Исаак Левитан – самый большой и самый мудрый мастер русского пейзажа

Искусство

Коллеги Левитана рассыпались в его адрес даже не комплиментами, а высочайшими похвалами: Александр Николаевич Бенуа называл его «истиной», а Игорь Эммануилович Грабарь – «самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа».

Но жизнь его была сложной и полной лишений. Исаак Ильич Левитан – художник, которого дважды в жизни высылали за черту оседлости. Возможно, кто-то не знает, но в Российской Империи некогда существовал закон, по которому люди, имеющие еврейское происхождение, не могли жить и работать в больших городах.

Исаак Ильич был родом из еврейской семьи, бедной, но образованной. Такая вот дикая несправедливость случилась с талантливейшим человеком своего времени, ведь порой людей больше оценивают по происхождению и внешнему виду, чем по таланту и способностям. Зато ценил творчество Левитана знаменитый русский коллекционер произведений искусства Павел Третьяков, который приобрел более двадцати полотен Исаака Ильича.

Однажды Левитан чуть не вызвал Антона Павловича Чехова на дуэль за написанный им рассказ «Попрыгунья». Тем не менее, затем он подал гениальному писателю-сатирику идею для его знаменитой пьесы «Чайка». Рано осиротевший художник сам так и не создал своей семьи, но он стал родоначальником такого направления в русской живописи, как «пейзаж настроения». Это вид рисунка, где автор переносит на холст окружающий пейзаж так, как видит его сам, можно сказать, через призму своего настроения и восприятия, передавая свои впечатления об увиденном в картине. Так каков же был жизненный путь, пройденный Исааком Ильичом?

Исаак Ильич Левитан «Автопортрет», 1885 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «Автопортрет», 1885 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Родом из бедной еврейской семьи

У Ильи Абрамовича Левитана, урожденного Эльяшива – еврейское имя, но в России все национальности старались придать своим именам больше русскости, родился сын в 1860 году. Жена Ильи Абрамовича Бася, названная родителями Берта, родила Исаака 18 августа. На тот момент семья жила в Литве, в небольшом и малоизвестном поселке Кибарты близ одноименной железнодорожной станции. Маленький Исаак не был их первенцем, у супругов уже имелось трое детей. Глава семейства получал мало, он репетиторствовал и параллельно работал контролером на станции.

Илья Абрамович занимался самообразованием, он без всяких преподавателей изучил два иностранных европейских языка – немецкий и французский, которые были востребованы в те времена, их он и преподавал затем сам. Безвыходное положение, почти нищенское существование, отсутствие перспектив как у самих супругов Левитан, так и у их детей, сподвигло семью на переезд в старую столицу Российской Империи – Москву.

Юный Исаак Левитан, 1870 год
Юный Исаак Левитан, 1870 год

Жизнь на новом месте

У старшего брата будущего художника Авеля родители заметили тягу к творчеству, а именно к живописи. Несмотря на то, что денег в семье хронически недоставало, родители отдали сына в училище с художественным уклоном. Младший брат также проявил склонность к живоптси, он мог длительное время не отходить от старшего брата и следить за тем,  как тот рисует. Исаак не только изучал творчество своего брата, но и присматривался к работам и стилю его преподавателей.

Уже в 13 лет младшего сына Левитаны отдали в то же училище, что и Авеля. В 15 лет юный Исаак лишился матери, а в 17 и отца. Вместе с ними он лишился и той колоссальной семейной поддержки, которую оказывали ему родители, несмотря на свое небогатую жизнь. Братья не оставили учебу живописи, они продолжили идти к своей творческой цели – стать художниками.

Исаак Ильич Левитан «Солнечный день. Весна», 1876-1877 годы Местонахождение: Частная коллекция
Исаак Ильич Левитан «Солнечный день. Весна», 1876-1877 годы
Местонахождение: Частная коллекция

Новая глава жизни

Друзья и знакомые семьи, даже преподаватели училища видели, что у бедных молодых людей есть неподдельный талант к живописи, особенно у младшего. Преподаватели, у которых учился Исаак, совместным обращением добились того, что юному живописцу выдали денежное пособие. Знакомые и друзья тоже не остались равнодушны к судьбе молодого человека, они снабжали его всеми необходимыми для художника инструментами и материалами.

Занимаясь живописью в училище, юный художник понял, к чему тяготеет его творческая натура – это был пейзаж. В 1870-х годах XIX века уже состоялась первая выставка молодого живописца. Эту профессиональную выставку нового восходящего таланта посетил сам Павел Третьяков. Известный меценат приобрел картину одаренного юноши под названием “Осенний день. Сокольники”. Это, безусловно, был большой успех для начинающего художника, коллекционер остался более чем доволен и восхищен работами Левитана.

Знакомство с Третьяковым придало сил и уверенности Исааку, он понял, что его талант требует развития. Тем не менее, финансовое положение юноши было плачевным, ему необходимо было зарабатывать чем-то на жизнь. Он устроился иллюстратором еженедельников, а после работы Исаак писал картины по своему желанию.

Исаак Ильич Левитан «Осенний день. Сокольники», 1879 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «Осенний день. Сокольники», 1879 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

По дорогам творчества и жизни

К 1880 году Левитан выработал собственный стиль в живописи. В 1884 году талант Исаака Ильича был признан его товарищами по кисти, и живописец стал одним из членов Товарищества художников-передвижников. Он постоянно стал показывать свои полотна на передвижных выставках, где о нём узнавало всё больше людей. В связи с успехами на художественном поприще занятия в художественном училище Левитан посещать перестал и был отчислен, не получив диплома об окончании курса.

К 1890-м годам финансовое положение молодого художника стало намного лучше, но почти нищенское детство дало о себе знать в молодости – у Левитана проявилась болезнь сердца. Для поправки здоровья он уезжает в гости к своим знакомым в их семейную усадьбу. В гостях художник обрел друга на долгие годы, им стал Антон Павлович Чехов. Побывав на Волге, живописец с новыми силами написал множество пейзажей, среди которых выделяется один под названием «На Волге». Этот пейзаж был отмечен наградой Московского общества любителей художеств.

Левитан «На Волге», 1888 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «На Волге», 1888 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Дружба с Чеховым из-за одного инцидента на несколько лет прерывалась. Произошло следующее: Антон Павлович написал и издал рассказ «Попрыгунья», где за основу сюжета взял романтические отношения Левитана с Софьей Кувшинниковой. Эта дама  хоть и не отличалась особой красотой, зато блистала интеллектом. Брат писателя говорил о ней так:

“Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина”.

Жена Чехова также отмечала за Софьей нечто привлекательное в интеллектуальном плане:

 “В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать. Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна – оригинальна, талантлива, поэтична и изящна”.
Исаак Ильич Левитан «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», 1888 год Местонахождение: Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург, Россия
Исаак Ильич Левитан «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», 1888 год
Местонахождение: Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург, Россия

Возлюбленная Левитана была замужем, но часто уединялась с художником в поездках на Волгу, так как увлекалась рисованием. Там они проводили время вдвоем, запечатлевая живописные волжские виды. Чехов же в своем рассказе чуть ли не подробно описал все любовные похождения Кувшинниковой и Левитана, хотя сам говорил совершенно иное:

 “Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама узнала себя в 20-летней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в Пасквиле…”.

Помимо этого Антон Павлович ещё добавлял в свое оправдание:

 “Моя «Попрыгунья» хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода”.
Анна Николаевна Турчанинова. Между Левитаном и Турчаниновой в первую же встречу проскочила искра, вскоре превратившаяся в пожар
Анна Николаевна Турчанинова. Между Левитаном и Турчаниновой в первую же встречу проскочила искра, вскоре превратившаяся в пожар

Так и поссорились два друга, прежде бывшие задушевными приятелями. Исаак Ильич хотел было стреляться с писателем, но его дружеское окружение отговорило художника от столь опасного для обоих талантов мероприятия. После разрыва отношений с Кувшинниковой у Левитана появилась новая пассия – Анна Турчанинова, с которой художник был связан до конца своих дней.

Первой же любовью Левитана была сестра Антона Павловича, но она пожелала остаться для Исаака лишь другом. С Чеховым живописца всё же помирили, а вот с Софьей Петровной он больше не виделся. Несмотря на это, она вспоминала о Левитане только в добром и позитивном ключе. Художник за всю жизнь так ни разу и не женился.

Исаак Ильич Левитан «Над вечным покоем», 1894 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «Над вечным покоем», 1894 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Известный меценат и любитель искусства Сергей Морозов подарил Левитану мастерскую, в которой тот полноценно творил и создал свои лучшие картины. В конце XIX столетия Исаак Ильич был уже вполне известным живописцем, его работы ценились и стоили приличных денег. К началу нового века в картинах Левитана стала появляться глубокая мысль, раздумье, он начал философствовать в своих полотнах. Он и в жизни много думал о людях, их жизнях, предназначении. «Над вечным покоем» – картина, в которой чувствуются размышления художника о человеческой жизни. Как он сам говорил:

 “В этой картине я отразил самого себя”.

Левитан начал много путешествовать и пробовать себя в разных стилях живописи. К сожалению, новые картины Исаака Ильича, написанные в несвойственной ему манере, должного признания не получили, что расстроило художника. К таким работам можно отнести: «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии» и «Озеро Комо». После неудавшейся попытки самоубийства Левитан напишет картину «Март», которую затем приобретет для своей частной коллекции Третьяков.

Исаак Ильич Левитан «Март», 1895 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «Март», 1895 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

После печальной полосы в жизни художника у него начался новый творческий и жизненный подъем. В этот период он пишет прекрасную солнечную картину «Золотая осень». Эту картину я знаю с детства, долгое время её репродукция висела в моей комнате над кроватью. Можно сказать, что именно Левитан приобщил меня к прекрасному миру живописи. Когда мой взгляд падал на эту картину, я любовалась красивым живым пейзажем и ощущала лучи ласкового солнца, прохладу реки и свежий, чистый воздух полей.

С юности Исаак Ильич страдал от болезни сердца, с годами она обострилась и совсем измучила живописца. Организм художника был очень ослабленным, что приводило к возникновению сопутствующих заболеваний. В 1900 году после выезда для рисования на природу Исаак Ильич заболел. Через два месяца борьбы с болезнью организм художника сдался.

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», 1895 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», 1895 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

22 июля 1900 года, немного не дожив до своего 40-летия, Исаак Ильич скончался. В его мастерской осталось около 40 незаконченных картин и почти 300 этюдов. Увы, жизнь живописца оборвалась слишком рано, он ушёл из жизни на пике мастерства. Но среди великих русских художников Левитан занял заслуженное почётное место, оставив потомкам свои прекрасные картины.

На обложке: Фрагмент картины Валентина Александровича Серова «Портрет художника И.И.Левитана», 1893 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий