейшей власти этой знаменитой решительной женщины.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий